Предисловие для России

Михаил Касьянов вошел в коллектив авторов, уличивших Владимира Путина в авторитаризме

Британский Центр международной политики (The Foreign Policy Center) опубликовал в августе 2005 года коллективное исследование под общим названием "Проект для России" (Blueprint For Russia), в котором критически оцениваются нынешние тенденции политического и экономического развития нашей страны и предлагаются меры по исправлению ситуации. Среди авторов исследования - российские и зарубежные политики и эксперты, такие как бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов, лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, начальник Отдела макроэкономических прогнозов при МЭРТ РФ Андрей Клепач, профессор лондонского Унивеситетского колледжа Уильям Батлер, сотрудник "Российского проекта" при Центре международной политики Дженифер Молл и другие. Lenta.Ru предлагает читателям свой перевод предисловия к "Проекту для России", автором которого является Михаил Касьянов.

Предисловие к "Проекту для России"

Всего несколько лет назад я сам и многие другие люди как в России, так и за рубежом были твердо уверены, что наша страна выбрала свой путь развития, основанный на универсальных ценностях современного общества, которое отдает предпочтение правам и свободам личности, рыночной экономике и многопартийной демократии. Однако в последнее время в России произошел сдвиг базовых ориентиров, и нынешнее развитие страны идет вразрез с достижениями предыдущего периода.

Всего за несколько лет Россия утратила почти все существенные признаки современного демократического государства. Принцип разделения властей был без остатка разрушен и подменен так называемой "вертикалью власти", которая опирается на ложное представление о том, что все по-настоящему действенные общественные и политические процессы должны осуществляться под контролем государства.

Правительство и парламент уже не могут функционировать без ежедневных инструкций, и судебная система все более утрачивает свою самостоятельность. В стране не осталось ни одного независимого центрального телевизионного канала. Более того, государство продолжает прибирать к рукам электронные и печатные средства массовой информации. Упразднение губернаторских выборов в регионах и соответствующее разрушение муниципального уровня власти лишь усугубляет системный кризис.

Все эти перемены оправдываются с помощью хорошо известных циничных рассуждений о "национальных особенностях демократии" и необходимости "сохранить суверенитет страны".

Отсутствие соответствующей системы сдержек и противовесов и всеобщая безответственность с неизбежностью породили всплеск коррупции. Было бы неверно утверждать, что для России это нечто новое, но масштабы данного феномена достигли совершенно небывалого уровня. Накладываясь на все вышеперечисленные проблемы, эпидемия коррупции усиливает чувство социальной незащищенности, от которого сильно страдают простые граждане России.

Еще более усугубляет коррупцию растущее влияние государственных компаний. "Вертикаль власти" поглотила значительную часть национальной экономики и размывает сам принцип частного предпринимательства. Вместо эффективности производства она ставит во главу угла перераспределение производственных активов.

В результате структурные экономические реформы оказываются, в лучшем случае, замороженными. Совершенно очевидно, что в таких условиях удовлетворить настоятельную потребность в модернизации и экономической диверсификации хозяйства страны невозможно.

Можно предположить два сценария дальнейшего развития событий.

Согласно первому, властям предстоит сформулировать ясную экономическую и политическую повестку дня, основанную на кратко- и среднесрочных политических мерах, способных снизить накал опасений и обеспокоенности, накопившихся в гражданском обществе и в инвесторских кругах. Данный подход, если придерживаться его последовательно, способен - шаг за шагом - восстановить доверие к власти и позволит в дальнейшем наращивать капитализцию на нынешней волне экономического роста.

Иными словами, огромному множеству политических нововведений необходимо дать задний ход, в том числе восстановить институт региональных и местных выборов и отменить последние поправки к избирательному законодательству.

Необходимо снова инициировать реальную судебную реформу. Несомненно, российская судебная система крайне подвержена инерции, и историко-культурные факторы значат тут даже больше материальных стимулов, но даже те первичные позитивные тенденции, которых удалось достичь на предыдущем этапе, в последнее время были отменены властями, своими действиями подрывающими сами основы независимой судебной системы в стране.

Как минимум один центральный телевизионный канал следует - политическим решением власти - передать в частные руки, чтобы у российских граждан был доступ к альтернативной точке зрения на нововведения, которые Кремль считает необходимыми.

В области внешней политики Россия должна признать свои неудачи последнего времени, очевидные каждому, и восстановить нормальные взаимоотношения со своими главными зарубежными партнерами - Советом Европы и Соединенными Штатами, а также со странами своего ближайшего окружения.

И последнее, но от этого не менее важное - право на частную собственность должно быть подтверждено еще раз. Подлинные экономические реформы должны быть начаты во всех сферах, без оглядки на неприкасаемых, таких как "Газпром" (российское правительство владеет контрольным пакетом этой компании, которая вырабатывает 90 процентов всего естественного газа в стране и владеет примерно четвертью общемировых запасов этого сырья) или структуры ЖКХ, тормозящие прогресс. Органы кредитно-денежного регулирования должны взять под контроль инфляцию в стране.

Насколько реалистичен этот первый сценарий? Боюсь, шансы его невелики.

Взамен ему есть другой. Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, мы не можем исключать стремительного ухудшения текущей ситуация и/или того, что российская власть не сможет адекватно реагировать на новые вызовы современности. Это, в свою очередь, может расшатать основы общественного согласия в стране и привести к неконституционному развитию событий с непредсказуемыми кратко- и долгосрочными последствиями.

Учитывая тот факт, что революции всегда обходились России очень дорогой ценой, я самым решительным образом выступаю против любых вариантов революционного развития событий и полагаю, что лучший выход из сегодняшнего тупика - постепенные политические изменения демократического характера. Демократия в России должна и может быть сохранена. Я уверен, что несмотря на все попытки представителей действующей власти сохранить свои полномочия даже ценой попрания конституции, российские граждане вновь заявят о своей приверженности современным демократическим ценностям на приближающихся выборах - при условии, что они будут свободными, честными и справедливыми.

Российские граждане уже не те, какими они были в советское время - теперь они имеют возможность свободно путешествовать и общаться с жителями всего мира, они получили доступ к современному образованию, владеют иностранными языками и пользуются Интернетом. К счастью, представители молодого поколения не заражены генами, вынуждавшими их родителей сторониться политических процессов. Гражданское общество расширяется, и люди начинают лучше понимать свои основные права и готовы бороться за них. Я уверен, что наша главная цель заключается в том, чтобы сделать все возможное для объединения демократических сил во всей России, чтобы вернуть страну на путь демократического развития.

За последние двадцать лет Россия прошла через сложные реформы и достигла многого, чтобы стать современным демократическим государством, и членство нашей страны в "Большой восьмерке", вкупе с ее общемировой ролью, являются очевидным подтверждением этого факта. Колебания нынешнего политического руководства - какими бы резкими они ни были - не должны заслонить от нас этой истины, да и мы сами не должны позволить им этого.

Михаил Касьянов, бывший премьер-министр РФ, перевод с английского языка Lenta.Ru