Новости партнеров

Падение надежности, или Парадоксальный Ми-8

С разницей в несколько дней в восточной части России пропали два вертолета

В понедельник 29 ноября 2004 года в Хабаровском крае пропал вертолет Ми-8, принадлежащий МЧС России. На борту вертолета находился экипаж в количестве 3 человек. По данным МЧС, вертолет совершал перелет из аэропорта Зенги в Элорон, что в 90 километрах от Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время ведется поиск пропавшей машины. Со временем специальные комиссии выяснят, что стало причиной этого происшествия, но до сих пор никто не может ответить на вопрос - сколько еще должно упасть вертолетов, прежде чем количество происшествий будет сведено к минимуму?

За последние дни это второй инцидент с Ми-8 - 27 ноября на Камчатке также пропал вертолет этой марки. Машина компании "Камчатские авиалинии" с бортовым номером RА-22643 совершала санитарный рейс по маршруту Асача-Елизово для оказания медицинской помощи механику Управления механизации и транспорта ООО "Стройкомплекс" Геннадию Батурину и не вышла на связь в 4:20 по московскому времени 27 ноября. На борту вертолета находились пять человек, включая трех членов экипажа и двух работников Центра медицины катастроф.

Поиски этой машины третий день идут примерно в ста двадцати километрах к юго-западу от Петропавловска-Камчатского - в районе вулканов Мутновский, Горелый и горы Асача, где, предположительно, может находиться пропавшая машина (по крайней мере, зафиксированный спутником сигнал радиомаяка, установленного на борту вертолета, шел именно из этого района). В аэропорту Елизова развернут оперативный штаб, в операции участвуют более 60 спасателей.

К поискам пропавшего на Камчатке вертолета Ми-8 подключили и военную авиацию. С аэродрома Елизово для разведки обстановки вылетел самолет Ан-18. К вылету готовы пять вертолетов Ми-8 компании "Камчатские авиалинии" и вертолет К-27 Министерства обороны РФ. Из наземной техники спасатели намерены использовать снегоходы.

Странный парадокс

Созданный в конструкторском бюро имени Миля, вертолет Ми-8 зарекомендовал себя как неприхотливая и надежная машина. Он и проектировался с учетом того, чтобы его можно было эксплуатировать в разных климатических поясах. Универсальность Ми-8 позволяет ему выполнять различные операции грузового, транспортного, служебного, санитарно-спасательного характера. C точки зрения безопасности, Ми-8 является едва ли не лучшим в мире воздушным судном в своем классе. Надежность, неприхотливость и удобство в эксплуатации сделали эту машину наиболее распространенным в мире транспортным вертолетом.

Но в последнее время в России аварии именно с вертолетами этой марки заметно участились. С учетом пропажи вертолетов в Хабаровском крае и на Камчатке, всего только в ноябре 2004 потерпели аварию четыре машины. Сначала в республике Саха (Якутия) произошла авария вертолета Ми-8 компании "Полярные авиалинии", в результате чего один человек, находившийся на борту, получил травму (члена экипажа тогда не пострадали). Позже в Ханты-Мансийске потерпел крушение еще один вертолет Ми-8, один человек погиб, десять получили ранения.

Ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны, Ми-8 считается самой надежной и безопасной машиной, почему и используется повсеместно. С другой стороны, когда на лентах информагенств появляется сообщение о катастрофе или пропаже вертолета, то можно смело предполагать, что речь пойдет о вертолете именно этой марки.

В любой аварии, связанной с техникой (исключая, конечно, боевые действия), ключевыми являются две причины: человеческий фактор и техническая неисправность. Бывают, конечно, случайности, вроде невесть как попавшейся на пути птицы или упавшего с неба метеорита, но они редки.

Согласно выводам доклада Межгосударственного авиационного комитета (МАК) под названием "Общая оценка аварийности гражданских воздушных судов в первом полугодии 2004 года", состояние безопасности полетов гражданских воздушных судов в России в первом полугодии 2004 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, ухудшилось.

Согласно предварительному анализу, в большинстве случаев (71 процент) возникновение и развитие аварийной ситуации на воздушных судах было обусловлено человеческим фактором. Основные причины - недостаточная подготовка к полетам в данных условиях, несоблюдение экипажами установленных параметров движения при заходе на посадку, нарушения требований руководящих документов, отсутствие должного взаимодействия между членами экипажа и нарушения установленных правил эксплуатации.

Когда весной 2002 года в результате катастрофы вертолета Ми-8 погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь, комиссия, изучив ситуацию, пришла к выводу, что в происшествии виноваты пилоты. Однако некоторые эксперты в выводах комиссии усомнились. По их мнению, большинство аварий вертолетов Ми-8 происходит из-за конструкторских недоработок.

Есть и еще одно обстоятельство, возможно, влияющее на частые падения вертолетов. Сказать, что сегодня вертолетный парк России находится на грани полного износа, нельзя, но практически все специалисты, имеющие отношение к авиатехнике, единодушны в том, что он переживает далеко не лучшие времена. Вертолеты выработали свой ресурс. Старые машины приходится постоянно подновлять и ремонтировать, а новые производятся в недостаточном количестве.

Кстати, в российской армии положение с вертолетами почти такое же, как и в гражданской авиации. Армейский вертолетный парк, по разным оценкам, исправен на 30-40 процентов. Известно, что еще летом 2002 года командующий войсками Московского военного округа генерал Иван Ефремов запретил использовать Ми-8 на вверенной ему территории по причине изношенности машин. С тех пор ситуация если и улучшилась, то ненамного.

Тем временем вертолеты Ми-8 продолжают летать - и, видимо, будут продолжать падать.

Сергей Карамаев

Другие материалы