Моя страна

«В доме жениха ложись камнем» Калым, рукобитье и туй — как женятся разные народы России?

12 фото

Свадьба для большинства россиян — это выкуп невесты, ЗАГС и крики «горько». Однако почти в каждом регионе за пределами Центральной России найдутся свои свадебные обычаи, часто — довольно странные. В Татарстане недавно решили возродить местные традиции и удивились, насколько непохожими друг на друга могут быть чувашские и татарские свадьбы. А кроме них есть еще Крым, Башкирия и, конечно, Кавказ. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «Лента.ру».

Башкирская свадьба — одна из самых основательных. Отношение этого народа к браку отражается даже в пословицах. Например, «у того, кто не женится, дома нет, у того, кто дома не имеет, родины нет». 

Раньше о свадьбе в Башкирии было принято договариваться, когда жених и невеста еще маленькие. Их родители проводили специальный обряд сыргатуй — это помолвка детей, чтобы в будущем они поженились. Сейчас люди принимают решение о женитьбе только в сознательном возрасте, однако многие старинные обычаи сохранились до сих пор.

Например, многие башкиры приглашают на свадьбу муллу с метрической книгой для официального заключения брака. Посещение муллы с прочтением никаха (своего рода брачный договор между женихом и невестой в исламе) проводится после обмена подарками или отдачи калыма — выкупа за невесту. Для проведения обряда заранее готовится сладкая вода, которая, по поверьям, приобретает защитные свойства и оберегает жениха и невесту после вступления в брак. Мулла спрашивает согласия у молодых и их отцов и после чтения никаха дает выпить волшебную воду суженым.

Фото: Вадим Брайдов / «Коммерсантъ»

Башкирская свадьба — одна из самых основательных. Отношение этого народа к браку отражается даже в пословицах. Например, «у того, кто не женится, дома нет, у того, кто дома не имеет, родины нет». Раньше о свадьбе в Башкирии было принято договариваться, когда жених и невеста еще маленькие. Их родители проводили специальный обряд сыргатуй — это помолвка детей, чтобы в будущем они поженились. Сейчас люди принимают решение о женитьбе только в сознательном возрасте, однако многие старинные обычаи сохранились до сих пор. Например, многие башкиры приглашают на свадьбу муллу с метрической книгой для официального заключения брака. Посещение муллы с прочтением никаха (своего рода брачный договор между женихом и невестой в исламе) проводится после обмена подарками или отдачи калыма — выкупа за невесту. Для проведения обряда заранее готовится сладкая вода, которая, по поверьям, приобретает защитные свойства и оберегает жениха и невесту после вступления в брак. Мулла спрашивает согласия у молодых и их отцов и после чтения никаха дает выпить волшебную воду суженым.

Еще один свадебный обычай башкир — туй. Это гулянья после выплаты калыма, которые могут продолжаться с утра до вечера на протяжении двух-трех дней. Раньше, если калым выплачивался не полностью, на туй приглашали только родственников жены. Для гостей устраивались танцы, игры и даже скачки. 

Следующий важный этап башкирской свадьбы — обживание дома мужа после туя. С древних времен невесту провожали к жениху все соседи, родственники, друзья. До сих пор существует пословица: «В доме жениха ложись камнем». Чтобы новоиспеченная жена осталась в доме мужа навсегда, ее встречают со всеми почестями: под ноги кладут белую подушку на удачу и счастье — невеста должна наступить на нее правой ногой. 

В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник. Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни!»

Затем следует традиционное ритуальное чаепитие с родственниками мужа, после которого новобрачная вступает в новую для себя роль — жены, хозяйки дома и хранительницы очага.

Фото: Вадим Брайдов / «Коммерсантъ»

Еще один свадебный обычай башкир — туй. Это гулянья после выплаты калыма, которые могут продолжаться с утра до вечера на протяжении двух-трех дней. Раньше, если калым выплачивался не полностью, на туй приглашали только родственников жены. Для гостей устраивались танцы, игры и даже скачки. Следующий важный этап башкирской свадьбы — обживание дома мужа после туя. С древних времен невесту провожали к жениху все соседи, родственники, друзья. До сих пор существует пословица: «В доме жениха ложись камнем». Чтобы новоиспеченная жена осталась в доме мужа навсегда, ее встречают со всеми почестями: под ноги кладут белую подушку на удачу и счастье — невеста должна наступить на нее правой ногой. В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник. Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни!» Затем следует традиционное ритуальное чаепитие с родственниками мужа, после которого новобрачная вступает в новую для себя роль — жены, хозяйки дома и хранительницы очага.

Не менее тщательно готовились к свадьбе крымские татары. Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни. На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества. 

Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха. Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф». 

Важной частью свадьбы всегда были танцы. Первыми танцевали сестра и брат невесты или жениха. Всех, кто танцевал на свадьбе у крымских татар, одаривали деньгами. Однако самым главным, разумеется, был танец жениха и невесты. Гости собирали вокруг молодых хоровод, а они исполняли старинный танец «Хоран оюны».

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Не менее тщательно готовились к свадьбе крымские татары. Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни. На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества. Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха. Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф». Важной частью свадьбы всегда были танцы. Первыми танцевали сестра и брат невесты или жениха. Всех, кто танцевал на свадьбе у крымских татар, одаривали деньгами. Однако самым главным, разумеется, был танец жениха и невесты. Гости собирали вокруг молодых хоровод, а они исполняли старинный танец «Хоран оюны».

Особое внимание на свадьбе у крымских татар уделялось наряду невесты. Он был не белым, а красным, синим или зеленым. Ткань для платья невеста выбирала из даров жениха, а единственным украшением были богато вышитые отвороты рукавов. 

Перед свадьбой на голову невесте надевали покрывало — фередже марама. Оно символизировало запрет (девушка уже принадлежит кому-то) и защищало от дурных глаз. Покрывало с невесты позволялось снимать только жениху — в знак покорности новоиспеченной супруги. 

Жених был одет просто: его костюм состоял из рубахи, брюк, жилетки, куртки и обуви — но все это должна была сшить невеста. Самый значимый элемент образа — вытканный невестой пояс. А в качестве головного убора жених надевал традиционную черную шапку цилиндрической формы — халпах.

В конце свадьбы жених и невеста разували друг друга в знак искренней преданности.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Особое внимание на свадьбе у крымских татар уделялось наряду невесты. Он был не белым, а красным, синим или зеленым. Ткань для платья невеста выбирала из даров жениха, а единственным украшением были богато вышитые отвороты рукавов. Перед свадьбой на голову невесте надевали покрывало — фередже марама. Оно символизировало запрет (девушка уже принадлежит кому-то) и защищало от дурных глаз. Покрывало с невесты позволялось снимать только жениху — в знак покорности новоиспеченной супруги. Жених был одет просто: его костюм состоял из рубахи, брюк, жилетки, куртки и обуви — но все это должна была сшить невеста. Самый значимый элемент образа — вытканный невестой пояс. А в качестве головного убора жених надевал традиционную черную шапку цилиндрической формы — халпах. В конце свадьбы жених и невеста разували друг друга в знак искренней преданности.

Традиционная цыганская свадьба не отличается такой скромностью. Цыгане славятся пышными церемониями и не жалеют на это денег. Платит за все обычно семья жениха. Невесте разрешается выбрать самый дорогой наряд — любой, какой пожелает. Ее руки и шея, как правило, почти полностью покрыты украшениями. На каждом пальце — по кольцу, на руках — по браслету, в ушах — по массивной золотой серьге. Чем больше золота — тем лучше. При этом главными украшениями невесты считаются скромность и невинность.

Кочуя с места на место, цыгане часто перенимают традиции местных жителей. Некоторые цыгане венчаются. Жениха и невесту благословляют хлебом и иконой.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Традиционная цыганская свадьба не отличается такой скромностью. Цыгане славятся пышными церемониями и не жалеют на это денег. Платит за все обычно семья жениха. Невесте разрешается выбрать самый дорогой наряд — любой, какой пожелает. Ее руки и шея, как правило, почти полностью покрыты украшениями. На каждом пальце — по кольцу, на руках — по браслету, в ушах — по массивной золотой серьге. Чем больше золота — тем лучше. При этом главными украшениями невесты считаются скромность и невинность. Кочуя с места на место, цыгане часто перенимают традиции местных жителей. Некоторые цыгане венчаются. Жениха и невесту благословляют хлебом и иконой.

Гостей на цыганской свадьбе всегда много. На торжество приглашают даже малознакомых и незнакомых людей. 

Современные цыганские свадьбы проходят красиво, но спокойно. В старину у цыган было немало странных и даже пугающих свадебных обрядов. Например, жених и невеста делали надрезы на запястьях и брались за руки, как бы смешивая кровь в знак единения друг с другом. Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. 

Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор.

Фото: Сергей Ермохин / «Коммерсантъ»

Гостей на цыганской свадьбе всегда много. На торжество приглашают даже малознакомых и незнакомых людей. Современные цыганские свадьбы проходят красиво, но спокойно. В старину у цыган было немало странных и даже пугающих свадебных обрядов. Например, жених и невеста делали надрезы на запястьях и брались за руки, как бы смешивая кровь в знак единения друг с другом. Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор.

С особым размахом празднуются и чеченские свадьбы. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи. Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. 

Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами.

Церемония мacсoвoгo бракосочетания 200 пар в рамках празднования 200-летия Грозного

Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

С особым размахом празднуются и чеченские свадьбы. Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи. Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами.

Когда чемоданы собраны, калым выплачен и невеста сосватана, наступает день свадьбы. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин.

Чеченцы очень трепетно относятся к традициям. Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания. Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости. Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют.

Церемония мacсoвoгo бракосочетания 200 пар в рамках празднования 200-летия Грозного

Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

Когда чемоданы собраны, калым выплачен и невеста сосватана, наступает день свадьбы. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой. Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям. Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания. Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости. Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют.

У северных народов свадьба — это целый ритуал. В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье. В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата. Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами. 

С этого дня начинались приготовления к сватанью — не путать со сватовством! На сватанье жених являлся уже не просто со сватом, а с попом, и проходило это в его собственном доме. Приглашенный священник должен был благословить жениха и невесту. Потом начинались приготовления к венчанию.

Традиционная свадьба в этнографической деревне в Каргополе

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

У северных народов свадьба — это целый ритуал. В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье. В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата. Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами. С этого дня начинались приготовления к сватанью — не путать со сватовством! На сватанье жених являлся уже не просто со сватом, а с попом, и проходило это в его собственном доме. Приглашенный священник должен был благословить жениха и невесту. Потом начинались приготовления к венчанию.

В доме невесты тем временем свою работу выполняли плакальщицы, поскольку согласие девушки на брак означало для нее смерть и утрату связи с ее собственным родом. Не зря слово «невеста» означает «невесть кто», то есть неизвестная и забытая всеми. 

После причитания плакальщицы накрывали невесту шелковой фатой и отправляли молодых в церковь на венчание. Там сватья на паперти расплетала ей косу и связывала волосы лентой. После службы с невесты снимали фату и вводили в дом жениха. Там происходил обряд с зеркалом — в него молодые должны были посмотреться вместе, ведь им теперь все предстояло делать вместе. И даже ели они за праздничным столом с одной тарелки.

Жители деревни Ошевенский Погост в народных костюмах на традиционной свадьбе

Фото: Игорь Иванко / «Коммерсантъ»

В доме невесты тем временем свою работу выполняли плакальщицы, поскольку согласие девушки на брак означало для нее смерть и утрату связи с ее собственным родом. Не зря слово «невеста» означает «невесть кто», то есть неизвестная и забытая всеми. После причитания плакальщицы накрывали невесту шелковой фатой и отправляли молодых в церковь на венчание. Там сватья на паперти расплетала ей косу и связывала волосы лентой. После службы с невесты снимали фату и вводили в дом жениха. Там происходил обряд с зеркалом — в него молодые должны были посмотреться вместе, ведь им теперь все предстояло делать вместе. И даже ели они за праздничным столом с одной тарелки.

Для карельских невест свадьба означала то же, что для архангельских: смерть и возрождение в доме мужа. Встреча молодых в доме жениха была самым важным моментом. Перед ними было принято расстилать на крыльце холст, ситец или сукно, которое протягивали до самого порога избы. Мать жениха выходила к молодым с чашей ячменя и бросала в них зерно, приговаривая: «Не жито сею, счастье сею».

Затем мать жениха давала свое благословение хлебом, солью и иконой. Хлеб три раза прикладывали к головам жениха и невесты, потом молодые кланялись и входили в дом. Переступая порог дома, невесте надо было тихо сказать: «Волк в избу, овцы под лавку». Это своего рода заклинание позволяло ей не оказаться в полном подчинении мужа и его родни.

Свадьба по традициям северных карел на праздничном представлении в Костомукше

Фото: Илья Тимин / РИА Новости

Для карельских невест свадьба означала то же, что для архангельских: смерть и возрождение в доме мужа. Встреча молодых в доме жениха была самым важным моментом. Перед ними было принято расстилать на крыльце холст, ситец или сукно, которое протягивали до самого порога избы. Мать жениха выходила к молодым с чашей ячменя и бросала в них зерно, приговаривая: «Не жито сею, счастье сею». Затем мать жениха давала свое благословение хлебом, солью и иконой. Хлеб три раза прикладывали к головам жениха и невесты, потом молодые кланялись и входили в дом. Переступая порог дома, невесте надо было тихо сказать: «Волк в избу, овцы под лавку». Это своего рода заклинание позволяло ей не оказаться в полном подчинении мужа и его родни.

У жителей средней полосы свадьбы принято играть в теплую погоду, а у якутов — наоборот. У них идеальным свадебным сезоном в старину считалась зима, поскольку сибирским невестам было принято дарить конину, а в морозы мясо хранится лучше. 

Главным действующим лицом на якутской свадьбе выступал, конечно, шаман. Начиналась якутская свадьба в юрте невесты. Жених входил в нее один, внутри его ждали родители невесты и шаман (но не невеста!). Шаман выливал масло в огонь и задабривал духов. В юрте невесты происходил обмен подарками, после чего жених перемещался в соседнее жилище, где его ждала суженая. 

Жених протягивал невесте кнут, она бралась за него и выходила вместе с новобрачным на улицу. По пути к его юрте молодоженам нужно было сделать не меньше девяти остановок. По дороге они задабривали духов. Например, невеста на каждой остановке должна была оставить меховую подстилку хозяйке земли.

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

У жителей средней полосы свадьбы принято играть в теплую погоду, а у якутов — наоборот. У них идеальным свадебным сезоном в старину считалась зима, поскольку сибирским невестам было принято дарить конину, а в морозы мясо хранится лучше. Главным действующим лицом на якутской свадьбе выступал, конечно, шаман. Начиналась якутская свадьба в юрте невесты. Жених входил в нее один, внутри его ждали родители невесты и шаман (но не невеста!). Шаман выливал масло в огонь и задабривал духов. В юрте невесты происходил обмен подарками, после чего жених перемещался в соседнее жилище, где его ждала суженая. Жених протягивал невесте кнут, она бралась за него и выходила вместе с новобрачным на улицу. По пути к его юрте молодоженам нужно было сделать не меньше девяти остановок. По дороге они задабривали духов. Например, невеста на каждой остановке должна была оставить меховую подстилку хозяйке земли.