Новости партнеров

Украина перестала доверять самой себе

Договоренности, достигнутые между оппозицией и властью, опять нарушены

Чем больше дней отделяет сегодяшний момент от 21 ноября, когда на Украине состоялся второй тур президентских выборов, тем очевиднее становится, что страна все глубже погружается в пучину безвременья. Во вторник вслед за вакуумом власти и экономическим спадом на Украину пришла новая беда - всеобщий кризис доверия. Еще вечером в пятницу, сразу после того, как Верховный суд страны вынес, наконец, свое решение по иску кандидата от оппозиции Виктора Ющенко к Центральной избирательной комиссии и признал результаты второго тура сфальсифицированными, всем показалось, что выход из политического кризиса, наконец, найден. Но уже к утру вторника выяснилось, что одного, пусть даже верховного, юридического постановления для преодоления всех накопившихся к этому времени разногласий мало.

Для начала оказалось, что участники конфликта не очень склонны доверять Верховному суду. По крайней мере, постановление, которое должно было являться непререкаемым руководством к действию в условиях стабильного демократического общества, на Украине стало предметом специальных переговоров, в ходе которых в понедельник за круглым столом собрались оба соперничающих кандидата за президентское кресло - Виктор Янукович и Виктор Ющенко, действующий президент Украины Леонид Кучма, президент Литвы Валдас Адамкус и Польши Александр Квасьневский, представитель ЕС Хавьер Солана, генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин и спикер Госдумы Борис Грызлов.

.title ДОСЬЕ VIP.LENTA.RU
Выборы на Украине - мнение читателей Два украинских кандидата - 3

Столь высокое и представительное собрание приняло специальный документ, в котором, помимо всего прочего, говорится: "Стороны достигли соглашения о том, что недавнее решение Верховного суда Украины должно выполняться всеми участниками избирательного процесса по выборам нового президента Украины". С одной стороны, это юридическая нелепость, так как решение Верховного суда не нуждается ни в чьем одобрении. С другой - позитивный знак того, что после всех противоправных шагов и заявлений, которые были сделаны и высказаны всеми участниками нынешнего политического конфликта на Украине, стороны, наконец, признали: да, мы живем в правовом государстве, где все должно решаться по закону и на основе договоренностей, а не явочным порядком на улицах и баррикадах.

Кстати, круглый стол, прошедший в понедельник, стал уже третьим по счету мероприятием, в рамках которого собираются вышеперечисленные лица и пытаются найти компромиссный выход из кризиса. Первые два состоялись 26 ноября и 1 декабря. После них Виктор Ющенко и Виктор Янукович публично обменивались рукопожатиями и говорили, что очередной шаг к примирению сделан. А потом противостояние продолжалось по-прежнему. Но на этот раз, именно благодаря тому, что стороны опирались не только на международных посредников, но и на решение суда, казалось, что шаг к примирению таки действительно сделан.

Тем более что в ходе последних переговоров за круглым столом сторонам удалось договориться еще по нескольким пунктам. Так, было решено, что президент Украины Леонид Кучма досрочно приостановит полномочия Центральной избирательной комиссии и внесет в Верховную Раду для утверждения новые кандидатуры членов ЦИК. Также было предусмотрено, что в действующий закон о выборах президента Украины будут внесены изменения, которые "позволят исключить нарушения в ходе избирательного процесса". Наконец, участники круглого стола договорились и о том, что здания кабинета министров и администрации президента, окруженные сторонниками Виктора Ющенко, которые уже несколько дней не пускают чиновников на их рабочие места, будут разблокированы.

Но на этом достижения понедельника закончились, а уже к утру вторника выяснилось, что они практически сведены на нет из-за кризиса доверия, охватившего буквально всех, кто так или иначе связан с украинскими событиями.

Главным камнем преткновения стало предложение о внесении в конституцию страны изменений, превращающих Украину из президентской республики в президентско-парламентскую. На этом настаивала правительственная сторона, заявившая, что согласится на изменения в законе о выборах президента только при условии, что часть полномочий президента, в соответствии с предлагаемыми поправками к конституции, отойдет парламенту. Для действующей власти это выгодно - она располагает большинством в Раде и готова поступиться частью полномочий в пользу своих союзников. Если же президентом все-таки станет Ющенко, конституционные поправки до определенной степени свяжут ему руки.

Поначалу казалось, что компромисс будет найден. Сторонники Кучмы в Верховной Раде, где в это же время шло заседание согласительного совета, предлагали, чтобы поправки, в случае их одобрения, вступили в силу уже с 1 сентября 2005 года. Оппозиционные депутаты сначала противились изменениям воообще, но потом, в ходе переговоров, согласились принять поправки, но с условием, что они вступят в действие в указанный срок, только если к этому времени будут одобрены изменения к основному закону, касающиеся местного самоуправления.
В противном случае Украина изменит форму правления не раньше 1 января 2006 года.

Но затем оппозиция, заседавшая за круглым столом, неожиданно для всех отказала в доверии своим партнерам по переговорам. Как позже заявил послам стран Европейского Союза лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз, блок оппозиционных партий "Наша Украина", возглавляемый Виктором Ющенко, выдвинул новые условия, заявив, что согласится одобрить пакет принятых соглашений, куда входит и положение о конституционной реформе, только после того, как Леонид Кучма отправит в отставку правительство страны во главе с кандидатом в президенты Виктором Януковичем.

Мороз прямо обвинил "Нашу Украину" в срыве переговоров, но Виктора Ющенко и его сторонников можно понять: решившись на компромисс по конституции, они хотят гарантий, что Кучма играет с ними по-честному и готов ослабить позиции Януковича. Повод для этого, кстати, дал сам Кучма, ранее заявивший в интервью американской газете The New York Times, что он сам на месте Виктора Федоровича в такой ситуации подал бы в отставку.

Но тут уже президент заразился недоверием своих политических противников и никаких гарантий давать не стал. Он заявил, что отправил бы Януковича в отставку, если бы тот попросил его об этом, а раз Янукович молчит, то он, президент, отправляет его в отпуск для участия в новой предвыборной кампании, поскольку кандидату в президенты по украинским законам не положено занимать административных должностей. И тот же закон в его нынешней редакции, кстати, на время кампании защищает кандидатата от увольнения с места работы. Правда, оппозиция именно этот закон и собирается изменить, но ситуация сложилась тупиковая: "Сначала увольте, потом изменим", говорят одни, "нет, сначала весь пакет, а потом посмотрим", отвечают другие.

В результате голосование в Раде по пакету договоренностей во вторник так и не состоялось. Депутаты смогли лишь одобрить предложение президента об отставке прежнего состава ЦИК и включить в повестку дня законопроект "Об особенностях применения закона "О выборах Президента Украины" при переголосовании второго тура выборов Президента в декабре 2004 года". Но ключевой вопрос о политической реформе не был принят даже на рассмотрение. Как заявил спикер парламента Владимир Литвин, в среду, 8 декабря, депутаты Верховной Рады соберутся на очередное внеочередное заседание, чтобы обсудить новый состав ЦИК.

При этом и Литвин не избежал всеобщей эпидемии недоверчивости. Он, например, заявил во вторник на заседании парламента, что в случае, если Верховная Рада все же примет пресловутый пакет компромиссных решений, он все равно не подаст на подпись Леониду Кучме закон об изменениях в конституции, пока глава государства не подпишет закон об особенностях применения закона о выборах президента Украины. Примечательно, что и спикер парламента - верховного органа еще одной ветви украинской власти - объяснил свои намерения требованиями политической целесообразности, хотя и заметил, что это - "нарушение регламента и конституции".

Жертвой всеобщей участи пал во вторник и сам Виктор Янукович. Новый глава его предвыборного штаба Тарас Чорновил неожиданно огорошил общественность заявлением, что премьер-министр официально порывает с президентом и просит больше не считать его "кандидатом власти". Оказалось, что Янукович отказал в доверии Кучме как раз из-за высказываний последнего в американской газете. Чорновил даже счел уместным прибегнуть к блатной лексике и заявил, что, по мнению штаба, Кучма "сдал" Януковича.

Кстати, если уж недоверять президенту, то по-крупному. Поэтому руководитель избирательного штаба другого кандидата, Виктора Ющенко, а по совместительству заместитель председателя Верховной Рады Александр Зинченко припугнул Кучму, что если тот и дальше будет упорствовать, то в доверии ему откажет уже весь парламент, запустив процедуру импичмента. Предложение это пока не набирает необходимого числа сторонников в Раде, но можно себе представить, что будет, если один из ключевых участников нынешних договоренностей вдруг потеряет все свои полномочия.

А еще духом недоверия проникся российский президент Владимир Путин. Правда, случилось это с ним в понедельник - на пресс-конференции, в ходе которой Путин рассказывал российским журналистам об итогах своей зарубежной поездки в Индию и Турцию, наш президент обвинил некоего "доброго, но строго дядю в пробковом шлеме", который грозит неким "неблагодарным туземцам" специальной "бомбовой, ракетной дубинкой", в том, что этот самый дядя делит граждан Украины на "людей первой и второй категории". Причем Путин недвусмысленно дал понять, что людей "второй категории", то есть сторонников Виктора Януковича, дядя образно наделяет "темным политическим цветом кожи". Метафора получилась сложной, но доходчивой.

А жители Украины, видимо, из "белых", решили во вторник публично отказать в доверии самому Путину. С этой целью к российскому посольству в Киеве подошел "Дракон Свободы" - процессия из сторонников Виктора Ющенко, украшенная оранжевыми воздушными шариками, которая принесла послание российскому президенту, выполненное на двух оранжевых же полотнищах, каждое длиной по 60 метров. В этом послании сторонники Ющенко попросили Путина не вмешиваться во внутренние дела Украины. Но "Дракона" в посольство не впустили и послание не приняли - российские охранники по внутренней связи заявили митингующим, что все письма в посольство приходят исключительно по почте. "Дракон" свернул полотнища и заявил, что обязательно вышлет их в адрес посольства посылкой.

Актом недоверия к самому Ющенко во вторник отличилась Генеральная прокуратура Украины. В распространенном от ее имени заявлении говорится, что кандидат в президенты не должен угрожать действующей власти насильственными мерами, направленными на ее, этой власти, свержение в случае, если она откажется выполнять требования оппозиции. Именно с таким заявлением Виктор Ющенко выступил в британской газете Sunday Telegraph. "Генеральная прокуратура Украины убедительно предлагает Виктору Ющенко в дальнейшем удерживаться от подобных действий и призывов", - указали в своем заявлении прокуроры и намекнули, что действия, направленные на насильственный захват власти и даже сговор о совершении таких действий, тем более с использованием в этих целях средств массовой информации, является преступлением, предусмотренным статьей 109 Уголовного кодекса Украины.

Но настоящей жертвой недоверия стала во вторник один из лидеров украинской оппозиции Юлия Тимошенко. Удар по ней был нанесен, что называется, из-за угла: в самый разгар "оранжевой революции", поддержанной ведущими западными державами, международная полиция - в просторечии Интерпол - неожиданно объявила ее в розыск за мошеннические действия по ордеру, выписанному в Москве. Сообщение об этом появилось днем на сайте Интерпола, и хотя уже к вечеру с этого сайта исчезло, все равно хочется спросить: они там, в Интерполе, что, газет не читают?

В целом, кризис доверия, охвативший Украину и ее окрестности, свидетельствует, как минимум, о двух весьма печальных вещах. Во-первых, несмотря на все предыдущие договоренности, стороны, вовлеченные в конфликт, с большой неохотой придерживаются законов и предпочитают действовать, исходя из политической целесообразности. Мало того, что уже само постановление Верховного суда вывело ситуацию на какую-то неизведанную правовую территорию, которую еще нужно возделывать и возделывать (ведь речь ни много ни мало идет об изменении конституции страны), сами участники политического кризиса своими словами и поступками постоянно демонстрируют, что не хотят или не умеют договариваться и не стремятся к компромиссу. А во-вторых, можно констатировать, что дух недоверия охватил сегодня не только властные элиты Киева и других крупных украинских городов, но и всю страну в целом: одна половина Украины не доверяет другой. Сочетание двух этих факторов - без преувеличения гремучая смесь.

И как, спрашивается, в таких условиях проводить перевыборы президента?

Дмитрий Иванов

Другие материалы