7 октября Госдума приняла в первом чтении поправки в первую часть Налогового кодекса, которые должны регламентировать действия ФНС в ходе проведения налоговых проверок. Нарекания у депутатов не вызвал только пункт о передаче исключительного права принятия решения о повторных проверках центральному аппарату ФНС, все остальные поправки они подвергли достаточно жесткой критике.
Основные изменения в законопроекте заключаются в следующем: сроки выездных проверок предлагается ограничить по времени проведения до двух месяцев, по результатам камеральных проверок будет теперь составляется акт, который налогоплательщик может оспаривать в суде,
а повторные проверки, при которых обычно и начисляется сейчас большая часть штрафов, теперь будут проводится только с санкции центрального аппарата ФНС. При этом в законопроекте есть список документов, которые налоговики могут требовать при проведении камеральных проверок (сейчас они могут требовать любые документы).
Госдума приняла законопроект в первом чтении, но при этом он вызвал у депутатов многочисленные нарекания. В частности, они отметили, что в законопроекте содержатся пункты, которые по-прежнему будут позволять налоговикам требовать от юридического лица любые документы - на основании положения о том, что налоговая должна выяснять обоснованность данных, предоставленных в отчетах юрлица.
Также депутатам не понравилось то, что законопроект фактически приравнивает камеральные проверки к выездным и узаконивает штрафы, накладываемые по их результатам, а ограничение сроков выездных проверок на практике оказывается чистой формальностью - в законопроекте сказано, что при определенных условиях они могут продлеваться до 15 месяцев.
Фактически, если обобщать замечания депутатов - законопроект фактически узаконивает многие их тех аспектов деятельности ФНС, которые президент Путин охарактеризовал как "налоговый террор".
Парралельно с этим ФНС впервые за долгое время нарушила молчание и поделилась с журналистами информацией о своей текущей деятельности. В частности, согласно данным замглавы ФНС Татьяны Шевцовой, поступления от крупнейших налогоплательщиков, увеличившиеся в 2004 году на 134 процента, выросли в первом полугодии 2005 года еще на 157 процентов.
При этом размер налоговых претензий, предъявленных компаниям, вырос в 2004 году по сравнению с 2003 годом в 11 раз и составил 229 миллиардов рублей. ФНС не включает в вышеуказанную статистику 658 миллиардов рублей, доначисленных "ЮКОСу" и его дочкам.
При этом статистики по росту налоговых претензий в текущем году не приводилось. Зато есть статистика по 2006 году - в законопроект бюджета на 2006 год заложено 28,5 миллиардов рублей, которые должны быть получены вследствие проведения налоговых проверок. Закон о бюджете не имеет сослагательного наклонения, его придется исполнять.
Эта очень важная деталь сводит на нет отмену с 1 июля планов по сбору налогов и замену их "бюджетными ориентировками". То есть, для нашей налоговой инспекции по-прежнему не существует презумпции невиновности налогоплательщика. Может получится так, что замена будет примерно такой, как замена института прописки иститутом регистрации - меняется только название процедуры, но не ее сущность.
При этом, численность сотрудников ФНС только в этом году
увеличилась на 15 тысяч человек (то есть почти на десять процентов).
Если попытаться рассмотреть ситуацию в позитивном аспекте, все же нельзя не отметить, что нынешние поправки в Налоговый кодекс безусловно касаются самых существенных и наболевших вопросов в области взаимодействия бизнеса и налоговой службы. То есть, основная проблема сейчас состоит даже не в предъявлении претензий, а в том, что ущерб, который налоговики могут нанести бизнесу проведением проверок, отбивает у налогоплательщиков охоту публично оспаривать налоговые претензии и, наоборот, стимулирует их к неформальным переговорам с конкретными представителями инспекции.
Поэтому, чем в большей степени удастся формализовать правила взаимодействия налоговой и бизнеса, тем лучше это будет для общества в целом. Кажется, по одному важному пункту в законопроекте в Налоговый кодекс - а именно, по пункту о повторных проверках - решение, устраивающее и бизнес, и власть, достигнуто. Как минимум, теперь бизнесмены в случае повторных проверок будут иметь дело не с местным инспектором, а Самым Главным Налоговым Начальством. Может быть, в процессе публичного обсуждения поправок в Думе удастся сделать так, чтобы заработали и другие нормы законопроекта и, тем самым, согласно предписанию президента Путина, "прекратить налоговый террор". Тут главное - чтоб в итоге запятые оказались правильно расставлены.
Павел Рябиков