29 марта Нацбанк Белоруссии позволил коммерческим банкам страны продавать валюту по курсу, который на 10 процентов отличается от официального. Таким образом, Нацбанк надеется устранить перебои с иностранной валютой в стране и снизить давление на золотовалютные резервы. Экономисты в унисон твердят, что это решение Нацбанка стало первым этапом "мягкой" девальвации белорусского рубля.
В марте 2011 года слухи о предстоящей девальвации рубля привели к ажиотажному спросу на валюту в Белоруссии. В Минске бросились скупать доллары, евро и даже российские рубли. О желательности скорой девальвации говорилось в докладе МВФ, миссия которого работала в стране в январе-феврале 2011 года. Выступления представителей Нацбанка страны, которые все опровергали, остановить панику не смогли.
Подобные "набеги" населения на банки случаются в Минске не впервые. В декабре прошлого года на волне аналогичных слухов белорусское население скупило на 600 миллионов долларов валюты больше, чем продало. Понять белорусов можно, ведь последнюю девальвацию страна провела совсем недавно. В 2009 году Минск резко девальвировал белорусский рубль под прикрытием главы государства Александра Лукашенко. Вечером 1 января президент Белоруссии заявил, что курс белорусской валюты не изменится, а уже 2 января "зайчик" обвалился к евро на 20 процентов.
Ажиотажный спрос на доллары и евро в Белоруссии, подстегнутый недоверием к "зайчикам", истощил золотовалютные резервы страны. Импорт в страну растет, а экспорт, напротив, снижается, что провоцирует отток валюты из страны. Президент белорусского Центра Мизеса Ярослав Романчук, которого цитирует газета "Ведомости", утверждает, что в Белоруссии наблюдается просто-таки катастрофическая нехватка валюты. По его мнению, Минску не удастся избежать девальвации, но для того, чтобы сделать ее "мягкой", стране понадобится российский кредит.
По сути, Нацбанк Белоруссии уже начал девальвацию. Коммерческим банкам разрешено устанавливать для межбанковских операций и расчетов между юридическими лицами курс, который может отклоняться от официального на 10 процентов. Аналитики, опрошенные Reuters, уверены, что это только начало "мягкой девальвации" белорусской валюты, поскольку действия Нацбанка страны не позволят устранить перебои с иностранной валютой в стране и снизить давление на золотовалютные резервы. AFP указывает, что некоторые европейские банки прогнозируют 20-процентную девальвацию в Белоруссии.
Станислав Богданкевич, ранее возглавлявший Нацбанк Белоруссии, также заявил в интервью "Финмаркету", что действия регулятора являются "завуалированной девальвацией". Но, по его мнению, данных мер будет недостаточно. Богданкевич полагает, что для восстановления платежного баланса Белоруссии необходимо провести открытую девальвацию, а также ускорить приватизацию госсобственности и провести радикальное сокращение расходов бюджета. Кроме того, Богданкевич без обиняков отметил, что Минску "надо сдаваться России и быстрее принимать программу, необходимую для получения российских госкредитов". В случае, если ситуация в Белоруссии усугубится, то у России, возможно, появится возможность скупить наиболее привлекательные активы соседа.
Минск уже попросил кредит на 1 миллиард долларов у России и еще на 2 миллиарда у контролируемого РФ антикризисного фонда ЕврАзЭс. Россия, однако, выдавать деньги не спешит, а, напротив, выставила стране ряд условий, связанных с проведением структурных реформ и отменой административных ограничений на валютном рынке.
Напомним, что в марте Нацбанк Белоруссии ввел новые правила торгов на валютной бирже, согласно которым заявки банков на покупку валюты будут выполняться в течение 30 дней с момента подачи заявки вместо одного. Вместо этого Нацбанк предложил импортерам удовлетворять свои потребности в валюте на внебиржевом рынке. Но банки утверждали, что белорусские экспортеры не хотят продавать валютную выручку банкам и, соответственно, банки не могут удовлетворить заявки импортеров.
В связи с этим с середины марта ориентированные на импорт компании фактически остановили свою деятельность, так как не смогли купить инвалюту ни на биржевом, ни на внебиржевом рынке. Ожидается, что с 1 апреля Нацбанк будет продавать на бирже валюту в первую очередь для закупок медикаментов, оплаты энергоносителей и погашения валютных кредитов. По мнению Богданкевича, это приведет к тому, что под видом лекарств фирмы будут покупать совсем другие товары.
Проблемы в Белоруссии заметили и рейтинговые агентства, оценивающие перспективы инвестиций в долговые активы страны. 30 марта международное рейтинговое агентство Moody's снизило кредитный рейтинг Белоруссии на один пункт - с B1 до B2. Снижение рейтинга было вызвано двумя основными причинами: существенной потребностью Минска во внешнем финансировании, а также возможными сложностями в изменении нынешней модели роста экономики, которая базируется на привлечении внешних заимствований и на внутреннем спросе. Ранее в марте долгосрочный рейтинг Белоруссии снизило агентство Standard & Poor's, а еще одно международное агентство - Fitch Ratings - пересмотрело в сторону понижения рейтинги надежности семи крупнейших белорусских банков.
Белорусского населения появление в стране второго курса рубля пока не коснулось: в обменниках валюта по-прежнему не должна быть дороже курса Нацбанка более чем на 2 процента. Проблема, впрочем, в том, что еще 22 марта Нацбанк Белоруссии отказался продавать банкам валюту для населения, а уже на следующий день в Белоруссии была прекращена выдача наличной валюты в банкоматах. Сейчас банки продают через обменники только ту валюту, которую они покупают у населения. По словам представителя Нацбанка, которого цитирует Reuters, такая же ситуация сохранится и в будущем. Кроме того, Нацбанк страны рекомендовал финансовым организациям сдерживать выдачу потребительских кредитов населению, поскольку жители Белоруссии, получив кредит наличными, немедленно направляли его на покупку валюты.
Зато по карману белорусов уже сейчас бьет рост цен в стране. Неопределенная ситуация на валютном рынке и введенные ограничения вызвали повышение цен на импортируемые потребительские товары - поставщики закладывают в цену максимальные валютные риски. В первую очередь подорожала импортная электроника, бытовая техника, строительные материалы и некоторые виды продовольствия. Доверия к национальной валюте и своим руководителям населению Белоруссии сложившаяся ситуация не добавит.