16 декабря в Киргизии прошли досрочные парламентские выборы. Окончательные итоги ЦИК подведет в ближайшие дни, но уже сейчас понятно, что контроль над парламентом получит пропрезидентская партия "Ак Жол" (Светлый путь), созданная всего за несколько месяцев до голосования. Более того, она, возможно, окажется единственной из доброй сотни политических партий страны, которой в итоге достанутся депутатские мандаты.
Построение "управляемой демократии по-киргизски" вышло исключительно скандальным. В день голосования партии, включая "Ак Жол", наперебой обвиняли друг друга во всех возможных злоупотреблениях - от избиения конкурентов до банальной раздачи денег и водки избирателям.
В предшествовавшие месяцы ситуация была не лучше. Для победы "партии власти", как выразился один из лидеров оппозиции Кубатбек Байболов, был задействован весь административный арсенал - "от дворника до государственного секретаря". Киргизские СМИ неоднократно сообщали о том, как госслужащих на местах принудительно вербовали в "Светлый путь". Власть, разумеется, делала вид, что ничего подобного не происходит.
По словам представителей оппозиции, против них использовали и откровенных бандитов. Неизвестные похищали и избивали агитаторов альтернативных партий, забрасывали их машины камнями, портили их плакаты и рекламные щиты.
Некоторую ясность в происходящее внес бывший оппозиционер и бывший глава правительства Алмаз Атамбаев, незадолго до голосования отправленный в отставку. Он заявил, что скандалы вокруг выборов происходят потому, что лично его отстранили от власти. "Если бы я был премьер-министром, таких "грязных игр", конечно, было бы меньше", - сказал Атамбаев, который возглавляет "конструктивно оппозиционную" Социал-демократическую партию Киргизии. "Я не видел радости на лице президента в тот день, когда он меня увольнял, - подчеркнул бывший премьер. - Со мной, думаю, ему было бы спокойнее и за экономику и за страну".
Душитель-энтузиаст
В то, что радоваться киргизскому руководству пока особенно нечему, поверить можно. Президент страны Курманбек Бакиев третий год подряд заявляет, что республика стоит на пороге стабильности, процветания и подлинной демократии. При этом в последнее время Бакиев, пришедший к власти в результате "революции", все чаше ругает митинги, в которых когда-то сам с удовольствием принимал участие, и ссылается на опыт России и Казахстана. "Мы два года митинговали, и видите, до чего дожили, - ораторствовал он на встречах с населением. - Нам нужна сильная исполнительная власть… Чтобы все двигались в одном направлении".
Дело, это, разумеется, государственной важности, и сантиментам здесь не место. Уже вскоре после того, как президент распустил парламент и назначил досрочные выборы, оппозиция испытала на себе "прелести" нового киргизского порядка. 26 октября, например, на представителей оппозиционной социалистической партии "Ата-Мекен" (Родина), возвращавшихся через ущелье Долон с партийного съезда, напали автоматчики в масках. Постреляв в воздух, они, рассказывал Кубатбек Байболов, положили на землю двух охранников, которые сопровождали представителей партии, ударили их несколько раз, а затем уехали. Впоследствии МВД республики заявило, что "людьми в масках" были сотрудники милиции, которые устроили в ущелье засаду на бандитов и по ошибке остановили не ту машину.
С приближением выборов партию, которая считалась главным конкурентом "Ак Жол" от оппозиции, все чаще стали преследовать неприятности. В начале декабря "Ата-Мекен" заявила, что ее представители повсеместно подвергаются давлению и угрозам. По словам одного из региональных координаторов партии, власти вынуждают его сторонников "добровольно" уходить из участковых избирательных комиссий, угрожая, что в противном случае они могут стать жертвой "случайных нападений".
Впрочем, даже сторонники пропрезидентской партии, как выяснилось, не могут чувствовать себя в безопасности. Как сообщили киргизские информагентства, на встрече с кандидатом от "Ак Жол", проходившей в одной из школ Чуйской области, один из учащихся решил покинуть зал, но так просто ему это сделать не удалось. "Неизвестный человек из числа организаторов" сначала не позволял подростку выйти, а затем стал его душить. Школьник в итоге оказался в больнице.
Глава местной управы, который, по словам одноклассников пострадавшего, спокойно наблюдал за инцидентом, заявил, что произошедшее - всего лишь "мужская беседа". Остается добавить, что в школе в это время выступала глава Конституционного суда Чолпон Баекова, которая временно приостановила свои полномочия, чтобы возглавить избирательный список "партии власти". Директор школы утверждает, что детей не заставляли приходить на встречу, им только посоветовали прийти, "чтобы узнать что-нибудь о киргизской конституции".
На те же грабли
Киргизия вполне может повторить опыт Казахстана, где после недавних выборов нижнюю палату парламента заняла одна лишь "партия власти". После подсчета голосов с 95 процентов избирательных участков выяснилось, что пятипроцентный барьер преодолели только "Ак Жол" и "Ата-Мекен". Однако последняя, как утверждает ЦИК, не смогла пройти барьер региональный - требование, согласно которому политическая сила должна набрать в каждом регионе полпроцента голосов от общереспубликанского списка избирателей.
Если оппозиция не наберет необходимой квоты в городе Оше и Баткенской области (где ей пока не хватает голосов), то на мандаты претендовать не сможет. Не исключено, правда, что в ближайшие дни региональный барьер отменят. 18 декабря вопрос о квоте в полпроцента будет рассматривать Верховный суд страны. Однако даже в том случае, если он пустит "Ата-Мекен" в парламент, расклад от этого не изменится. Учитывая, что оппозиционная партия набрала 8,7 процента, а "Ак Жол" - 48,82 процента голосов, контроль над палатой в любом случае достанется "партии власти".
Остается, правда, вопрос о том, зачем киргизскому президенту понадобился карманный парламент. В парламенте предыдущего созыва у Бакиева и так было лояльное большинство, которое постоянно пополнялось вчерашними оппозиционерами. Понятно, что депутатов, которые время от времени проявляли строптивость, будет проще контролировать через партию. Однако этим польза, которую хоть кому-то принес последний "демократический эксперимент" Бишкека, очевидно, и ограничится.
Хваленые "стабильность и процветание", которыми любит хвастаться власть в странах победившего авторитаризма и на которые теперь заглядываются вчерашние киргизские революционеры, держатся главным образом на нефти и газе. Если после подведения окончательных итогов голосования перед зданием парламента не забьет нефтяной фонтан, "стабильность" для Киргизии так и останется "где-то рядом". И искать ее будут те же люди, которые не только не смогли привести страну к "светлому будущему", обещанному после свержения Аскара Акаева, но и ухитрились растерять свои революционные достижения.
Хо-хо-хо
Оппозиция, которая в парламент не попала, по привычке грозит устроить массовые акции протеста, объединиться и наконец свергнуть "диктаторский режим". Партия зеленых (на выборы ее не пустили), например, анонсировала на весну 2008 года не только очередной "майдан", но и "судебный процесс наподобие Нюрнбергского".
Едва ли сами оппозиционеры верят, что смогут воплотить свои угрозы. Дело даже не в том, что "революционное" руководство страны, как выяснилось, держится за свои места гораздо крепче, чем то, которое было свергнуто в 2005 году. И не в том, что с митингами, если таковые и будут организованы, придется подождать до весны (пока не потеплеет).
После провального апрельского "майдана" репутация оппонентов власти и так была подорвана, а тот факт, что вслед за этим сразу несколько известных оппозиционеров перешли на сторону победителей, опустило эту репутацию еще ниже. Люди, может быть, и вышли бы еще раз на улицы. Только явно не для того, чтобы получить удар дубинкой и надышаться слезоточивого газа, а затем наблюдать, как их лидер, который еще вчера ругал президента и звал народ на борьбу против власти, сегодня получает от главы государства какой-нибудь высокий пост и ругает своих уже бывших сторонников.
Как полагает политолог Александр Князев, политическая ситуация и экономические сложности, с которыми сталкивается население республики, возможно, и вызовут недовольство населения будущей весной. Однако люди, по его мнению, в этом случае просто "проголосуют ногами" - например, уедут в Россию на заработки или навсегда.
При этом, правда, они рискуют пропустить новый "национальный проект", который анонсировали киргизские власти. Учитывая, что "стабильность" стране почти уже обеспечена, официальный Бишкек занялся поисками дома Санта Клауса. Известие шведских ученых, выяснивших, что Киргизия является оптимальной страной для того, кто должен облететь весь земной шар и доставить всем подарки, было встречено в республике с большим воодушевлением. Госагентство по туризму заявило, что никогда не сомневалось в том, что всемирно известный персонаж живет именно здесь. Для того чтобы уточнить конкретный регион, в котором находится его резиденция, ведомство обратилось за помощью к гражданам страны.
Вопрос о партийности Санты Клауса пока не обсуждается. Хотя в стране с настолько развитой демократией его, конечно, нельзя пускать на самотек. Последнее слово, наверное, скажет тот, кто первым найдет дом Санты. Если власти, то любимец детей, вероятно, пополнит ряды партии "Ак Жол". А вот если оппозиция… Тогда президент рискует в один прекрасный день выглянуть в окно Белого дома и увидеть человека с белой бородой, который летает вокруг с криками "Хо-хо-хо! Бакиев, кетсин!". Жуткая картина…