Культура

И Бог создал мужчину Конформист, психопат, образцовый любовник: 90 лет легенде французского кино Жан-Луи Трентиньяну

15 фото

В российском прокате — «Мужчина и женщина: Лучшие годы» Клода Лелуша, казалось бы, невозможный триквел одной из самых народных мелодрам всех времен, в котором Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме возвращаются к каноническим ролям пары влюбленных, впервые сыгранным ими больше полувека назад. А 11 декабря Трентиньяну исполняется 90 лет. Он не стал суперзвездой калибра Делона или Бельмондо, но остается живой легендой, артистом, игравшим много и разнообразно, у режиссеров уровня Бертолуччи, Шаброля и Кесьлевского, с психологическим диапазоном, позволившим ему воплотить на экране некоторых из самых сложных персонажей в истории кино. «Лента.ру» вспоминает самые интересные роли французского актера.

Трентиньян начал сниматься в кино только в 25 лет — но зато уже одна из первых ролей принесла ему настоящую славу. В проблемной на современный взгляд драме Роже Вадима о непонимании мужчинами женской природы актер играет самого незрелого из персонажей, нервного юношу, эффектно съезжающего с катушек под влиянием божественной (название фильма не врет) красоты Брижит Бардо. После успеха «И Бог создал женщину» карьера Трентиньяна тем не менее не взлетела, а прервалась: его призвали в армию и отправили служить в Алжир.

«И Бог создал женщину» (Et Dieu... créa la femme), режиссер Роже Вадим

Кадр: фильм «И Бог создал женщину»

Трентиньян начал сниматься в кино только в 25 лет — но зато уже одна из первых ролей принесла ему настоящую славу. В проблемной на современный взгляд драме Роже Вадима о непонимании мужчинами женской природы актер играет самого незрелого из персонажей, нервного юношу, эффектно съезжающего с катушек под влиянием божественной (название фильма не врет) красоты Брижит Бардо. После успеха «И Бог создал женщину» карьера Трентиньяна тем не менее не взлетела, а прервалась: его призвали в армию и отправили служить в Алжир.

Демобилизовавшись после трех лет службы, Трентиньян, в молодости учившийся на юриста, намеревался с актерством завязать — но передумал, получив предложение сыграть Гамлета в одном из парижских театров. И вскоре снимался уже в четырех-пяти фильмах в год — причем не только во Франции, но и в Италии (где его персонажей дублировали). Например, в большом кассовом хите Дино Ризи «Обгон», остроумном роуд-муви, которое разворачивается в декорациях итальянского экономического чуда 1960-х и по праву считается образцом комедии по-итальянски.

«Обгон» (Il sorpasso), режиссер Дино Ризи

Кадр: фильм «Обгон»

Демобилизовавшись после трех лет службы, Трентиньян, в молодости учившийся на юриста, намеревался с актерством завязать — но передумал, получив предложение сыграть Гамлета в одном из парижских театров. И вскоре снимался уже в четырех-пяти фильмах в год — причем не только во Франции, но и в Италии (где его персонажей дублировали). Например, в большом кассовом хите Дино Ризи «Обгон», остроумном роуд-муви, которое разворачивается в декорациях итальянского экономического чуда 1960-х и по праву считается образцом комедии по-итальянски.

Один из самых популярных французских фильмов всех времен, победитель Канн 1966-го, «Мужчина и женщина» не то чтобы нуждается в представлениях: даже те, кто никогда не проливал слез на этой мелодраме о встрече двух вдовствующих одиночеств, наверняка смогут напеть мотив десятилетиями звучавшей отовсюду музыкальной темы. Без тонкой, чувственной игры Трентиньяна и романтической поволоки в его грустных глазах этого кино попросту не было бы.

«Мужчина и женщина» (Un homme et une femme), режиссер Клод Лелуш

Кадр: фильм «Мужчина и женщина»

Один из самых популярных французских фильмов всех времен, победитель Канн 1966-го, «Мужчина и женщина» не то чтобы нуждается в представлениях: даже те, кто никогда не проливал слез на этой мелодраме о встрече двух вдовствующих одиночеств, наверняка смогут напеть мотив десятилетиями звучавшей отовсюду музыкальной темы. Без тонкой, чувственной игры Трентиньяна и романтической поволоки в его грустных глазах этого кино попросту не было бы.

Трудно представить без Трентиньяна и французскую Новую волну — из всех главных режиссеров которой он не играл лишь у Годара. Так Шаброль в упоительных в своей подрывной, антибуржуазной игривости «Ланях» превратил его более-менее в символ, в живое воплощение душевной пустоты элит — которых всего через несколько месяцев ждет отрезвляющая пощечина мая 1968-го.

«Лани» (Les Biches), режиссер Клод Шаброль

Кадр: фильм «Лани»

Трудно представить без Трентиньяна и французскую Новую волну — из всех главных режиссеров которой он не играл лишь у Годара. Так Шаброль в упоительных в своей подрывной, антибуржуазной игривости «Ланях» превратил его более-менее в символ, в живое воплощение душевной пустоты элит — которых всего через несколько месяцев ждет отрезвляющая пощечина мая 1968-го.

Сдержанный, направленный вовнутрь, а не наружу, актерский стиль Трентиньяна как влитой садился не только на персонажей авторского кино — но и идеально подходил для работы в самых разных жанрах. Так культовое кино Корбуччи, где француз играет немого мстителя посреди покрытой снегом Юты, вполне может претендовать на статус, возможно, лучшего вестерна в принципе — в мрачном вайбе которого считывается возмущение 
ни много ни мало ходом большой истории.

«Великое молчание» (Il grande silenzio), режиссер Серджо Корбуччи

Кадр: фильм «Великое молчание»

Сдержанный, направленный вовнутрь, а не наружу, актерский стиль Трентиньяна как влитой садился не только на персонажей авторского кино — но и идеально подходил для работы в самых разных жанрах. Так культовое кино Корбуччи, где француз играет немого мстителя посреди покрытой снегом Юты, вполне может претендовать на статус, возможно, лучшего вестерна в принципе — в мрачном вайбе которого считывается возмущение ни много ни мало ходом большой истории.

Учитывая вечную энигматичность, многослойность игры Трентиньяна, неудивительно, что он по сути был любимым актером самого лукавого и психоаналитически подкованного режиссера французского кино (и великого писателя) Алена Роб-Грийе. Трентиньян сыграл в пяти его картинах, причем везде принципиально по-разному — а за роль в «Человеке, который лжет» получил «Серебряного медведя» Берлинале.

«Человек, который лжет» (L'homme qui ment), режиссер Ален Роб-Грийе

Кадр: фильм «Человек, который лжет»

Учитывая вечную энигматичность, многослойность игры Трентиньяна, неудивительно, что он по сути был любимым актером самого лукавого и психоаналитически подкованного режиссера французского кино (и великого писателя) Алена Роб-Грийе. Трентиньян сыграл в пяти его картинах, причем везде принципиально по-разному — а за роль в «Человеке, который лжет» получил «Серебряного медведя» Берлинале.

Пожалуй, лучшего из всего множества не уверенных ни в себе, ни в экзистенции мужчин Трентиньян сыграл еще у одного классика французской Новой волны Эрика Ромера. Это он проводит рождественскую ночь у заглавной Мод — и он же оказывается в центре ромеровского замысла преобразовать идеи и мысли Блеза Паскаля в геометрически совершенную, но то и дело дрожащую от нереализованного сексуального желания киноконструкцию.

«Ночь у Мод» (Ma nuit chez Maud), режиссер Эрик Ромер

Кадр: фильм «Ночь у Мод»

Пожалуй, лучшего из всего множества не уверенных ни в себе, ни в экзистенции мужчин Трентиньян сыграл еще у одного классика французской Новой волны Эрика Ромера. Это он проводит рождественскую ночь у заглавной Мод — и он же оказывается в центре ромеровского замысла преобразовать идеи и мысли Блеза Паскаля в геометрически совершенную, но то и дело дрожащую от нереализованного сексуального желания киноконструкцию.

Любое по-настоящему важное кино рубежа 1970-х было по своей сути политическим. Никто, впрочем, не высказался о больных вопросах и кровоточащих ранах эпохи так прямо и убедительно, как Коста-Гаврас в «Дзете», буквально на пальцах показывающей, как легко и стремительно демократическое на первый взгляд общество может быть подмято фашиствующей властью. Участь переживать на глазах зрителя шок от столкновения с коррупцией и бесчеловечностью зарвавшихся правых отведена именно Трентиньяну — идеалистов на киноэкране он тоже мог изображать мастерски.

«Дзета» (Z), режиссер Коста-Гаврас

Кадр: фильм «Дзета»

Любое по-настоящему важное кино рубежа 1970-х было по своей сути политическим. Никто, впрочем, не высказался о больных вопросах и кровоточащих ранах эпохи так прямо и убедительно, как Коста-Гаврас в «Дзете», буквально на пальцах показывающей, как легко и стремительно демократическое на первый взгляд общество может быть подмято фашиствующей властью. Участь переживать на глазах зрителя шок от столкновения с коррупцией и бесчеловечностью зарвавшихся правых отведена именно Трентиньяну — идеалистов на киноэкране он тоже мог изображать мастерски.

Невротики, приспособленцы, ловко маскирующиеся под добропорядочных обывателей социопаты — таких персонажей Трентиньян переиграл тоже достаточно. Кульминационный подобный выход — конечно, в «Конформисте» Бертолуччи, где Трентиньян на пике актерской формы, кажется, умещает подспудный, персональный груз итальянской истории первой половины ХХ века в каждом редком трепыхании лицевых мускулов.

«Конформист» (Il conformista), режиссер Бернардо Бертолуччи

Кадр: фильм «Конформист»

Невротики, приспособленцы, ловко маскирующиеся под добропорядочных обывателей социопаты — таких персонажей Трентиньян переиграл тоже достаточно. Кульминационный подобный выход — конечно, в «Конформисте» Бертолуччи, где Трентиньян на пике актерской формы, кажется, умещает подспудный, персональный груз итальянской истории первой половины ХХ века в каждом редком трепыхании лицевых мускулов.

В семидесятых всегда невероятно работоспособный Трентиньян и вовсе начал сниматься с маниакальной частотой — и нередко именно что в маниакальных, психопатических ролях: истязателей, насильников, садистов в полицейском мундире и без него. В «Полицейской истории» фараоны (в лице Алена Делона) как раз охотятся за его героем — реальным гангстером и врагом Франции номер один Эмилем Бюиссоном, обладателем эффектной клички «Неуловимый» и абсолютно ледяного презрения к человеческой жизни.

«Полицейская история» (Flic Story), режиссер Жак Дере

Кадр: фильм «Полицейская история»

В семидесятых всегда невероятно работоспособный Трентиньян и вовсе начал сниматься с маниакальной частотой — и нередко именно что в маниакальных, психопатических ролях: истязателей, насильников, садистов в полицейском мундире и без него. В «Полицейской истории» фараоны (в лице Алена Делона) как раз охотятся за его героем — реальным гангстером и врагом Франции номер один Эмилем Бюиссоном, обладателем эффектной клички «Неуловимый» и абсолютно ледяного презрения к человеческой жизни.

В своем последнем фильме Франсуа Трюффо признавался в любви к кино через любовь к одной из самых эффектных страниц в его истории — американским криминальным драмам 1930-х и 1940-х (на которых, к слову, и ковался тот формальный язык, которым до сих пор говорит голливудское кино). Свою версию типичного для нуаров персонажа, вдруг против воли оказавшегося игрушкой злой судьбы, Трюффо нашел в зрелом Трентиньяне — что неудивительно. По-настоящему поражает, что они до этого ни разу не работали вместе.

«Скорей бы воскресенье» (Vivement dimanche!), режиссер Франсуа Трюффо

Кадр: фильм «Скорей бы воскресенье»

В своем последнем фильме Франсуа Трюффо признавался в любви к кино через любовь к одной из самых эффектных страниц в его истории — американским криминальным драмам 1930-х и 1940-х (на которых, к слову, и ковался тот формальный язык, которым до сих пор говорит голливудское кино). Свою версию типичного для нуаров персонажа, вдруг против воли оказавшегося игрушкой злой судьбы, Трюффо нашел в зрелом Трентиньяне — что неудивительно. По-настоящему поражает, что они до этого ни разу не работали вместе.

Трентиньян всегда был восприимчив к самым разным режиссерским представлениям о человеке и о кинематографе — Лелуш, например, после «Мужчины и женщины» называл его актером, работа с которым научила его быть постановщиком. Поэтому можно только позавидовать Жаку Одиару, которому удалось получить такого мастера на роль пожилого преступника с менторской жилкой (и подавленным гомосексуальным влечением во взгляде) в своем первом же фильме.

«Смотри, как падают люди» (Regarde les hommes tomber), режиссер Жак Одиар

Кадр: фильм «Смотри, как падают люди»

Трентиньян всегда был восприимчив к самым разным режиссерским представлениям о человеке и о кинематографе — Лелуш, например, после «Мужчины и женщины» называл его актером, работа с которым научила его быть постановщиком. Поэтому можно только позавидовать Жаку Одиару, которому удалось получить такого мастера на роль пожилого преступника с менторской жилкой (и подавленным гомосексуальным влечением во взгляде) в своем первом же фильме.

Стихией Трентиньяна всегда был (и остается до сих пор) невидимый внутренний конфликт, моральный кризис, разрывающий его внешне пассивных, скупых на проявления эмоций персонажей. Логично, что именно он — в девяностых почти переставший сниматься ради игры в театре — занимает центральное место в третьем и лучшем фильме «французской» трилогии Кесьлевского, режиссера, одержимого моральными исканиями.

«Три цвета: Красный» (Trois couleurs: Rouge), режиссер Кшиштоф Кесьлевский

Кадр: фильм «Три цвета: Красный»

Стихией Трентиньяна всегда был (и остается до сих пор) невидимый внутренний конфликт, моральный кризис, разрывающий его внешне пассивных, скупых на проявления эмоций персонажей. Логично, что именно он — в девяностых почти переставший сниматься ради игры в театре — занимает центральное место в третьем и лучшем фильме «французской» трилогии Кесьлевского, режиссера, одержимого моральными исканиями.

Старость, кажется, только обострила фирменный, основанный на экономичности присутствия в кадре при перегрузе внутренней, лишь во взгляде угадывающейся интенсивности переживаний стиль Трентиньяна (тем обиднее, что в какой-то момент он почти перестал появляться на экране). Поэтому и та трагедия столкновения с умиранием любимого человека, которую он играет у Ханеке, приобретает почти вселенский по драматизму характер.

«Любовь» (Amour), режиссер Михаэль Ханеке

Кадр: фильм «Любовь»

Старость, кажется, только обострила фирменный, основанный на экономичности присутствия в кадре при перегрузе внутренней, лишь во взгляде угадывающейся интенсивности переживаний стиль Трентиньяна (тем обиднее, что в какой-то момент он почти перестал появляться на экране). Поэтому и та трагедия столкновения с умиранием любимого человека, которую он играет у Ханеке, приобретает почти вселенский по драматизму характер.

Два года назад Трентиньян объявил о том, что окончательно уходит из кино. К счастью, притяжение кинематографа оказалось в его случае все-таки слишком сильным — от соблазна вновь вернуться к роли из «Мужчины и женщины» он устоять не смог.

«Мужчина и женщина: Лучшие годы» (Les plus belles années d'une vie), режиссер Клод Лелуш

Кадр: фильм «Мужчина и женщина: Лучшие годы»

Два года назад Трентиньян объявил о том, что окончательно уходит из кино. К счастью, притяжение кинематографа оказалось в его случае все-таки слишком сильным — от соблазна вновь вернуться к роли из «Мужчины и женщины» он устоять не смог.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.