Моя страна

Маршрут построен. Места, ради которых стоит отправиться в автомобильное путешествие по России

13 фото

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в путешествия россиян. Многие туристы предпочитают избегать поездов и самолетов, исследуя просторы России на личных автомобилях. И это неудивительно, ведь решение сесть за руль может стать не только вынужденной мерой добраться из пункта А в пункт Б, но и захватывающим путешествием.

Такие поездки считаются более бюджетными и дарят настоящую свободу перемещения. Кроме того, туристу на собственной машине любое расстояние кажется достижимым. По приезде домой он будет рассказывать об особой романтике автопутешествия, вспоминать остановки в придорожных кафе и на смотровых площадках, приятную усталость после нескольких часов за рулем и ощущение дома на колесах.

Говорят, нет способа лучше узнать страну, чем лично проехать по ее дорогам. Величественные горы Алтая, бескрайние степи Калмыкии и озерные края Русского Севера — самые живописные пейзажи автомобильных маршрутов страны в галерее «Ленты.ру».

Чуйский тракт пролегает от Бийска на юг России к границе с Монголией. Когда-то он был небольшой тропой — русские купцы вели там активную торговлю выделанной кожей, тканями и топорами с монголами, китайцами и тибетцами. Сейчас в народе дорогу называют Русской Швейцарией. По версии National Geographic, Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира. По пути можно заехать в село Майма, где находится первый каменный храм Горного Алтая.

Чуйский тракт

Фото: Legion Media

Чуйский тракт пролегает от Бийска на юг России к границе с Монголией. Когда-то он был небольшой тропой — русские купцы вели там активную торговлю выделанной кожей, тканями и топорами с монголами, китайцами и тибетцами. Сейчас в народе дорогу называют Русской Швейцарией. По версии National Geographic, Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира. По пути можно заехать в село Майма, где находится первый каменный храм Горного Алтая.

До горы Ай-Петри на Южном побережье Крыма можно добраться несколькими способами. Самый простой — почти три километра по канатной дороге — займет всего лишь 15 минут. Однако многие предпочитают подниматься туда на машине. Со знаменитого крымского серпантина открываются виды на самый высокий водопад полуострова Учан-Су, скалу Шишко и санаторий «Узбекистан» — дореволюционное здание в мавританском стиле, когда-то принадлежавшее эмиру Бухары. Извилистую дорогу окружают похожие на фиолетовое покрывало плантации лаванды, а крымские сосны с каждым километром становятся только выше.

Дорога на Ай-Петри

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

До горы Ай-Петри на Южном побережье Крыма можно добраться несколькими способами. Самый простой — почти три километра по канатной дороге — займет всего лишь 15 минут. Однако многие предпочитают подниматься туда на машине. Со знаменитого крымского серпантина открываются виды на самый высокий водопад полуострова Учан-Су, скалу Шишко и санаторий «Узбекистан» — дореволюционное здание в мавританском стиле, когда-то принадлежавшее эмиру Бухары. Извилистую дорогу окружают похожие на фиолетовое покрывало плантации лаванды, а крымские сосны с каждым километром становятся только выше.

Совсем другие виды открываются на трассе Р-221 из Волгограда в Элисту: дорога будто разрезает прямой линией степные просторы Калмыкии. Перепады высоты здесь минимальны, а повороты встречаются крайне редко. Дальше на юг привычные для средней полосы России пейзажи становятся поистине марсианскими. На обочинах встречаются валуны причудливых инопланетных форм, из-под колес в разные стороны летит кроваво-красная пыль. Завершают необычную картину редкие кусты и полное отсутствие деревьев. Весной дорога выглядит по-иному — в степи цветут тюльпаны, создавая бесконечный красно-желтый ковер.

Дорога из Волгограда в Элисту

Фото: A Челмодеев / Фотобанк Лори

Совсем другие виды открываются на трассе Р-221 из Волгограда в Элисту: дорога будто разрезает прямой линией степные просторы Калмыкии. Перепады высоты здесь минимальны, а повороты встречаются крайне редко. Дальше на юг привычные для средней полосы России пейзажи становятся поистине марсианскими. На обочинах встречаются валуны причудливых инопланетных форм, из-под колес в разные стороны летит кроваво-красная пыль. Завершают необычную картину редкие кусты и полное отсутствие деревьев. Весной дорога выглядит по-иному — в степи цветут тюльпаны, создавая бесконечный красно-желтый ковер.

Большая часть дороги из города Олонец в Сортавалу петляет вдоль берега Ладожского озера. Фьорды, затерянные деревни и зеркальные озера — суровая природа Карелии предстает перед путешественником во всей красе. Самым живописным участком трассы считается отрезок в районе деревни Рауталахти, где дорога пролегает почти у обрыва.

Республика Карелия

Фото: Алексей Маринченко / Фотобанк Лори

Большая часть дороги из города Олонец в Сортавалу петляет вдоль берега Ладожского озера. Фьорды, затерянные деревни и зеркальные озера — суровая природа Карелии предстает перед путешественником во всей красе. Самым живописным участком трассы считается отрезок в районе деревни Рауталахти, где дорога пролегает почти у обрыва.

К горнолыжному курорту «Абзаково» в Башкортостане ведет извилистая дорога, которую признали одной из самых опасных в России. Такой титул она получила благодаря крутому повороту «Тещин язык», резко меняющему свое направление почти на 180 градусов.

Дорога из Уфы в Абзаково

Фото: BoLinar / Фотобанк Лори

К горнолыжному курорту «Абзаково» в Башкортостане ведет извилистая дорога, которую признали одной из самых опасных в России. Такой титул она получила благодаря крутому повороту «Тещин язык», резко меняющему свое направление почти на 180 градусов.

Трассу из села Лидога в порт Ванино в Хабаровском крае начали реконструировать совсем недавно. В 2000-х годах на месте старых грунтовых лесовозных дорог появился асфальт. Однако путешественнику по-прежнему нужно быть готовым к встрече с дикой природой — шесть часов пути он, скорее всего, проведет без сотовой связи, а в самых неожиданных местах дорогу могут пересекать медведи. Между населенными пунктами отсутствуют не только деревни, но и АЗС — только бесконечная тайга, сливающаяся на горизонте с Японским морем.

Дорога из села Лидога в порт Ванино

Фото: Олег Рубик / Фотобанк Лори

Трассу из села Лидога в порт Ванино в Хабаровском крае начали реконструировать совсем недавно. В 2000-х годах на месте старых грунтовых лесовозных дорог появился асфальт. Однако путешественнику по-прежнему нужно быть готовым к встрече с дикой природой — шесть часов пути он, скорее всего, проведет без сотовой связи, а в самых неожиданных местах дорогу могут пересекать медведи. Между населенными пунктами отсутствуют не только деревни, но и АЗС — только бесконечная тайга, сливающаяся на горизонте с Японским морем.

Когда говорят, что путь может быть намного интереснее конечной цели путешествия, нередко вспоминают дорогу к горячим источникам Джилы-Су в Кабардино-Балкарии. Трасса извивается между отвесными скалами и редкими аулами, а удачливому путешественнику нет-нет да и покажется из облаков вершина Эльбруса. Главная особенность дороги кроется в том, что она проходит не по дну ущелья, в отличие от многих других дорог на Кавказе, а прямо по склонам и вершинам гор. 82 километра обычно преодолевают за два-три часа — слишком велико искушение останавливаться и делать фотографии на каждом повороте, да и ехать быстро по крутым подъемам и спускам довольно опасно. Любуясь пейзажами Приэльбрусья, можно полакомиться хычинами — лепешками с картофелем и сыром — традиционным блюдом карачаево-балкарской кухни.

Дорога к источникам Джилы-Су

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Когда говорят, что путь может быть намного интереснее конечной цели путешествия, нередко вспоминают дорогу к горячим источникам Джилы-Су в Кабардино-Балкарии. Трасса извивается между отвесными скалами и редкими аулами, а удачливому путешественнику нет-нет да и покажется из облаков вершина Эльбруса. Главная особенность дороги кроется в том, что она проходит не по дну ущелья, в отличие от многих других дорог на Кавказе, а прямо по склонам и вершинам гор. 82 километра обычно преодолевают за два-три часа — слишком велико искушение останавливаться и делать фотографии на каждом повороте, да и ехать быстро по крутым подъемам и спускам довольно опасно. Любуясь пейзажами Приэльбрусья, можно полакомиться хычинами — лепешками с картофелем и сыром — традиционным блюдом карачаево-балкарской кухни.

Усинский тракт — историческое название фрагмента федеральной автодороги «Енисей», которая связывает Республику Тыву с остальными регионами страны и считается одной из самых контрастных трасс в Сибири. Усинский тракт начинается в Абакане, проходит через Кызыл и упирается в монгольскую границу. Равнинная местность плавно сменяется широколиственной тайгой, густые леса из кедров и пихт прерываются горными перевалами Западных Саян — коричневые глыбы с заснеженными верхушками кажутся неприступными.

Усинский тракт

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Усинский тракт — историческое название фрагмента федеральной автодороги «Енисей», которая связывает Республику Тыву с остальными регионами страны и считается одной из самых контрастных трасс в Сибири. Усинский тракт начинается в Абакане, проходит через Кызыл и упирается в монгольскую границу. Равнинная местность плавно сменяется широколиственной тайгой, густые леса из кедров и пихт прерываются горными перевалами Западных Саян — коричневые глыбы с заснеженными верхушками кажутся неприступными.

От Санкт-Петербурга до границы с Норвегией в поселке Борисоглебский тянется трасса с интересным названием «Кола». Чем дальше на север, тем более суровыми становятся пейзажи — лиственные леса заканчиваются, по обе стороны от трассы мелькают озера ледникового происхождения, а в дымке показываются вершины Хибин.

Трасса М-18 «Кола»

Фото: Александр Циликин / Фотобанк Лори

От Санкт-Петербурга до границы с Норвегией в поселке Борисоглебский тянется трасса с интересным названием «Кола». Чем дальше на север, тем более суровыми становятся пейзажи — лиственные леса заканчиваются, по обе стороны от трассы мелькают озера ледникового происхождения, а в дымке показываются вершины Хибин.

Не менее величественные панорамы может предложить север Свердловской области. От Карпинска, бывшего рабочего поселка, начинается серпантин. Еще несколько десятков километров — и от перепада высот начинает закладывать уши. На обычном автомобиле можно подняться на высоту 1100 метров над уровнем моря, а затем продолжить пешее восхождение через Иовское плато. Эти места называют сердцем Урала — здесь находится Конжаковский камень, одна из высочайших вершин горной системы. Предгорья покрыты густым хвойным лесом, который по мере подъема исчезает вместе с альпийскими лугами и верховыми болотами. Дальше — только рельефная тундра и каменная пустыня.

Дорога к горе Конжаковский камень

Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

Не менее величественные панорамы может предложить север Свердловской области. От Карпинска, бывшего рабочего поселка, начинается серпантин. Еще несколько десятков километров — и от перепада высот начинает закладывать уши. На обычном автомобиле можно подняться на высоту 1100 метров над уровнем моря, а затем продолжить пешее восхождение через Иовское плато. Эти места называют сердцем Урала — здесь находится Конжаковский камень, одна из высочайших вершин горной системы. Предгорья покрыты густым хвойным лесом, который по мере подъема исчезает вместе с альпийскими лугами и верховыми болотами. Дальше — только рельефная тундра и каменная пустыня.

До многих природных достопримечательностей Камчатки необходимо добираться вертолетом, однако некоторые из них настолько масштабны, что их можно увидеть и из окна автомобиля. Например, трасса из столицы региона Петропавловска-Камчатского до поселка Усть-Камчатск проходит через тундру и дремучие хвойные леса, рядом с самой крупной рекой полуострова, а в начале пути — мимо так называемых «домашних вулканов»: Авачинского, Козельского и Корякского. Наиболее живописная часть дороги проходит рядом с самым высоким, 4750 метров, вулканом Евразии — Ключевской сопкой.

Корякский вулкан

Фото: А. А. Пирагис / Фотобанк Лори

До многих природных достопримечательностей Камчатки необходимо добираться вертолетом, однако некоторые из них настолько масштабны, что их можно увидеть и из окна автомобиля. Например, трасса из столицы региона Петропавловска-Камчатского до поселка Усть-Камчатск проходит через тундру и дремучие хвойные леса, рядом с самой крупной рекой полуострова, а в начале пути — мимо так называемых «домашних вулканов»: Авачинского, Козельского и Корякского. Наиболее живописная часть дороги проходит рядом с самым высоким, 4750 метров, вулканом Евразии — Ключевской сопкой.

Холмский перевал на юге Сахалина — это серпантин протяженностью меньше 50 километров. Местность богата не только завораживающими видами на Южно-Камышовый горный хребет, но и своей историй. В 1945 году здесь шли ожесточенные бои за порт Маока, ныне известный как Холмск. Сейчас на этом месте организован мемориальный комплекс — семиметровая стела в виде морской волны с артиллерийским орудием на гребне. Местные жители отмечают, что ни одна свадьба в Холмске не обходится без фотографии на фоне перевала.

Холмский перевал

Фото: Анастасия Кошман / Фотобанк Лори

Холмский перевал на юге Сахалина — это серпантин протяженностью меньше 50 километров. Местность богата не только завораживающими видами на Южно-Камышовый горный хребет, но и своей историй. В 1945 году здесь шли ожесточенные бои за порт Маока, ныне известный как Холмск. Сейчас на этом месте организован мемориальный комплекс — семиметровая стела в виде морской волны с артиллерийским орудием на гребне. Местные жители отмечают, что ни одна свадьба в Холмске не обходится без фотографии на фоне перевала.

Короткий (длиной всего 17 километров), но живописный отрезок трассы начинается после села Гуниб, расположенном на одноименном плато. Дорога проходит вдоль ущелий, пенящейся горной реки и полуразрушенных древних строений. Конечная точка маршрута — небольшое село Чох, будто застывшее во времени, состоит из нагромождения крошечных бетонных домов и узких проходов между ними.

Дорога из села Гуниб в Чох

Фото: Алексей Гусев / Фотобанк Лори

Короткий (длиной всего 17 километров), но живописный отрезок трассы начинается после села Гуниб, расположенном на одноименном плато. Дорога проходит вдоль ущелий, пенящейся горной реки и полуразрушенных древних строений. Конечная точка маршрута — небольшое село Чох, будто застывшее во времени, состоит из нагромождения крошечных бетонных домов и узких проходов между ними.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.