Украина далеко не уйдет

Избрание Ющенко не сможет кардинально изменить внешнюю политику Украины

Никто не удивляется тому, что президент России Владимир Путин не спешит поздравлять Виктора Ющенко с победой на выборах президента Украины. О том, что на киевском престоле Россия хотела видеть не его, а Виктора Януковича, известно абсолютно всем. Однако четвертого тура выборов Украина не выдержит, да и серьезных шансов (впрочем, как и намерений) оспорить результаты вчерашнего голосования у проигравшего кандидата нет.

Официальную информацию о будущих планах нового украинского президента можно почерпнуть из его заявлений, сделанных утром 27 декабря, а также из интервью, данного "Времени новостей" заместителем Ющенко в коалиции "Сила народа", лидером Украинской народной партии Юрием Костенко. Новая власть Украины декларирует, что в течение пяти лет республика может войти в ЕС и НАТО, а такие "искусственные структуры", как СНГ и ЕЭП, просто отомрут. Естественно, эти перспективы никак не могут радовать российских политиков. Впрочем, реалистичность сделанных украинцами на волне поствыборной эйфории заявлений также вызывает сомнения.

Приход к власти на Украине Виктора Ющенко считается чуть ли не гарантом евроинтеграции этой республики. Сторонники нового президента объявляют, что он положит конец колебаниям Кучмы между ориентацией на Россию и ЕС, придав украинской политике четкое прозападное направление. При этом упускается из виду, что "колебания Кучмы" были продиктованы вовсе не раздвоением его сознания, а четко артикулировавшимся ЕС нежеланием принимать Украину в дружную европейскую семью. Менее года назад тогдашний председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что у Украины "не больше шансов вступить в ЕС, чем у Новой Зеландии". А вхождение Польши в Евросоюз сопровождалось длительными консультациями по поводу приграничного безвизового обмена с Украиной - Европа не могла допустить подобной прозрачности польского участка своей границы.

На Украине живут 47 миллионов человек. Согласно распространенным оценкам, уровень коррупции на Украине ничуть не ниже российского, а власть во многом зависит от олигархического капитала. Вполне возможно, что пять лет - слишком маленький срок для того, чтобы довести жизнь республики до европейских стандартов, даже если предположить, что украинские элиты согласятся поступиться для этого частью своих привилегий. Более того: когда и если это будет сделано, Украина столкнется с теми же проблемами, что и Турция, консультации о вступлении которой в ЕС могут продлиться еще десяток лет. Согласно главенствовавшей до сих пор на Западе геополитической доктрине, Украина должна была выйти из под влияния РФ вовсе не для того, чтобы стать частью Европы, а для того, чтобы служить буфером между ЕС и РФ.

Правда, нельзя отрицать изменений, которые эта доктрина претерпевает сейчас прямо на наших глазах. Во-первых, на начале переговоров о вступлении Украины в Евросоюз могут настаивать страны Восточной Европы, политические элиты которых надеются благодаря этому повысить собственное значение в Евросоюзе. Речь идет о принятых в ЕС в мае этого года Польше, Литве и Латвии.

Во-вторых, "оранжевая революция" способна заставить европейских политиков поневоле изменить свой взгляд на будущее Украины. В последние недели на страницах европейских СМИ все чаще появляются призывы к более тесному сотрудничеству ЕС с этой бывшей республикой СССР. Их авторы говорят о том, что торжество демократии на Украине стало возможным исключительно благодаря надежде украинцев на светлое европейское будущее. А также о том, что интеграция с Европой - единственный шанс для этой страны остаться на верном пути.

Вряд ли эти призывы смогут что-то реально изменить в ближайшей судьбе Украины. В лучшем случае, ее ожидают долгие годы переговоров с ЕС. Немного более реалистичным выглядит заявление о вступлении республики в НАТО. Однако этому может помешать неспособность украинского бюджета профинансировать необходимые армейские нововведения.

При этом политическое позиционирование Ющенко таково, что в первый день после выборов он не мог сказать ничего другого по поводу ЕС и НАТО, чем сказал сегодня. Скорее всего, подобные заявления он продолжит делать и впоследствии. Однако реальные действия новой власти будут, как и действия власти старой, продиктованы не только политикой, но и экономикой. В уходящем году торговый оборот России и Украины достиг 20 миллиардов долларов - в пять раз больше, чем оборот Украины и ЕС, и всего в два раза меньше, чем украинский ВВП. Конечно, ситуация может измениться, если после выборов в республику потекут западные инвестиции. Однако бизнес, как известно, ориентируется не столько на уровень свободы слова той или иной страны, сколько на другие показатели, которые не меняются автоматически со сменой президента.

Поэтому Путин не лукавил душой, говоря, что будет работать с любым президентом, которого выберет украинский народ. Связано это вовсе не особой толерантностью России, а с тем, что любому украинскому президенту придется считаться с экономическими и политическими реалиями. Президенту РФ достаточно лишить украинцев права на 90-дневное безвизовое пребывание в РФ, чтобы рейтинг Ющенко упал сразу на несколько пунктов.

Впрочем, в создавшейся ситуации у России вовсе нет необходимости мешать Украине вливаться в Евросоюз. Наоборот, наше экономическое присутствие в этой республике так велико, что за столом переговоров о евроинтеграции Украины обязательно будет стоять стул представителя РФ.

Елена Любарская

Другие материалы