Новости партнеров

Zasteklom.TV6.Ru как зеркало рунетской революции

Популярность сайта телепередачи "За стеклом" наводит на мысль о закате интернет-СМИ

Одной из примечательных особенностей российского Интернета в последние три года являлось лидерство на контент-рынке структур, никак не связанных с традиционными СМИ - издательскими домами, телекомпаниями или радиостанциями. Ведущие российские медиахолдинги с миллионной аудиторией - от ИД "Коммерсантъ" и "Медиа-Моста" до "Бурды" и Independent Media - даже будучи представлены в Интернете, не могли там конкурировать на равных с информационными сайтами, зародившимися в самой Сети (такими, как РБК, Газета.Ру, Лента.Ру). Никакие бесспорные преимущества традиционных СМИ - будь то раскрученный брэнд, миллионные аудитории, недюжинные финансовые и технические возможности, или обилие эксклюзивной информации от собственных корреспондентов - не могли обеспечить монстрам offline-медиа сколько-нибудь заметной посещаемости в Интернете.

Многие исследователи вопроса объявляли этот феномен временным явлением, следствием "незрелости" РУНЕТа, его "нерепрезентативности" для общества в целом. От каждого нового интернет-проекта, затеваемого крупными игроками офлайнового медиа-рынка (МеМоНет, сайты изданий "Коммерсанта", электронная версия НГ, бесплатная лента РИА "Новости") ожидали прорыва, после которого "первично сетевые" СМИ будут отодвинуты на задний план, и вниманием интернет-аудитории, наконец, завладеют те же издания, телеканалы и радиостанции, которые уверенно лидируют на оффлайновом медиарынке. Однако время шло, а место в первой пятерке рейтинга интернет-СМИ по-прежнему оставалось недостижимым для китов офлайнового медиабизнеса. Не помогала ни бумажная реклама в МК, ни заставки РТР с непременным электронным адресом, ни полосы в "Ведомостях" и щиты наружной рекламы eStart. Многие из тех, кто в последнюю пару лет с убежденностью рассуждал о закате "кустарных" интернет-СМИ с приходом офлайновых "тузов", похоже, смирились с существующим положением дел на рынке контента. Но стоило им отчаяться, как долгожданный прорыв все же произошел.

Исторический прецедент был создан телепроектом "За стеклом", стартовавшим на телеканале ТВ-6 28 октября нынешнего года. Сайт проекта, расположенный по адресу ZaSteklom.TV6.Ru, вырвался в абсолютные лидеры посещаемости среди СМИ РУНЕТа, войдя в первую пятерку общего рейтинга всех русских сайтов буквально через неделю после своего возникновения. Казалось, ничто не предвещало столь стремительного взлета: ни трудно запоминаемый адрес, ни перебои с доступом к серверу, возникшие буквально в первые дни после его запуска, ни ставка на видеопоток в формате Real Video (как известно, российский пользователь относится к broadband весьма прохладно, в силу известных ограничений пропускной способности каналов)... Но, несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, сайт телепрограммы стремительно набрал суточную аудиторию свыше 80.000 уникальных посетителей - в полтора раза больше, чем собрал в свое время другой "спринтер"-однодневщик из офлайна, сайт VVP.Ru, публиковавший exit polls с последних президентских выборов в реальном времени, наплевав на запрет Избиркома.

На сайте VVP.Ru, созданном Фондом эффективной политики, в день выборов побывали 55 тысяч человек, и этот всплеск аудитории до последнего времени был абсолютным рекордом единовременного притока посетителей для русскоязычного сайта. Но там взрывной рост посещаемости прекратился буквально сразу же после того, как запрет на публикацию предварительных результатов голосования утратил свою силу с закрытием последних урн в Калининграде 23 марта 2000 года. А сайту "За стеклом" удается удерживать аудиторию свыше 80.000 посетителей в день уже вторую неделю.

Можно, разумеется, вспомнить о том, что среди спонсоров сайта в Интернете с первых дней его "раскрутки" значился холдинг Рамблер, выделивший на поддержку проекта "За стеклом" миллионы баннеропоказов. В информационной и технической поддержке сайта поучаствовали также такие лидеры новостного контента, как РИА "РосБизнесКонсалтинг", НТВ.Ру, Дни.Ру (и весь стоящий за ними холдинг развлекательных ресурсов). Дружная офлайновая поддержка сайта силами "Эха Москвы", "Нашего радио", "Московского комсомольца", "Комсомольской правды" и других ведущих столичных СМИ, также сыграла свою важную роль. Это, однако, не отменяет совершившегося факта: сайт "За стеклом" сумел в рекордные сроки укрепиться в той строке рейтинга Рамблера, куда никогда не добирались традиционные СМИ, и даже "вытащить за уши" свою материнскую телекомпанию ТВ-6, чей прежде малоизвестный сайт сегодня тоже входит в первую двадцатку рейтинга по посещаемости.

Трудно себе представить, что существующий ажиотаж в Интернете вокруг "За стеклом" сохранится хотя бы на 10 дней после того, как 1 декабря телепроект завершится. Скорее всего, сайт ZaSteklom.TV6.Ru ожидает участь других краткосрочных интернет-проектов, интерес к которым подогревается через освещение информационного повода во всех национальных СМИ. Кончается повод - кончается и интерес. Однако прецедент уже создан, механизмы привлечения аудитории через Интернет отлажены, и опыт "За стеклом" наверняка пригодится как офлайновым, так и онлайновым игрокам для планирования будущих сенсаций на русском контент-рынке.

Другие материалы
Экономика00:01Сегодня
Анатолий Чубайс

Нанотолий

Чубайс хотел создать российский Apple, но что-то пошло не так