В середине 2017 года Россия потеряет Резервный фонд, к концу 2018-го — останется без большей части Фонда национального благосостояния. Об этом предупредил Центробанк. Подушка безопасности, созданная при бывшем министре финансов Алексее Кудрине, пойдет на латание бюджетных дыр.
Бюджет оптимистов
4 декабря Госдума приняла в третьем чтении закон о федеральном бюджете на 2016 год. Парламентарии утвердили следующие параметры: доходы — 13,74 триллиона рублей, расходы — 16,10 триллиона, дефицит — 2,36 триллиона. Разрыв между поступлениями и тратами достиг трех процентов ВВП. Удерживать его на данном уровне ранее неоднократно требовал президент России Владимир Путин (3 декабря в послании Федеральному собранию он тоже затронул эту тему).
Примечательны некоторые нюансы нового бюджета. При его составлении использовались два допущения. Во-первых, правительство ждет, что по итогам 2016 года инфляция составит 6,4 процента (то есть в два раза меньше, чем планируется в 2015-м). Во-вторых, в доходы казны заложена нефть по 50 долларов за баррель. Сейчас такие прогнозы выглядят слишком оптимистичными.
Рост цен может оказаться выше (в Альфа-банке, к примеру, предсказывают ускорение инфляции до 10 процентов из-за нового эмбарго против Турции), а нефть — дешевле. Особенно с учетом последнего решения ОПЕК о повышении квот на добычу. C 4 по 8 декабря эталонная марка Brent подешевела с 43-х до 41 доллара за бочку.
Глава Минфина Антон Силуанов заранее приготовил позиции для отступления. По его мнению, в следующем году казна недосчитается еще одного триллиона рублей из-за снижения нефтяных котировок. Если на энергетическом рынке не случится чуда, бюджетные дыры придется заткнуть денежной подушкой безопасности — Резервным фондом и Фондом национального благосостояния (ФНБ), которые были сформированы благодаря бывшему министру финансов Алексею Кудрину и дорогой нефти.
Минус два фонда
В тот же день, когда Госдума проголосовала за дефицитный бюджет, департамент исследований и прогнозирования Центробанка опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды». Там, среди прочего, были названы сроки истощения российских стабилизационных фондов: Резервному отведено время до середины 2017 года, ФНБ — до конца 2018 года.
По последним данным Минфина, в Резервном фонде осталось 4,23 триллиона рублей (65,71 миллиарда долларов; 5,8 процента ВВП), в ФНБ — 4,73 триллиона рублей (73,45 миллиарда долларов; 6,5 процента ВВП). Большую часть из Резервного фонда — 2,62 триллиона рублей — министерство планирует потратить уже в этом году.
В ЦБ также назвали ключевые риски для бюджетной системы России. Первый — продолжительное пребывание цены на нефть Urals в зоне ниже 50 долларов за баррель (сейчас — около 41 доллара). Второй — необходимость спасения Внешэкономбанка (для этого нужно более триллиона рублей). Кроме того, из-за необходимости урезать расходы придется сокращать занятость населения в госсекторе и сдерживать индексацию зарплат. По мнению аналитиков департамента исследований и прогнозирования, в текущей ситуации также проблематично разморозить изъятые ранее накопительные пенсии.
Сценарий Банка России не подразумевает никаких качественных перемен, только количественные. «Существенное увеличение налогов и сборов, а также повышение пенсионного возраста представляются маловероятными до 2019 года», — сказано в бюллетене. Таким образом, налоговая и пенсионная системы останутся нетронутыми, а Резервный фонд и ФНБ практически полностью опустошатся (объем ФНБ к 2018 году снизится до одного процента ВВП).
Налоги, пенсии, долги
Теоретически у государства есть три пути для наращивания доходов: увеличение налоговой нагрузки (как для населения, так и для бизнеса), реформирование социальной сферы (например, повышение срока выхода на пенсию) и оформление кредитов. Если нефть не подорожает, а качество управления бюджетными средствами не вырастет, правительству придется применить один из этих инструментов.
«Источников для покрытия дефицита бюджета у России, к сожалению, не так много. Их можно разделить на две части — привлечение ресурсов на внутреннем и внешних рынках, а также изменение фискальной системы. Оба этих варианта не совсем комфортны», — отметил в беседе с «Лентой.ру» ведущий аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров. И добавил, что наиболее оптимальным было бы использование комплекса мер: оптимизация расходов плюс постепенное наращивание госдолга. Без этого риск исчерпания Резервного фонда и ФНБ заметно повышается, предупреждает аналитик.
Директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах считает, что для балансировки бюджета власти пойдут на повышение пенсионного возраста. Но в скрытой форме — в виде отмены индексации работающим пенсионерам, замедленного увеличения выплат, изменений в системе досрочного выхода на заслуженный отдых и так далее. Кроме того, не обойдется без увеличения государственного долга.
Да, правительство РФ намерено занимать у китайцев и у собственного населения. Еще летом замминистра финансов Сергей Сторчак говорил, что ведомство рассматривает организационные вопросы размещения гособлигаций в юанях. Первый зампред Центробанка Сергей Швецов позднее сообщил, что ценные бумаги будут выпущены в середине 2016 года. Также в следующем году ожидается появление специальных облигаций федерального займа (ОФЗ) для граждан (сейчас купить долговые бумаги можно, только открыв брокерский счет; новые ОФЗ предполагается продавать в банках). Прокредитовать государство сможет каждый желающий.
Но даже набрав кредиты, нельзя игнорировать нарушение баланса в социальной системе. Всемирный банк в докладе «В поисках нового "серебряного века" в России: факторы и последствия
старения населения» предупреждает, что к 2050 году уровень госдолга РФ достигнет 118 процентов ВВП (сейчас — 20 процентов), экономика будет увеличиваться на процент в год, а доля социальных расходов вырастет до 49 процентов. Причина — старение населения. Увеличится число пенсионеров, уменьшится доля трудоспособных граждан.
Выправить ситуацию можно, включив большее количество россиян в экономическую жизнь. Но для этого государству следует что-то предпринять. Очевидное решение — повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин. Это добавит трудовым ресурсам два миллиона человек и обеспечит стимул для роста ВВП.
Есть и более сложный путь, отмечают во Всемирном банке. Пенсионный возраст не трогать. Но в России после 60 лет активными остаются 40 процентов мужчин и 25 процентов женщин. Для сравнения: в Исландии — 85 и 73 процента соответственно (европейский рекорд). Значит, есть колоссальный потенциал для увеличения числа вовлеченных в экономику граждан.
«Достижение таких высоких показателей экономической активности станет возможным только при условии устранения многих ограничений, влияющих на состояние здоровья, квалификацию и мобильность пожилых», — говорится в докладе международной организации. Эти меры позволят вернуть в экономику три миллиона человек — то есть больше, чем при повышении пенсионного возраста.
Правительству осталось только выбрать — пойти по легкому пути или поработать на улучшение качества жизни пожилых россиян.