Неандертальцы в Космосе

Могут ли российские военные ракеты запускать коммерческие спутники?

Минувшая неделя стала настоящей "черной полосой" для Роскосмоса и Минобороны, которые вознамерились совместно осваивать рынок запусков в космос коммерческих спутников. Казалось бы, имея внушительный парк баллистических ракет и богатый опыт их эксплуатации, военному ведомству сам Бог велел перековать часть мечей на орала. Однако пока орала получаются не ахти какие - проблемы с выведением на орбиту возникли во время двух пусков подряд. Обе аварии привели к потере космических аппаратов.

"Демонстратор"

Сначала авария произошла 7 октября при запуске многострадального аппарата "Демонстратор" с борта подлодки "Борисоглебск" из акватории Баренцева моря. Напомним, этот пуск должен был осуществиться еще 27 сентября, однако из-за неполадок в пусковой установке "Борисоглебска" его пришлось сначала отложить на сутки, а потом и на больший срок. Осторожность военных объясняется просто: три предыдущих пуска этого аппарата закончились неудачей.

Точной информации о том, что произошло в полете с "Демонстратором", нет. Сначала сообщалось, что он приземлился, его ищут, но не могут найти. Представители "Роскосмоса" успокаивали журналистов, заверяя, что после посадки такой аппарат можно искать в течение трех суток. Однако участок, отведенный для посадки "Демонстратора" на полигоне "Кура" на Камчатке (90 на 100 километров), прочесали достаточно быстро и установили, что ни самого аппарата, ни его обломков там нет.

Минобороны утверждает, что полет ракеты-носителя "Волна" с "Демонстратором" на борту прошел в нормальном режиме и неполадки возникли уже после того, как аппарат отделился от нее. В настоящее время рабочая версия инцидента - аппарат, представляющий собой своеобразный "зонтик-парашют", не раскрылся вовремя и сгорел в атмосфере. Однако косвенно эта авария может отразиться и на репутации военных ракетчиков - учитывая предыдущие неудачи, в которых виноваты были именно ракеты-носители, ученые, скорее всего, будут ставить этот инцидент в один ряд с предыдущими.

Отметим, что уже на следующий день, 8 октября, как бы в оправдание этой неудачи, "Борисоглебск" вполне успешно отстрелялся "Волной" по камчатскому полигону "Кура". Как и в случае с пуском "Демонстратора", ракета была запущена поздно ночью (около 01:30 по московскому времени) из подводного положения, когда подлодка находилась в Баренцевом море. Как утверждает пресс-служба Минобороны, учебная боеголовка благополучно долетела до "Куры" и упала так, как было запланировано - в нужное время в нужном месте.

Cryosat

Вторая авария произошла во время запуска научно-исследовательского спутника Cryosat Европейского космического агентства. Этот спутник должен был стать первым космическим аппаратом, запущенным в рамках программы "Живая планета". Cryosat стоимостью 140 миллионов евро был построен по заказу ЕКА компанией EADS Astrium. Спутник массой около 700 килограммов должен был попасть на полярную орбиту высотой 720 километров для проведения высокоточных измерений толщины и протяженности ледникового покрова в приполярных океанических зонах.

Однако на орбиту он не попал. Можно подумать, те, кто отвечал за доставку спутника к месту его работы, чересчур буквально поняли слова "измерение толщины ледникового покрова" - спутник вместе с двумя ступенями ракеты-носителя рухнул на дно моря Линкольна близ Северного полюса, в трех с лишним тысячах километров от космодрома Плесецк, откуда был произведен пуск. В этом случае причины аварии более-менее ясны. Судя по комментариям представителей Европейского космического агентства и Роскосмоса, в ходе полета после того, как отработала вторая ступень ракеты-носителя "Рокот", она не отделилась от третьей. После того как компьютер выдал команду на отключение двигателей, эта ступень продолжала работать и в результате, выработав топливо, рухнула в Ледовитый океан, увлекая за собой злополучный Cryosat.

В настоящее время специалисты пытаются установить, где именно произошла поломка - во второй или в третьей ступени. Последняя ступень представляет собой разгонный блок "Бриз-КМ", недавно разработанный в КБ им. Хруничева. Первая и вторая ступени достались "Рокоту" в наследство от его родителя - баллистической ракеты PC-18 (SS-19), также созданной в этом конструкторском бюро. Интересно, что до сих пор 129 ракет PC-18 остаются на боевом дежурстве в РВСН, и если неисправной была именно вторая ступень "Рокота", то эта же ошибка может быть характерной и для всех РС-18.

Черная полоса

Нынешний период в развитии российской космической индустрии можно считать одним из самых "черных" за всю ее историю. Только в течение 2005 года произошло несколько аварий, связанных с пусками российских и иностранных аппаратов. 21 июня в результате самопроизвольной остановки двигателя первой ступени ракеты-носителя "Волна" не был выведен на орбиту аппарат Cosmos-1; в тот же день потерпела катастрофу ракета-носитель "Молния-М" с военным спутником связи "Молния-3К" на борту; в конце сентября запуск "Волны" с "Демонстратором" сначала отложили, а затем и вовсе провалили.

Отметим, что в настоящее время в России активно продвигаются сразу несколько программ по модернизации баллистических ракет, стоящих на вооружении РВСН. Та же "Волна", которая не смогла взлететь в конце сентября, была создана на основе баллистической ракеты морского базирования Р-29Р. "Рокот", как уже говорилось выше, была создана на базе PC-18, которая, кстати, подлежит ликвидации в рамках российско-американского Договора о сокращении наступательных вооружений. Кроме того, в настоящее время активно развивается российско-украинская программа создания и эксплуатации ракетного комплекса "Днепр" на базе самых мощных в мире межконтинентальных баллистических ракет PC-20 "Воевода" (SS-18 "Сатана"), которые также снимаются с вооружения в России.

Разумеется, искушение заработать деньги, запуская ракеты вместо того, чтобы их ликвидировать, весьма велико. Отработав положенный срок на боевом дежурстве, ракеты отправляются в свой последний полет, выполняя сугубо мирные миссии. Однако вместо пользы получается двойной вред - мало того, что после аварий конверсионных носителей с иностранными спутниками Россия теряет авторитет на коммерческом космическом рынке, РВСН вдобавок демонстрирует всему миру свою "боеспособность". Любой пуск той же "Волны" является не только коммерческим - он проверяет надежность компонентов ядерного щита страны, его крепость и надежность.

Последствия

На сайте программы "Живая планета" 23 сентября была опубликована восторженная статья, посвященная предстоящему (на тот момент) запуску. Общий пафос этой статьи заключался в том, что Россия нашла лучшее применение "старинным ракетам SS-19, построенным двадцать лет назад для того, чтобы служить грозным оружием в ядерной войне". Возможно, теперь умиление по поводу использования "старинных ракет" пройдет. Это, в частности, лишит Роскосмос и Минобороны миллионов евро и долларов, учитывая испорченную репутацию России как космической державы.

Между тем уже в понедельник стало известно о масштабной проверке, которая началась в РВСН. Комиссия Минобороны отправилась в 33-ю гвардейскую ракетную армию. Дивизии этой армии (ужурская 62-я, новосибирская 39-я, канская 23-я и иркутская 51-я) не оснащены ракетами, которые участвовали в злополучных пусках. Однако без сомнения эти аварии поставили серьезный вопрос о боеспособности РВСН в целом.

Еще одним последствием этих аварий могут стать кадровые перестановки. Напомним, после серии происшествий в российском ВМФ со своей должностью распрощался главком Владимир Куроедов. Сразу же после падения истребителя Су-27 в Литве в российской прессе появились слухи о грядущей отставке главкома ВВС Владимира Михайлова. В целой серии космических аварий участвовали РВСН, Роскосмос, Космические войска и ВМФ. Учитывая, как сильно увлечен стратегическим оружием президент Владимир Путин, главам этих структур сейчас не позавидуешь. Вот только помогут ли отставки летать нашим "старинным ракетам"?

Павел Аксенов

Русская медь

Что вы знаете о главном металле XXI века: тест «Ленты.ру»