Частное кораблекрушение

Первая коммерческая ракета потерпела аварию

Первые секунды полета Falcon-1, фото с сайта kwajrockets.blogspot.com

Отчет о запуске частной ракеты Falcon-1 начинается словами: "Хорошая новость в том, что все системы корабля <...> сработали безукоризненно". Плохой новостью следует считать пожар и падение, случившиеся на первой минуте полета. Корабль не был пилотируемым, но его крушение могло стать последним путешествием в космос для многих: компания Space Services договорилась со Space X, создателями корабля, что он выступит в роли "космического катафалка", доставив останки желающих на орбиту. Только из-за вынужденного переноса старта Falcon-1 ушла в небытие сама по себе - без мертвых астронавтов. Правда, вместе с ней если и не погибла, то была серьезно скомпрометирована идея коммерческой космонавтики как таковая.

Первая попытка

То, что стартовало 25 марта с тихоокеанского атолла Кваджалейн, было 21-метровой двухступенчатой ракетой, сильно уступающей по размерам традиционным носителям. При благоприятном исходе отработанная первая ступень должна была приземлиться с парашютом в океане, однако вместо этого в ней случилось возгорание, и экспедиция закончилась досрочно. На фотографиях запуска видна трещина, которая практически сразу образовалась рядом с двигателем и начала быстро расширяться.

Расследованием занимались все выходные. Первые его результаты уже опубликованы: причиной аварии называют утечку топлива, которое проникло в "пневматическую систему" первой ступени. Там начался пожар, и датчики, обнаружившие проблему, успели выключить двигатель. Полезный груз - спутник FalconSat-2 внутри второй ступени - подбросило вверх, а затем он пробил крышу технической постройки и остался практически целым. Все это, правда, не делает ясным, откуда взялась исходная неисправность. Окончательный отчет подготовит официальная комиссия, куда входят и представители американского правительства - спутник стоимостью 800 тысяч долларов, в отличие от ракеты, не был частным и принадлежал Академии военно-воздушных сил. Организаторы запуска все еще настроены оптимистично и резонно рассчитывают на снисхождение - в "черновом" отчете они напоминают, что взрываются не только частные корабли.

Вторые среди неравных

Эксперты назвали SpaceX наиболее вероятным партнером NASA, когда космическое агентство начало в спешном порядке искать замену шаттлам среди коммерческих проектов. Новый универсальный корабль Crew Exploration Vehicle будет готов только к 2014 году, а до этого координаторам космической программы США хотелось бы увидеть в космосе более дешевые, пусть даже и "узконаправленные", аппараты для доставки грузов (и, возможно, людей) на МКС. За право выступать в этом качестве SpaceX боролась едва ли не с момента своего создания - и сталкивалась с противодействием таких влиятельных конкурентов, как Boeing и Lockheed Martin.

Falcon-1 на стартовой площадке на базе Ванденберг, фото с сайта spaceflightnow.com
Falcon-1 на стартовой площадке на базе Ванденберг, фото с сайта spaceflightnow.com

У сотрудников SpaceX были основания считать, что даже перенос первого старта Falcon - следствие сложной интриги с участием Lockheed Martin. Сверхтяжелая ракета Titan IV готовилась к запуску с калифорнийской военной базы Ванденберг, а коммерческий корабль должен был затем занять ее место на стартовой площадке. Однако Titan IV провел там больше времени, чем планировалось, так что частную компанию попросили подыскать другое место - например, на изолированном тихоокеанском атолле Кваджалейн, где расположена другая американская ракетная база. Перенос потребовал времени и денег, а условия на атолле, как выяснилось, были далеко не идельными. Как заявил глава SpaceX, близость к экватору (которая позволяет выводить на орбиту более тяжелые грузы) компенсировалась отсутствием коммуникаций и влажным климатом, разрушающим приборы. Не исключено, что эти обстоятельства и будут в конце концов объявлены причиной неудачи. Следующий старт, однако, должен был все равно состояться в Калифорнии, а в NASA указывали на наличие подходящего стартового комплекса на мысе Канаверал.

Осенью 2005 года, то есть незадолго до запланированного первого запуска, SpaceX даже попробовала судиться с Lockheed Martin и Boeing, обвиняя их в монополистическом сговоре. К тому времени две корпорации решили создать United Launch Alliance - совместное предприятие, которому доставались бы все оборонно-космические правительственные заказы. Собственно, Falcon-1 как раз должна была доказать, что не только компании-гиганты способны отправить что-либо на орбиту.

Falcon-1 в павильоне, фото с сайта cndyorks.gn.apc.org
Falcon-1 в павильоне, фото с сайта cndyorks.gn.apc.org

Ракеты Falcon были задуманы такими, чтобы в описаниях преобладало слово "второй". Вторая - после шаттлов - модель многоразового корабля и вторая после SpaceShipOne попытка пересечь границу с космосом на деньги любопытного мецената, вторые по мощности (после советской ракеты-носителя "Энергия") двигатели Merlin-2 и второе рождение "лунной" технологии - вот что написали бы про Falcon, если бы старт удался. Теперь, однако, его наверняка назовут вторым "космическим разочарованием" нового века - если, конечно, считать первым гибель шаттла Columbia.

Третий сорт?

Едва ли не главным преимуществом новой ракеты называли цену. По сравнению с многомиллиардными затратами на шаттлы она могла показаться несолидной - 6,7 миллиона долларов за многоразовый корабль. "Экономный" подход был сознательным выбором главы SpaceX Элона Маска, создателя системы интернет-платежей PayPal и мультимиллионера. Он утверждал, что большой бизнес начинается со скромных сумм и маленьких компаний. В ноябре 2005 года в штате SpaceX состояло всего 160 человек - при том, что компания занималась не единственной ракетой, но целым семейством.

Помимо Falcon-1, SpaceX разрабатывает Falcon-5 и Falcon-9 - ракеты-гиганты, ориентированные на явное соперничество с Delta IV и Atlas V, которые Boeing и Lockheed Martin предлагают для запуска тяжелых космических аппаратов. 47-метровая Falcon-5 должна стать первой "по-настоящему многоразовой" ракетой. 53-метровая Falcon-9 - ее "утяжеленный" вариант грузоподъемностью 16,5 тонн. Более того, в конце прошлого года Элон Маск сообщил, что не исключает создание пилотируемого корабля Falcon, а также "сверхгрузовика" с кодовым названием BFR (Big Falcon Rocket - "Большая ракета Falcon"), способного выводить на орбиту до 100 тонн груза.

Ракеты Falcon-1, Falcon-5, Falcon-9
Ракеты Falcon-1, Falcon-5, Falcon-9

Главная проблема - в том, что во все эти корабли встроены одинаковые двигатели Merlin, которые оказались одновременно самой новой, самой трудоемкой и самой уязвимой частью проекта. Тяжелые Falcon-5 и Falcon-9 предполагалось оснастить несколькими такими устройствами, а BFR - увеличенными копиями двигателя, находившегося внутри ракеты Falcon-1. Именно в нем, по всей видимости, 25 марта и случился сбой. Любопытно, что во время нескольких стендовых испытаний двигатели включались, и никаких неполадок инженеры не заметили. При последнем ракета даже на три секунды зависла в воздухе - что, в общем, при определенных оговорках можно считать удавшимся полетом. Теперь, разумеется, испытания любых ракет Falcon будут заморожены - до тех пор, пока комиссия не установит причин аварии. В частности, праху клиентов Space Services придется ждать иного случая - и не исключено, что для его доставки на орбиту снова предпочтут государственное транспортное средство.

Четвертовать и выстрелить из пушки

Согласно договору, предлагаемому сейчас Space Services, урна с порцией пепла размещается на борту ракеты, наблюдать за запуском которой приглашены родственники усопшего. Вместе с одной из ступеней ракеты прах обращается вокруг Земли, а потом сгорает в верхних слоях атмосферы ("светясь, как падающая звезда и символизируя дань памяти покойному", поясняется на сайте MemorialSpaceFlights.com).

Странный способ, которым несколько веков назад расправлялись с уже мертвыми противниками ("На куски разрезали, сожгли, // Пепл собрали, пушку зарядили" - если верить Максимилиану Волошину, это проделали с Лжедмитрием), многим кажется привлекательным сценарием собственных похорон. По крайней мере, так завещали поступить с собственным телом более ста пятидесяти человек: организатор "психоделической революции" Тимоти Лири, пионер американской астронавтики Гордон Купер, первооткрыватель Плутона Клайд Томбо, исследователь комет Юджин Шумейкер и многие другие.

Компания Celestis оказывала подобные услуги с 1997 по 2001 год. Все это время "катафалками" служили ракеты Pegasus и Taurus (за одним исключением - прах Шумейкера доставил на Луну зонд Lunar Prospector). Дело Celestis продложила компания Space Services, которая и предложила заняться перевозкой праха разработчикам частной ракеты. Вначале предполагалось, что первый рейс Falcon-1 станет очередным "рейсом памяти", однако из-за смены места запуска от этой идеи отказались - очевидно, не все родственники знаменитых усопших были готовы наблюдать за пуском с Маршалловых островов. Поэтому было решено, что церемонию "небесных похорон" перенесут на следующий раз - и, как оказалось, поступили верно.

Несостоявшиеся "небесные похороны" превратились в проводы космического корабля. Стоит надеяться, что частная космонавтика переживет утрату.

Борислав Козловский

Обсудить
Наука и техника

Пусть полетает

Какое ПО нужно беспилотнику и как на этом заработать
Каждое третье убийство
Центральную и Южную Америку захлестнула волна насильственных преступлений
Как живется Микки-Маусу в КНДР
Что представляет собой поп-культура Северной Кореи
Владимир Путин и Синдзо Абэ«Мы с Владимиром хотим идти рука об руку»
Из десятков намеченных планов Абэ и Путин пока готовы реализовать только один
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
«В отношениях с Китаем и Россией Трамп готов рискнуть»
Политолог из КНР о ситуации внутри страны и взаимодействии с соседями
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
Мама — марихуана
Зачем американки совмещают употребление наркотиков с воспитанием детей
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности