Пещера сокровищ. История подростков, которые мечтали отыскать клад, а вместо этого сделали одно из величайших открытий

10 фото

Ровно 81 год назад — 12 сентября 1940 года — взору четырех французских школьников предстали величественные и многочисленные росписи на потолке и стенах пещеры в известняковом холме. Споры же о том, кто, когда и для чего расписал Ласко, не прекращаются до сих пор. «Лента.ру» показывает и рассказывает историю пещеры, забытой, вновь открытой и чуть не погубленной человеком.

12 сентября 1940 года четыре школьника из деревни Монтиньяк в департаменте Дордонь — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Анье и Симон Конкас — решили впечатлить приезжих сверстниц, чьи семьи бежали на юг Франции из оккупированной Германией Лотарингии, и найти тайный клад графов Перигора. Дело в том, что за четыре дня до этого собака старшего из них — 17-летнего Марселя — в погоне за кроликом обнаружила овраг, который, судя по звуку бросаемых камней, сообщался с каким-то подземным пространством. 
Рядом с упавшей от попадания молнии сосной школьники обнаружили узкое отверстие. Оно оказалось длинным и расширяющимся лазом в большую пещеру, на стенах которой ребята при свете фонарика увидели множество изображений животных.
Свое открытие они продержали в тайне ровно день, после чего сообщили о загадочной пещере своему старому учителю Анри Лавалю. Тот же связался с единственным известным ему специалистом по истории первобытного общества, аббатом Анри Бреем, который скрывался в тех местах от нацистов. 21 сентября Брей вместе с рядом других исследователей сам посетил пещеру — и остался настолько впечатлен, что назвал ее «Сикстинской капеллой Перигора».

Анри Брей (третий справа) с первыми исследователями пещеры Ласко

Фото: Photo Researchers / Legion-Media

12 сентября 1940 года четыре школьника из деревни Монтиньяк в департаменте Дордонь — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Анье и Симон Конкас — решили впечатлить приезжих сверстниц, чьи семьи бежали на юг Франции из оккупированной Германией Лотарингии, и найти тайный клад графов Перигора. Дело в том, что за четыре дня до этого собака старшего из них — 17-летнего Марселя — в погоне за кроликом обнаружила овраг, который, судя по звуку бросаемых камней, сообщался с каким-то подземным пространством.
Рядом с упавшей от попадания молнии сосной школьники обнаружили узкое отверстие. Оно оказалось длинным и расширяющимся лазом в большую пещеру, на стенах которой ребята при свете фонарика увидели множество изображений животных.
Свое открытие они продержали в тайне ровно день, после чего сообщили о загадочной пещере своему старому учителю Анри Лавалю. Тот же связался с единственным известным ему специалистом по истории первобытного общества, аббатом Анри Бреем, который скрывался в тех местах от нацистов. 21 сентября Брей вместе с рядом других исследователей сам посетил пещеру — и остался настолько впечатлен, что назвал ее «Сикстинской капеллой Перигора».

Уже 27 декабря 1940 года пещере Ласко был присвоен статус исторического памятника. Однако ее изучение не началось вплоть до конца Второй мировой войны. В 1948 году пещеру Ласко открыли для посещений. В 1949 году Брей вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном начал подробные раскопки пещеры. Однако возраст исследователя давал о себе знать — Брею было далеко за 70, и в 1952 году он передал руководство раскопками другому, гораздо более молодому аббату Андре Глори. С 1952 по 1963 год тот по просьбе исследователя запечатлел более 120 квадратных метров рисунков. По подсчетам Глори, было сделано 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Работы по изучению пещерной живописи не прекращаются и по сей день.

Проход в точную копию пещеры Ласко, Международный центр наскального искусства (Ласко 4)

Фото: Patrick Aventurier / Getty Images

Уже 27 декабря 1940 года пещере Ласко был присвоен статус исторического памятника. Однако ее изучение не началось вплоть до конца Второй мировой войны. В 1948 году пещеру Ласко открыли для посещений. В 1949 году Брей вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном начал подробные раскопки пещеры. Однако возраст исследователя давал о себе знать — Брею было далеко за 70, и в 1952 году он передал руководство раскопками другому, гораздо более молодому аббату Андре Глори. С 1952 по 1963 год тот по просьбе исследователя запечатлел более 120 квадратных метров рисунков. По подсчетам Глори, было сделано 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Работы по изучению пещерной живописи не прекращаются и по сей день.

Пещера Ласко представляет собой комплекс находящихся на разных уровнях залов и проходов между ними. За ними закрепились те названия, которые им дал Анри Брей во время своих первых обследований объекта. Из «зала быков» можно попасть в «осевой проход» и «пассаж». За первым находится «неф», из которого можно попасть в «кошачий лаз». На стыке «нефа» и «осевого прохода» находится «апсида» — круглый зал, из которого можно спуститься в «шахту».

Изображение оленя, «зал быков»

Фото: Norbert Aujoulat / National Center of Prehistory / Ministry of Culture

Пещера Ласко представляет собой комплекс находящихся на разных уровнях залов и проходов между ними. За ними закрепились те названия, которые им дал Анри Брей во время своих первых обследований объекта. Из «зала быков» можно попасть в «осевой проход» и «пассаж». За первым находится «неф», из которого можно попасть в «кошачий лаз». На стыке «нефа» и «осевого прохода» находится «апсида» — круглый зал, из которого можно спуститься в «шахту».

За все время работ было обнаружено более двух тысяч наскальных изображений. Среди рисунков встречаются монохромные и цветные. Больше всего изображений животных: медведей, лошадей, бизонов, быков, оленей — в том числе и в полный рост. 

Краска наносилась на изображения двумя способами: распылением через специальную трубочку и кистью. Часть контуров животных была выгравирована с помощью наконечников для стрел.  Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа.

Корова (или тур) и лошадь. «Осевой проход»

Фото: Andrea Izzotti / Legion-Media

За все время работ было обнаружено более двух тысяч наскальных изображений. Среди рисунков встречаются монохромные и цветные. Больше всего изображений животных: медведей, лошадей, бизонов, быков, оленей — в том числе и в полный рост.
Краска наносилась на изображения двумя способами: распылением через специальную трубочку и кистью. Часть контуров животных была выгравирована с помощью наконечников для стрел. Черные красители соответствовали окиси марганца, а желтые, оранжевые и красные — окиси железа.

Наскальная живопись пещеры Ласко стала одним из первых объектов, чей возраст определили с помощью радиоуглеродного датирования — измерения содержания в материале радиоактивного углерода-14. Первооткрыватель метода Уиллард Либби — будущий лауреат Нобелевской премии — по найденному при раскопках в светильниках из «шахты» древесному углю доказал, что возраст наскальной живописи составляет 15,5 тысячи лет. Эти и чуть более поздние датировки находок Глори позволили отнести рисунки пещеры Ласко к мадленской культуре. Однако сделанные в 1998 году радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты» показали, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры — возраст находки составил 18,6 тысячи лет. 

Новейшая датировка найденных в пещере орудий из оленьей кости, проведенная в 2018-2020 годах, показала, что на самом деле рисунки в пещере Ласко были сделаны 21-21,5 тысячи лет назад, в переходный период на стыке бадегульской и мадленской культур.

Наскальный рисунок бизона

Фото: Science Source / Tom McHugh / Legion-Media

Наскальная живопись пещеры Ласко стала одним из первых объектов, чей возраст определили с помощью радиоуглеродного датирования — измерения содержания в материале радиоактивного углерода-14. Первооткрыватель метода Уиллард Либби — будущий лауреат Нобелевской премии — по найденному при раскопках в светильниках из «шахты» древесному углю доказал, что возраст наскальной живописи составляет 15,5 тысячи лет. Эти и чуть более поздние датировки находок Глори позволили отнести рисунки пещеры Ласко к мадленской культуре. Однако сделанные в 1998 году радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты» показали, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры — возраст находки составил 18,6 тысячи лет.
Новейшая датировка найденных в пещере орудий из оленьей кости, проведенная в 2018-2020 годах, показала, что на самом деле рисунки в пещере Ласко были сделаны 21-21,5 тысячи лет назад, в переходный период на стыке бадегульской и мадленской культур.

Одна из самых загадочных сцен Ласко находится в «шахте»: человек с головой птицы «падает» между бизоном и носорогом. Рядом с ним изображен удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы. По мнению археолога и антрополога Андре Леруа-Гурана, сцена является отсылкой к древнему неизвестному мифу.

Человек и носорог. «Шахта»

Фото: Norbert Aujoulat / National Center of Prehistory / Ministry of Culture

Одна из самых загадочных сцен Ласко находится в «шахте»: человек с головой птицы «падает» между бизоном и носорогом. Рядом с ним изображен удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы. По мнению археолога и антрополога Андре Леруа-Гурана, сцена является отсылкой к древнему неизвестному мифу.

Одним из самых известных предметов, найденных в пещере, является обнаруженный Андре Глори в «шахте» в июле 1960 года светильник, названный «жаровней», для того чтобы отличать его от других объектов. В углублении все еще видны следы полировки. Насечки на рукоятке могут обозначать стилизованные рога и уши животного, что предполагал Брей, или же копье — гипотеза, выдвинутая Глори.

Светильник из пещеры Ласко. Музей национальной археологии, Сен-Жермен-ан-Ле

Фото: Depositphotos

Одним из самых известных предметов, найденных в пещере, является обнаруженный Андре Глори в «шахте» в июле 1960 года светильник, названный «жаровней», для того чтобы отличать его от других объектов. В углублении все еще видны следы полировки. Насечки на рукоятке могут обозначать стилизованные рога и уши животного, что предполагал Брей, или же копье — гипотеза, выдвинутая Глори.

Небольшое количество орудий, найденных в пещере, позволило исследователям предположить, что пещера Ласко была не местом проживания, а святилищем для древних людей.

Реконструкция кроманьонской женщины и ее ребенка. Музей Ласко

Фото: Alimdi / Legion-Media

Небольшое количество орудий, найденных в пещере, позволило исследователям предположить, что пещера Ласко была не местом проживания, а святилищем для древних людей.

Пещера сразу же стала популярным местом для публики — и это немедленно сказалось на ее состоянии. В 1955 году ученые обнаружили первые признаки повреждения изображений, которые, как оказалось, были вызваны углекислым газом от дыхания туристов: он вступил в реакцию со стеклянистой коркой солей кальция, служившей «лаком» для изображений, в результате чего получился гидрокарбонат кальция, разъедающий рисунки. 

Установленная после этого вентиляция — для которой понадобилось углубить пещеру на пять метров — не помогла: количество туристов в пещере достигало тысячи в день. В 1960-м в пещере появилась «зеленая болезнь» — по стенам Ласко начали распространяться водоросли. Затем она сменилась «белой болезнью» — оседанием кальцитного покрова. В 1963 году министр по делам культуры Франции Андре Мальро наложил запрет на доступ в Ласко для широкой публики. К 1967 году нормальную для пещеры циркуляцию воздуха удалось восстановить. Сейчас доступ в саму Ласко имеют лишь некоторые ученые, художники.

Вход в Международный центр наскального искусства (Ласко 4)

Фото: Hans Lucas / Legion-Media

Пещера сразу же стала популярным местом для публики — и это немедленно сказалось на ее состоянии. В 1955 году ученые обнаружили первые признаки повреждения изображений, которые, как оказалось, были вызваны углекислым газом от дыхания туристов: он вступил в реакцию со стеклянистой коркой солей кальция, служившей «лаком» для изображений, в результате чего получился гидрокарбонат кальция, разъедающий рисунки.
Установленная после этого вентиляция — для которой понадобилось углубить пещеру на пять метров — не помогла: количество туристов в пещере достигало тысячи в день. В 1960-м в пещере появилась «зеленая болезнь» — по стенам Ласко начали распространяться водоросли. Затем она сменилась «белой болезнью» — оседанием кальцитного покрова. В 1963 году министр по делам культуры Франции Андре Мальро наложил запрет на доступ в Ласко для широкой публики. К 1967 году нормальную для пещеры циркуляцию воздуха удалось восстановить. Сейчас доступ в саму Ласко имеют лишь некоторые ученые, художники.

В 1979 году в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер пещера Ласко была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Для того чтобы сохранить приток туристов, владеющее Ласко общество — среди членов которого была и семья де Ларошфуко, дальние родственники знаменитого писателя, — решило создать копию пещеры. Для этого Национальный географический институт Франции провел стерео-фотограмметрическую съемку всех росписей. 

Проект был дорогостоящий — для него потребовалось продать настоящую пещеру государству. И бетонная копия части пещеры, в частности, «осевого прохода» и «зала быков»  — Ласко 2 — была открыта лишь в 1983 году. 

Полная копия комплекса — там имитируются даже температура и освещение пещеры — стала доступна посетителям лишь в 2016 году с открытием Международного центра наскального искусства (известного также как Ласко 4), постройка которого стоила 57 миллионов евро. К июлю 2019 года его посетили более миллиона туристов.

Экспозиция Ласко 4

Фото: Hans Lucas / Legion-Media

В 1979 году в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер пещера Ласко была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для того чтобы сохранить приток туристов, владеющее Ласко общество — среди членов которого была и семья де Ларошфуко, дальние родственники знаменитого писателя, — решило создать копию пещеры. Для этого Национальный географический институт Франции провел стерео-фотограмметрическую съемку всех росписей.
Проект был дорогостоящий — для него потребовалось продать настоящую пещеру государству. И бетонная копия части пещеры, в частности, «осевого прохода» и «зала быков» — Ласко 2 — была открыта лишь в 1983 году.
Полная копия комплекса — там имитируются даже температура и освещение пещеры — стала доступна посетителям лишь в 2016 году с открытием Международного центра наскального искусства (известного также как Ласко 4), постройка которого стоила 57 миллионов евро. К июлю 2019 года его посетили более миллиона туристов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше