Баскская террористическая группировка ЭТА объявила о постоянном прекращении огня. Свое решение сепаратисты объяснили намерением "содействовать развитию демократических процессов в Стране басков". В то же время гораздо более правдоподобным представляется то, что методы борьбы за независимость, избранные ЭТА, практически полностью утратили былую популярность даже среди самих басков.
Террор родом из 1960-х
Сепаратисты из ЭТА вели подпольную борьбу за создание независимого государства басков на юго-западе Франции и севере Испании с конца 1960-х годов. Методы, которые они при этом использовали, позволили правительствам обеих стран, а также некоторых других государств внести эту организацию в список террористических. С начала своей деятельности ЭТА взяла на себя ответственность за убийство более чем 900 человек.
Боевики, как правило, взрывали или расстреливали представителей официальных властей: полицейских и чиновников. Как правило, в их "черные списки" попадали мэры городов, прокуроры и следователи, которые слишком уж рьяно брались за наведение порядка на подведомственных территориях.
Кроме того, жертвами террористов становились местные бизнесмены, которые осмеливались не "скидываться" на "борьбу за независимость". В этом смысле ЭТА, как и многие другие подобные группировки, часто выступала не столько политической, сколько типично мафиозной структурой.
Отношение властей к баскам менялось неоднократно. При Франко власти крайне жестоко подавляли любые проявления сепаратизма, чем, порой, вызывали только рост симпатий местного населения к "борцам за свободу". После завершения диктатуры Мадрид неоднократно чередовал обращения к разуму террористов, надеясь на переговоры, с теми же репрессиями против главарей и участников ЭТА. Однако без особого успеха.
В восьмидесятые многие на Западе считали, что баскским экстремистам неявно помогают Советский Союз и другие страны соцлагеря, но доказательств тому не было. Кроме того, в 70-х и 80-х годах прошлого века спецслужбы Испании и Франции были уверены в том, что ЭТА поддерживает активные контакты с "коллегами" из Ирландской республиканской армии и радикальными арабскими группировками из Ливана и Палестины. В глазах испанского общества и наблюдателей из других стран это добавляло баскским радикалам веса и организованности.
Однако с течением времени арабские террористы стали осуществлять свои вылазки с все возрастающей жестокостью, в то время как ИРА и ЭТА стремились сократить количество жертв среди мирного населения и даже стали предупреждать полицию о готовящихся терактах заранее. Да и сами "европейские" взрывы были несравнимы с теми кровавыми мясорубками, которые практиковались на Ближнем Востоке. В последние годы боевики ЭТА стали устанавливать бомбы, мощность которых редко превышала сто граммов в тротиловом эквиваленте. Такое взрывное устройство чисто технически не может стать причиной гибели большого количества людей.
Такую тактику действий боевиков можно объяснить тем, что население самой Страны басков, даже те его представители, кто поддерживает идею создания независимого государства, со временем стали гораздо прохладнее относиться к перспективе погибнуть во имя великой цели. Все чаще после убийств или взрывов, все-таки приводивших к жертвам, жители Бильбао, Сан-Себастьяна и других городов Страны басков стали выходить на многотысячные манифестации, требуя прекратить беззаконие.
Падение популярности террористических методов борьбы против "колониализма", предпенсионный возраст главарей ЭТА, а также успехи полиции и спецслужб привели к тому, что сепаратистская организация стала хиреть.
Молодежь уже не шла в ее ряды. Патриархи ЭТА, которые начинали борьбу в годы бунтарских 60-х, уже устали от необходимости постоянно прятаться и убегать. На этом фоне произошел самый страшный удар по идеологии "вооруженной борьбы", после которого ЭТА уже не могла продолжать существовать в своем прежнем виде.
11 марта 2004 года
В этот день арабские террористы - выходцы из стран Северной Африки провели целую серию терактов на испанском железнодорожном транспорте, в результате которых погиб 191 человек.
Сразу после этого испанское общество резко пересмотрело свое отношение ко всему, что происходит в стране и мире. Отношение к насильственным действиям ради достижения политических целей радикально ухудшилось даже в Стране Басков.
В подобных условиях ЭТА уже не могла рассчитывать на одобрение своих действий даже со стороны тех, за чью "свободу" она боролась. Новый (на тот момент) премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро воспользовался сложившимся положением и предложил баскам разоружиться.
После того как стало известно о намерении Сапатеро вести какие-то консультации с баскскими сепаратистами, испанцы вновь вышли на улицы, на сей раз с требованием к премьеру не вступать в переговроры с террористами.
В этой ситуации руководству ЭТА пришлось крепко задуматься о будущем - либо превращать свою организацию во всеми ненавидимую и маргинальную группировку или попытаться все же выйти на политический уровень, чтобы достичь своих программных целей более цивилизованными методами.
После размышлений, которые продолжались более года, главари ЭТА решили пойти на мировую. 22 марта они выступили с заявлением, в котором объявили о "постоянном прекращении огня". При этом они, однако, выдвинули ряд условий, при соблюдении которых обещали сохранить мир.
Первое и главное - оставить им возможность продолжать борьбу в "политическом поле". По всей видимости, имеется в виду отмена запрета партии "Батасуна", которая долгое время была политическим крылом ЭТА. По инициативе предыдущего премьер-министра Испании она была запрещена в 2003 году.
Кроме того, баскские экстремисты потребовали для своих земляков права самостоятельно выбирать свое будущее, призвали правительства Франции и Испании уважать выбор басков, каким бы он ни был, а также потребовали прекратить преследование лидеров и участников группировки.
В ответ они пообещали продолжать движение в направлении мира в Стране басков, которая "долгие годы страдала от насилия".
"Здесь и сейчас появилась реальная возможность закончить противостояние. И это - воля и желание ЭТА", - говорится в заявлении сепаратистской организации.
Все политические силы Испании приветствовали решение ЭТА прекратить огонь и принять участие в политическом процессе. Можно не сомневаться, что после дежурных слов о том, что переговоров с террористами не будет, партия "Батасуна" в том или ином качестве возродится, а ее лидеры примут участие в ближайших местных, а возможно - и общенациональных выборах.
В целом, можно сказать, что 22 марта 2006 года в Европе прекратил свое существование давно агонизировавший очаг терроризма. Один из самых старых и самых кровавых.