Новости партнеров

Рельсовая война

В результате взрыва электрички под Ессентуками погибли около четырех десятков человек

5 декабря 2003 года в 7:42 по московскому времени во втором вагоне пригородного электропоезда номер 6309, следовавшего по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды, произошел взрыв. Электричка в этом момент находилась в черте города Ессентуки в 400 метрах от центрального вокзала.

Взрыв был настолько мощным, что второй вагон поезда разорвало на две части и перевернуло на бок. Под разрушенными конструкциями оказались десятки людей. Возник пожар. На момент написания статьи число погибших составило 42 человек. 15 из них спасатели обнаружили сразу после взрыва, а еще 16 тел нашли под обломками вагона позднее. Шестеро человек скончались в больнице. Ранения получили 153 пассажира злополучной электрички. 50 из них помощь была оказана на месте, а 103 доставили в больницы, в том числе на вертолетах. 20 пострадавших - в тяжелом состоянии. В Ессентуках начат сбор донорской крови. На помощь местным медикам из Ставрополя выехали специалисты краевого Центра медицины катастроф и ведущие хирурги. По словам заместителя министра здравоохранения Ставропольского края Александра Михайловского, в основном у пациентов минно-взрывные ранения: "Преимущественно поражены голова, грудь, органы таза и конечности".

После того как всех пострадавших развезли по больницам, рядом со взорванным вагоном долгое время лежали останки тел и студенческие рюкзаки. Основная часть пассажиров - студенты, которые ехали утром на учебу в Пятигорск. "Их буквально разорвало на куски, сейчас даже на соседних кустах висят обрывки одежды и куски тел", - рассказали очевидцы.

Для расследования теракта создан специальный оперативный штаб из представителей прокуратуры, МВД, ФСБ. Дело взял под личный контроль Генпрокурор РФ Владимир Устинов. Кроме того, по распоряжению полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева создана оперативная группа, в которую вошли заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Фридинский, заместитель главы МВД Михаил Паньков и начальник Северокавказского филиала ОАО "Российские железные дороги" Владимир Воробьев. В крае введен в действие план "Ураган-4" по поиску и задержанию террористов.

По предварительным данным, теракт в электропоезде в Ессентуках совершила группа из четырех человек - три женщины и один мужчина. Останки террориста-смертника, взорвавшего бомбу, были обнаружены в вагоне, однако бомба разорвалась не полностью. Оставшиеся части уничтожили прибывшие на место саперы. "Две женщины находились в вагоне и выпрыгнули из него перед взрывом. Одна женщина руководила и наблюдала и вряд ли осталась жива, - рассказал директор ФСБ Николай Патрушев. - Личность мужчины вряд ли удастся установить. Но это был смертник, поскольку на ногах у него обнаружены гранаты". В группу могли входить и другие люди - неподалеку от железнодорожной насыпи находились автомобили, из которых велось наблюдение за электричкой. Для усиления поражающего действия боевики положили взрывное устройство в хозяйственную сумку, наполненную мелкими металлическими предметами - болтами, гайками, кусками проволоки. Мощность взрыва составила около 10 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Министр юстиции Юрий Чайка заявил, что следователи рассматривают, в числе других, версию о причастности к преступлению чеченских боевиков, которые, предположительно, хотели "деморализовать население накануне выборов".

ОАО "РЖД" открыло круглосуточную телефонную линию, по которой можно получить информацию о пострадавших:

  • (095) 262-2223
  • (095) 262-8901
  • (095) 262-7988

Кроме того, информацию можно получить также по телефонам оперативных штабов:

  • в Ставрополе - (8-865) 277-8939
  • в Ессентуках - (8-8793) 46-6651
  • в Кисловодске - (8-8793) 75-9906
  • в Минеральных Водах - (8-8792) 24-8343

Рельсовая война на Кавказе идет с 1991 года. О ее масштабах можно судить по нижеследующей хронике взрывов за последние три года, в которую не вошли предотвращенные теракты, количество которых порой доходило до десятка в день.

15 января 2001

На перегоне Усорское - Моздок (Северная Осетия) произошел взрыв под локомотивом товарного состава. Загорелась задняя часть локомотива и первый вагон. Машинист, не сбавляя скорости, довел состав до Моздока, где пожар потушили. Жертв не было, локомотив и первые два вагона получили повреждения. Террористы прикрепили бомбу к электровозу на одной из станций по пути следования, где поезд останавливался на несколько минут.

29 января 2001

Пять вагонов товарного поезда сошли с рельсов в результате взрыва под составом на 2170-м километре перегона Гудермес - Кади-Юрт. Никто не пострадал. На месте ЧП образовалась воронка диаметром два метра и глубиной 60 сантиметров, разрушено девять шпал и около двух метров рельсов.

11 марта 2001

На 2186-м километре Северокавказской железной дороги был подорван грузовой состав, следовавший по маршруту Гудермес - Хасавюрт. С рельсов сошла треть вагонов, разрушены железнодорожные пути.

19 марта 2001

Воинский эшелон, двигавшийся по перегону Терек - Червленая, подорвался на фугасе, заложенном под железнодорожное полотно у самой станции Червленая. Один вагон сошел с рельсов, повреждено около метра пути и несколько шпал. Прибывшие на место происшествия сотрудники ФСБ и МВД обнаружила неподалеку и обезвредили другой фугас. Движение на перегоне возобновилось через шесть часов после взрыва.

10 апреля 2001

В Гудермесском районе Чечни на перегоне Аргун - Гудермес Северокавказской железной дороги еще один воинский эшелон с техникой и личным составом подорвался на фугасе. В результате с рельсов сошли две платформы с БМП и автомобилями ЗиЛ-131. Пострадавших не было. Техника также почти не была повреждена.

13 мая 2001

Вечером возле станицы Наурская на радиоуправляемом фугасе подорвался бронепоезд федеральных сил. Трое военнослужащих получили ранения. Был поврежден локомотив бронепоезда.

4 сентября 2001

Мощный взрыв полностью вывел из строя одну из веток Северокавказской железной дороги в черте Махачкалы. Взрыв произошел недалеко от жилых домов у берега Каспийского моря. На месте ЧП образовалась воронка глубиной один метр и диаметром два метра. Жертв и пострадавших нет, так как в момент взрыва - около пяти утра - поезда на этом участке дороги не проходили, а люди еще спали.

10 сентября 2001

Во время следования бронепоезда на 2139-м километре перегона Аргун - Ханкала под рельсом взорвалось маломощное устройство, повредившие две шпалы. Однако движение на участке удалось восстановить лишь через два часа.

25 января 2002

В Гудермесском районе Чечни на перегоне Кали-Юрт - Хасавюрт под тепловозом товарного поезда сработал фугас. Было серьезно повреждено железнодорожное полотно.

2 марта 2002

Вечером на перегоне Гудермес - Червленная под бронепоездом "Байкал" сдетонировало мощное взрывное устройство, в результате чего два вагона сошли с рельсов. Двое военнослужащих были серьезно ранены и отправлены в госпиталь. Саперы обнаружили неподалеку от полотна еще три фугаса. Спустя несколько часов они обезвредили взрывные устройства, и движение на ветке возобновилось.

24 августа 2002

В Чечне взорван фугасный снаряд под локомотивом грузового состава. Локомотив получил серьезные повреждения. Люди не пострадали.

28 октября 2002

Между чеченскими населенными пунктами Наурское и Терек в 70 метрах перед двигавшимся поездом с нефтепродуктами взорвался фугас. Однако машинист успел остановить состав - крушения 51 цистерны с нефтью удалось избежать. Полотно дороги было оперативно восстановлено.

1 января 2003

Ночью в Дагестане боевики взорвали железнодорожное полотно на ветке Кизляр - Карлан-Юрт (дорога Махачкала - Москва). Движение поездов восстановили через два часа.

29 мая 2003

Самодельная бомба сработала на 110-м километре перегона Терек - Наурская во время прохождения состава с сырой нефтью. К счастью, вагоны не загорелись, на месте взрыва образовалась воронка диаметром полтора метра, а движение поездов было восстановлено через час.

18 августа 2003

На 171-м километре перегона Гудермес - Червленная подорвался поезд, перевозивший военную технику. Повреждения получил один из 41 вагонов.

3 сентября 2003

Утром около 7:30 в Ставропольском крае между станциями Подкумок и Белый Уголь была подорвана электричка Кисловодск - Минеральные Воды. Под железнодорожным полотном взорвались две из трех заложенных (последняя не сработала) мощных радиоуправляемых бомбы. Мощность взрыва - 30 килограммов в тротиловом эквиваленте. Пассажирами поезда были, в основном, студенты, ехавшие в Пятигорск на учебу. Погибли шесть человек, и 92 получили ранения.

"Говорить о новом уровне постоянно присутствующей террористической угрозы в данном случае нет оснований. Транспортные узлы и магистрали наряду с жилыми домами являются объектами традиционного внимания террористических элементов", - сказал секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло, комментируя происшествие.

Новый взрыв наглядно показал, что секретарь Совбеза ошибался. Если проследить хронику рельсовой войны с 1991 года, то можно заметить, что боевики все время меняли тактику в поисках наиболее эффективной схемы действий - сначала они устанавливали бомбы в вагонах пассажирских поездов, затем на вокзалах, потом стали проводить диверсии против грузовых и военных эшелонов. Оба последних взрыва - 3 сентября и 5 декабря 2003 года - произошли в электричке, следовавшей по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды утром (7:30 и 7:42), когда поезда заполнены студентами, отправляющимися на учебу в Пятигорск. Количество погибших и раненых (6 и 92, 42 и 153 соответственно) не дает сомневаться - новая и наиболее эффективная тактика найдена.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Шамиль Басаев стал мифологическим героем

Семь жизней Абу аль-Валида

Семь лет назад россияне узнали слово "гексоген" и научились бояться ночевать в собственных квартирах

Будущий президент Чечни владеет секретом избегать вражеских пуль и бомб

Москва заплатит за Норд-Ост

Другие материалы
Россия00:01Сегодня

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача