Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Мобильная кривая

Анализ изменения цен на мобильные телефоны в 2005 году

Каждый второй житель России, по данным Международного союза по телекоммуникациям (ITU), является владельцем мобильного телефона. По каким ценам оставшаяся половина будет приобретать телефон? Удачный ли это подарок в новом году? Как меняются цены и каков прогноз этих изменений? Чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали изменения цен на мобильные телефоны за вторую половину 2005 года.

Анализ рынка сотовых телефонов проводился на основе ценовой базы Информационно - ценового портала ABC.ru (602 модели и 8900 предложений московских магазинов Москвы). Для анализа были взяты средние цены. Средняя цена на модель формируется на основе всех представленных в базе, поэтому изменение средней цены исключает частный случай колебаний в отдельно взятом магазине.

Из 602 моделей для исследования выбрали 20 самых популярных. Модели, которые участвовали в анализе, не являются новинками и вышли на рынок более чем полгода назад. В этом случае, цена на модель, как правило, имеет тенденцию к снижению.

График изменения цен содержит данные за период с июня по декабрь 2005 года включительно. Все изгибы кривых достаточно согласованы у всей двадцатки. Можно выделить четыре общих этапа изменения цен:

1. Снижение в июле по сравнению с июнем: падение цен составило от 2 до 10 процентов. Видимо, это так называемое "летнее снижение", направленное на привлечение "летних покупателей". Такое же явление летнего снижения отмечалось на рынке сотовой связи в прошлом году.

2. Далее виден один общий подъем цен с пиком в сентябре. Это изменение цены самое "крутое" и доходит до 30 процентов. Данный изгиб был вызван уже вошедшим в историю августовским таможенным кризисом. Тогда дважды в аэропорту "Шереметьево" была арестована контрабандная партия сотовых телефонов. Вес первой составлял около 300 тонн, второй - 55 тонн. В результате возник острый дефицит мобильных телефонов, результатом которого стало повышение цен.

3. В октябре и ноябре происходит существенное снижение цен, оно также доходит до 30 процентов. У одних телефонов цена в результате стала ниже июньской, у других - выше, но в среднем цены вернулись к докризисным.

4. Изгиб графиков с ноября по декабрь показывает, что снижение цен как тенденция закончилась. Тем не менее, у 7 из 20 моделей цена продолжает снижаться, но более "полого", снижение в пределах 10 процентов. У девяти моделей цена выросла, рост цен заметный, около 30 процентов, и в результате цена декабря сравнивается с "кризисной" сентября. У четырех моделей цена не изменилась.

Эти разнонаправленные изменения говорят о том, что на цену оказывают влияние противоборствующие факторы. Снижение цены свидетельствует об "устаревании модели", но под влиянием новых таможенных правил - это снижение нивелировано. Рост цены говорит о том, что тенденция снижения цены на "старую" модель значительно слабее влияния таможенных новшеств.

Кроме того, в ходе анализа выяснилось, что колебания цен не зависят от популярности марок. Таким образом, популярность бренда и объемы продаж не защищают цены от новых таможенных правил.

В целом, за полгода с июня по декабрь 2005 года изменение цены на мобильные телефоны меняло свою направленность четыре раза. Июльское снижение, повышение в августе с "крутым" пиком в сентябре, снижение в октябре до докризисных значений и рост с ноября по декабрь до 30 процентов.

По сообщениям ФТС, с 1 октября 2005 года растаможить товар можно только по реальным закупочным ценам, а их должен предоставить производитель. В результате, это нововведение значительно увеличивает документооборот и время "растаможки". Кроме того, разработана классификация торговых марок по их "дороговизне". В соответствии с этой классификацией рассчитывается таможенный коэффициент. Чем "дороже" марка, тем выше коэффициент, тем больше таможенная пошлина. Это тоже не лучшим образом сказывается на цене.

Итак, обещанный рост цен на мобильные телефоны состоялся. Но не надо отчаиваться, ведь покупая подорожавшую модель, можно быть уверенным, что Вы приобретаете не "серый", а "белый" товар. Интересно, что в эксплуатации "серый" телефон зачастую ничем не отличается от "белого". Он также имеет инструкцию на русском языке, гарантийный ремонт происходит в авторизованных сервисах, наклейка Росттеста и все необходимые атрибуты присутствуют на корпусе. Вся разница только в таможенной пошлине, была ли она уплачена по всем правилам или нет.

Аналитики расходятся в прогнозах цен на сотовые телефоны. Одни считают, что крупные продавцы постарались перед Новым годом сгладить рост цен, чтобы "отпустить" цены позже. Другие, напротив, перед самым Новым годом прогнозировали изменение структуры ввоза в связи с введением новых правил, а также ожидали объединения импортеров или их смены. Тогда, возможно, роста цен на телефоны не будет.

Время покажет, кто прав.

Васильева Марина, аналитик ABC.ru