Охота на невидимку (сербский опыт)

Как сбить F-117 старой советской ракетой

Сбитый F-117. Фото с сайта Fas.org

Сербский офицер ПВО, прославившийся на весь мир тем, что в 1999 году ухитрился сбить американский самолет-невидимку F-117, неожиданно спустя шесть с половиной лет вспомнил о своих былых заслугах. Понимая, насколько его опыт может быть полезен в будущем (как американцам, так и их противникам), он решил поделиться с мировым сообществом секретами своего мастерства.

До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами, сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.

Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации - Sa-3, в каждой по четыре ракеты), и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не очень активно противодействовали авианалетам, но уже через три дня после начала кампании, 27 марта, они неожиданно сбили F-117 - самолет, который казался неуязвимым.

По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а "залечь в засаду", выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.

Как отмечает Strategy Page, эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть,

ЗРК С-125 (Sa-3). Фото с сайта Pvo.guns.ru
ЗРК С-125 (Sa-3). Фото с сайта Pvo.guns.ru

что уничтожение F-117 - это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налетов и сбив еще один самолет - F-16. Натовцы не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.

Метод Золтана

  • Под командованием сербского полковника находились около 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.

  • Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.

  • Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.

  • На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.

  • Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить
    F-117. Фото с сайта Fas.org
    F-117. Фото с сайта Fas.org

    радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как именно - полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

  • Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его "невидимых" достоинствах является достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили "стэлс", тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.

  • Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

    На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к "охоте".

    Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.

    Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org
    Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org

    Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они "видят" любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.

    Золтан больше не смог сбить ни один "стэлс". Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.

    Павел Аксенов

  • подписатьсяОбсудить
    00:03 Сегодня

    Во всю дурь

    Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
    00:01 19 сентября 2016
    Готовящаяся к вспышке звезда Эта Киля в центре туманности Гомункул

    Яркая смерть

    Когда вспышка сверхновой уничтожит жизнь на Земле
    Во всю дурь
    Как метамфетамин стал залогом побед гитлеровской Германии
    Прямо на Земле
    Как передовые технологии «Роскосмоса» помогают людям
    Корабль у Марса (в представлении художника)Прощай, Земля!
    Илон Маск представил план колонизации Марса
    Ехай прямо, навсегда
    Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
    Богат бедняк мечтами
    Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
    Рожать нельзя помиловать
    Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
    Джентльмен из песочницы
    10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
    «Корейцы пьют даже больше русских»
    История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
    Мамин жим лежа
    10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
    Великий увозитель
    Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
    Лошади на литры
    Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
    Народный успех
    Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
    Джимхана и тиранозавр
    Самое крутое автомобильное видео сентября
    Стенка на стенку
    Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
    «За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
    История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
    «Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
    История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
    Что-то пошло не так
    Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
    Кто купил Америку
    Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США