Тихий саботаж в Североатлантическом альянсе

Около десятка стран — членов НАТО отказались посылать своих военнослужащих в Ирак

Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Джеймс Джонс обеспокоен отказом некоторых стран альянса отправить своих военнослужащих в Ирак для обучения курсантов военной академии в Багдаде. Об этом генерал заявил в интервью британской газете Financial Times. Его заявление, конечно, нельзя рассматривать как серьезный кризис в структурах НАТО, но предмет для беспокойства у американцев определенно появился.

Джонс сказал, что речь идет "примерно о десяти странах". В своем интервью генерал не уточнил, какие именно страны отказались посылать войска в Ирак, но нетрудно предположить, что речь идет, во-первых, о Франции, Германии и Бельгии, а во-вторых, об Испании, которая вывела свой контингент из Ирака после мартовских терактов 2004 года. Предполагается, что в число этих стран могут входить также Греция и Люксембург.

Собственно в Ирак НАТО предполагало послать не регулярные части, а военнослужащих-инструкторов, с тем чтобы они готовили кадры для иракской армии. Но для обеспечения безопасности преподавателей необходимо привлечь еще от одной до полутора тысяч европейских солдат.

По состоянию на сегодняшний момент в НАТО входят 26 стран. Шестнадцать из них тем или иным образом участвуют в операции коалиционных сил в Ираке. Десять стран НАТО от подобного участия отказались. Это те шесть, о которых упоминает Financial Times, а также Турция, Канада, Исландия и Словения.

Исландия своих вооруженных сил не имеет и представлена в блоке гражданским лицом. Канада войну в Ираке на словах поддержала, но солдат на Ближний Восток отправлять не стала. Турция к войне в Ираке готовилась всерьез, но собиралась ввести свои войска на территорию, занятую иракскими курдами. Опасаясь, что союзник по коалиции начнет решать в Ираке свои собственные политические задачи, США от военной помощи Турции благоразумно отказались, и Анкара поддержала коалицию невоенными мерами.

Словения входит в число новичков - стран, принятых в НАТО в 2004 году. Остальные страны недавнего призыва - Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, Эстония - своих солдат в Ирак послали, а вот Словения воздержалась.

Помимо 30 стран, участвующих в антисаддамовской коалиции, ряд государств оказывают союзникам невоенную и политическую поддержку. В Кувейте и Катаре расположены пункты американского командования. Эфиопия и Эритрея разрешили судам коалиции использовать их порты, Турция предоставила свое воздушное пространство. Политическую поддержку коалиции оказывают также ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Но США и их главного союзника Великобританию с самого начала военных действий расстраивало, что к военной операции против режима Саддама Хусейна не присоединился такой важный политический союзник, как Североатлантический альянс.

В начале июня 2004 года президент США Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступили с совместным заявлением. Смысл его сводился к тому, что НАТО должно играть более серьезную роль в урегулировании иракской ситуации. Буш заявил, что более половины стран, входящих в коалицию, являются членами альянса и поэтому роли НАТО в Ираке можно придать официальный статус.

Решение об отправке в Ирак группы офицеров альянса с целью подготовки военнослужащих иракской армии было принято в июле 2004 года на совещании в Брюсселе. Тогда основные разногласия возникли лишь относительно национальности командующего этими военнослужащими. США всячески приветствовали это решение.

Но после заявления генерального секретаря Североатлантического альянса Яапа де Хооп Схеффера о достижении согласия среди стран НАТО по поводу создании в Ираке миссии альянса по подготовке иракских военных и офицеров спецслужб представитель правительства Германии Томас Штег заявил, что Германия не примет участия в мероприятиях НАТО по обучению армии и сил безопасности Ирака.

На проходящей в эти дни в Венеции 50-й сессии Парламентской ассамблеи НАТО де Хооп Схеффер сказал, что НАТО должно принимать на себя более активную роль в политических вопросах.

Именно этого и желает Джордж Буш, неустанно продвигающий идею "строительства демократии" в Ираке всем миром. Еще до саммита НАТО в Стамбуле Буш лоббировал идею о привлечении НАТО к решению иракского вопроса на встрече лидеров Евросоюза. Логика понятна - чем больше организаций получится привлечь к действиям в Ираке, тем выше будет легитимность этих действий и тем легче будет делить ответственность в случае неудачи. У победы, как известно много отцов, а поражение - всегда сирота.

Дело еще и в экономическом обеспечении контртеррористической операции в Ираке. Большую часть расходов Америка взвалила на себя, и вполне естественно, что ей хочется хотя бы некоторую часть расходов переложить на плечи своих союзников, в том числе и по НАТО.

Это понимают и в натовских структурах. Войну в Ираке и продолжающиеся там антиповстанческие операции мировое общественное мнение воспринимает как сугубо американские, и значительная часть стран - членов НАТО не спешит присоединяться к своему главному союзнику.

Среди этих "отказников" вполне может быти и Италия. Так, министр обороны Италии Антонио Мартино заявил 14 ноября, что не видит условий для осуществления прямого вмешательства сил НАТО в иракские события. Он также намекнул, что Италия в принципе может вывести свои войска из Ирака, если такое решение примет новое правительство - в январе 2005 года в Италии должны пройти всеобщие выборы.

Первоначально НАТО создавалось в качестве противовеса возможной агрессии со стороны Советского Союза. Поводом для создания альянса был все увеличивающий размах Холодной войны. Поскольку западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от СССР, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в области коллективной обороны. Основным принципом НАТО стала пятая статья его устава: "Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как нападение на всех".

НАТО создавалось в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите Западной Европы и Севера Атлантики.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на Корейскую войну, которая началась в июне того же года, и воспринималась западными странами как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась в 1953 году перемирием, причем в конце войны стороны остались по сути на тех же позициях, что и в ее начале.

С концом Холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Деятельность НАТО сместилась в сторону сотрудничества с такими европейскими организациями, как, например, ОБСЕ, и сосредоточилась в области планирования общеевропейской политики безопасности.

Нельзя сказать, чтобы НАТО после 1991 года стало вообще нечего делать. Но с исчезновением двухполярного мира НАТО все больше стало воспринимать себя как региональную организацию. Страны Североатлантического альянса принимали участие в событиях в бывшей Югославии в первую очередь потому, что эта были именно европейские войны.

А вот Ирак многие страны НАТО - вполне резонно - считают проблемой, которая европейской безопасности не касается. США с этим несогласны и считают, что Ирак - это угроза всему миру и Европе в том числе, а значит, на борьбу с этой угрозой должны встать как можно большее число стран и организаций.

Но пока полного согласия среди членов альянса нет. Ведущие европейские члены НАТО предпочитают иметь дело с привычными "потенциальными противниками" (как-никак Россия с политической карты мира пока не исчезла и своих ядерных боезапасов еще не растеряла), а также использовать военное сотрудничество в рамках Североатлантического альянса для поддержания сложившегося за последние десятилетия баланса сил в самой Западной Европе. В определенном смысле, главным возмутителем спокойствия в этой солидной и консервативной организации выступают сами США, которые стремятся американо-европейскими руками гасить любые конфликты в любой точке мира.

Но ссориться в открытую со своим главным военным союзником никому из европейских стран не хочется. Поэтому пока они предпочитают тихий саботаж.

Сергей Карамаев

Другие материалы