Новости партнеров

Неджеф в огне

Американские войска штурмуют священный шиитский город Неджеф в Ираке

12 августа 2004 года командование американского контингента в Ираке сообщило, что подразделения морской пехоты и иракской полиции готовятся к штурму Неджефа. На приступ города американцы пошли утром 13 августа. По сообщениям корреспондентов, позиции шиитов, обороняющих город, обстреливались из крупнокалиберных пулеметов и танковых орудий. Основные боевые действия идут в центре города возле старого шиитского кладбища, у мечети имама Али.

Нынешние бои в Неджефе - прямое следствие весеннего восстания шиитов. Во время бунта под руководством муллы-радикала Муктады аль-Садра Неджеф был одним из центров повстанческого движения. Когда в июне 2004 года был заключен договор о перемирии, то район, прилегающий к мечети имама Али, был исключен из зоны, которую имели право патрулировать американские войска. Мечеть и кладбище для шиитов являются священными, и появление чужака на этой территории автоматически рассматривалось бы как святотатство. Подобное оскорбило бы не только повстанцев, но и обычных жителей Неджефа.

.title ДОСЬЕ VIP.LENTA.RU
Свободный народ Ирака Шиитский бунт Белый дом и иракская тюрьма Конец Саддама

Поскольку любая мечеть, согласно шиитским традициям, является неприкосновенной, на территории мечети имама Али стали группироваться шиитские радикалы. Муктада аль-Садр, ордер на арест которого был выдан еще весной, все это время прятался по мечетям Неджефа. Американцы считают, что боевики аль-Садра использовали кладбищенскую землю не по прямому назначению, а прятали там оружие.

Теперь американцы предприняли штурм шиитского гнезда. Общая численность штурмующих оценивается приблизительно в 4 тысячи человек: около 2 тысяч американских военнослужащих (главным образом, морской пехоты) и 1800 иракских полицейских. В ходе ожесточенного боя за Неджеф население, не желающее погибнуть под огнем, начало покидать город. Если американцы предпримут штурм шиитских святынь, то горожане из нейтральной стороны могут превратиться в потенциальных противников американцев. Американцы заявляют, что воюют с повстанцами, так называемой "aрмией Махди", но у радикалов-шиитов есть козырь - религиозно-освободительная война. И воевать с повстанцами, не потревожив чувств верующих, американцам будет исключительно сложно.

Когда вопросы войны смешиваются с вопросами веры, то выяснить, на чьей стороне правда, становится практически невозможным. Если противопоставить абстрактные цели наведения порядка и стремления к лучшей жизни (основной пропагандистский вектор американцев) религиозным убеждениям (за что воюют повстанцы), то первое заведомо окажется слабее. Тем более, что противник американцев - шииты.

По преданию, пророк Мухаммед предсказал, что религия, которую он основал, разделится на 72 секты, но лишь одна из них будет владеть истиной. Основных направлений в исламе два - суннизм и шиизм. Первое представляют самое многочисленное течение в исламе, объединяющее около 90 процентов общего числа верующих. Сунниты считают Коран и хадисы (рассказы о поступках или словах Мухаммеда и ближайших сподвижников, собрание которых составляет сунну - "закон", образец для подражания мусульман) основными авторитетными источниками для выработки положений права, теологии, морали и этики. В эпоху Средневековья полностью сформировались четыре официальные суннитские религиозно-правовые школы, сохранившиеся до настоящего времени: маликиты, ханафиты, шафииты и ханбалиты.

Второе из двух основных направлений в исламе - шиизм. Шииты (от арабского слова "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али") появились на заре исламской истории. Представители этого течения считали Али, зятя Мухаммеда, своим духовным вождем и в династических войнах поддерживали его потомков, полагая, что их осеняет божественная благодать. Суннитских халифов шииты расценивали как узурпаторов политической и религиозной власти и считали, что шиитские имамы призваны восстановить истинное учение и этические нормы первоначального ислама. Число духовных вождей, потомков Али, равняется двенадцати. Последний из них, Мухаммед, исчез в 873 в мечети в Самарре. Шииты считают, что он появится вновь и станет богоизбранным вождем, мессией (по арабски "махди") и очистит ислам от искажений. Учение о "скрытых имамах" является ключевой частью шиитской доктрины, отличающей ее от суннитского учения.

Согласно шиитскому учению, Махди - это не только потомок пророка, но скрытый долгожданный двенадцатый имам. Он будет пребывать в сокрытии до часа, назначенного Богом, и в назначенный час придет на землю, чтобы руководить мусульманами, установит царство справедливости и благоденствия. Фактически, Махди является у шиитов Мессией.
Махди придет во время Последнего Cуда (Киямы), чтобы спасти мир.

Знамением возвращения Махди будет являться глобальное господство зла на земле, победы сил зла над силами добра, что потребует прихода последнего и окончательного Спасителя. Если же этого не случится, то результатом будет полностью поглощённое темнотой человечество.

Если у суннитов Махди - лицо неопределенное, связываемое с идеалом будущего, то в шиизме Махди - конкретное лицо, с появлением которого связывается восстановление справедливости на земле.

Подобные мессианские идеи очень часто вдохновляли участников различных социальных и религиозных движения в мусульманском мире. На них были основаны династии Фатимидов в Северной Африке (909-1171) и Альмохадов в Северной Африке и Испании (1130-1269). Последним по времени крупным махдистским движением было восстание в Восточном Судане в конце XIX века под руководством Мухаммеда Ахмеда, провозгласившего себя Махди.

Теперь свой Махди появился и в Ираке. Лидер жесткого (шиитского) ислама, призывающий к очищению святынь от неверных, способен причинить противнику немало неприятностей. Что и происходит. Утром 13 августа шииты вышли на улицы практически по всему Ираку. Митинги шиитов постепенно перерастают в полноценный бунт. В Насирии бунтовщики напали на правительственное здание и сожгли его. В шиитском предместье Багдада Садре идет бой, имеются жертвы. По сообщениям канала "Аль-Джазира", в районе Эль-Амары шииты сбили британский вертолет. Именно к такому настоящему восстанию и призывал вчера аль-Садр всех шиитов Ирака. Он заявил, что они должны сражаться с американцами, даже если его самого убьют или схватят.

Американцам пока не удалось ни полностью овладеть городом, ни взять в плен лидера повстанцев. Аль-Садр и костяк возглавляемого им ополчения по-прежнему контролируют тот район, где они и находились перед началом штурма. По словам жителей города, вместе с аль-Садром внутри мечети и на ее территории располагается не меньше тысячи бойцов "aрмии Махди". Мечеть укреплена по всем правилам военного искусства: установлены минометные гнезда, подходы к зданию заминированы. Массированный штурм мечети почти исключен - в этом случае американцы и новое иракское правительство дождутся уже не просто общенационального бунта шиитов, а фактически восстания по всей стране.

Сообщения, поступающие об аль-Садре, пока противоречивы. Согласно данным информагенств, он получил несколько осколочных ранений во время американской бомбардировки. С другой стороны представитель Министерства обороны Ирака опроверг эти сообщения. "Аль-Садр не ранен, бои приостановлены с минувшей ночи", - заявил он.

Аль-Садр уже заявил о своей готовности встретиться с представителем иракского временного правительства Муаффаком ар-Рубейи, подчеркнув, что не возражает против мирного выхода из кризиса. Вместе с тем он сказал, что сомневается в успехе миссии советника по национальной безопасности Ирака. В свою очередь, глава МВД Ирака Фалах Хасан ан-Накиб заявил, что иракские власти не будут арестовывать аль-Садра, если он покинет территорию мечети имама Али.

К шиитам могут присоединиться и сунниты. Ассоциация мусульманских богословов Ирака 12 августа выступила c призывом к суннитам поддержать своих шиитских братьев и провести массовые демонстрации и митинги протеста. По некоторым сведениям, она издала фетву (религиозный указ), запрещающую иракским мусульманам сражаться на стороне оккупационных сил.

Противоборствующие стороны в Неджефе договорились о предоставлении свободного доступа машинам "скорой помощи" в любой район города для вывоза тел погибших и эвакуации раненых.

Если американцам не удастся подавить восстание "армии Махди", то положение коалиционных войск в Ираке станет совсем удручающим. К настоящему времени все аргументы в пользу вторжения в Ирак уже исчезли. Первым отпал самый серьезный аргумент: наличие у Ирака оружия массового уничтожения. Оказалось, что этого оружия нет. Аргумент о постоянных нарушениях прав человека, творившихся при саддамовском режиме, тоже испарился после скандала с тюрьмой Абу-Грейб. Построение в Ираке демократического общества и вовсе обернулось провалом.

Восстановление смертной казни, запрет деятельности телевизионного канала "Аль-Джазира", цензура в прессе и отсутствие результатов в плане обеспечения волеизъявления народа не очень соответствуют идиллическим картинам, которые рисовали силы коалиции до своего вторжения в Ирак. Ни один из находящихся ныне у власти иракских руководителей не был избран на свой пост соотечественниками. Премьер-министр Аяд Аллави и его кабинет в значительной степени действуют как марионетки, поскольку все их шаги неотступно сопровождает 160-тысячная группировка коалиционных иностранных сил.

В июне 2003 года года американское военное командование отменило планы проведения выборов в местные органы власти. В настоящее время весь процесс приостановлен до проведения обещанных на 2005 год общенациональных выборов.

Война далека от завершения, несмотря на заверения лидеров коалиции, что она закончена. Ее инициаторы не добились ни одной из объявленных целей.

Американцы находятся в патовой ситуации. Представитель американского военного командования перед началом боев за Неджеф заявил, что операция армии США не затронет мечеть имама Али. Между тем, очень похоже, что, не разрушив мечеть, аль-Садра американцы не захватят. А время работает на шиитов. Более того, даже если аль-Садр и погибнет, то его смерть автоматически будет расценена как гибель за веру, и повстанцы получат мощнейший пропагандистский козырь - мученика, павшего в боях. И война продолжится.

Сергей Карамаев

Другие материалы