Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Истребители на продажу

Международный рынок военных самолетов переживает период бурного роста

Одним из самых динамично развивающихся мировых военных рынков за последнее время является рынок истребителей. Об этом говорится в исследовании американской аналитической компании Forecast International. Только за последний год на нем произошли значительные изменения. Eurofighter, разрабатывавшийся в течение долгих лет, неожиданно стал агрессивно захватывать рынок, а амбициозный международный проект F-35 - терять участников. Азиатские страны стали проявлять все большую самостоятельность, выпуская новые самолеты. Наконец, в мире неожиданно сам собой сформировался рынок подержанных истребителей, преимущественно - американских.

По оценкам Forecast International, с 2006 по 2015 год в мире будет выпущено 3865 истребителей, штурмовиков и учебно-тренировочных самолетов. Общая стоимость этих машин оценивается в 155,9 миллиарда долларов. В настоящее время этот рынок развивается достаточно спокойно, но, начиная с 2010 года, когда истребители поколения 4 - 4++ будут устаревать морально и физически, он начнет расти более интенсивно.

Лидером продаж, по мнению аналитиков, будет европейский консорциум Eurofighter. Следом за ним будут идти Lockheed Martin, Boeing, объединенное предприятие Lockheed и Boeing по производству F-22, корпорация "Сухой" и китайская компания Chengdu Aircraft Industry.

Новое поколение выбирает Eurofighter

Программы новейших разработок - истребителей F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter - претерпели значительные сокращения, тогда как европейская новинка Eurofighter неожиданно стала "набирать высоту". Это произошло вопреки многим прогнозам, которые предвещали легкую победу на международном рынке "американскому" самолету, который выпускает международный консорциум во главе с Lokheed Martin.

Основным достоинством этого проекта по отношению к Eurogighter выступило его техническое совершенство. Eurofighter уповал на доступную цену. F-22 не следует брать в расчет, так как этот самолет не планировалось выпускать на международный рынок - он был разработан для ВВС США.

У проекта Joint Strike Fighter проблемы возникли из-за того, что американцы не захотели передавать своим коллегам по консорциуму (Великобритании, Норвегии, Италии, Нидерландам, Турции, Канаде,

Австралии и Дании) некоторые технологии, в частности - коды бортового компьютера, который фактически управляет самолетом. В ответ главный союзник США - Великобритания - пригрозила выйти из проекта.

Это, безусловно, будет серьезным финансовым ударом по программе JSF (британцы вкладывают в него два миллиарда долларов), но еще больший ущерб будет нанесен ее репутации. Кроме Британии, сомнения в проекте высказали и норвежцы, недовольные тем, что им разрешили лишь финансировать его, не позволив вкладывать в JSF собственные технологии.

Forecast International, правда, считает, что в результате первое место в мире по продажам все-таки займет американский проект, так как этот самолет обладает лучшими характеристиками, в с текущими проблемами разработчикам удастся справиться за столом переговоров. Однако пока что все обстоит ровно наоборот - "Еврофайтером" интересуются все больше стран, а JSF теряет клиентов.

В марте стало известно, что Норвегия, видимо, отчаявшись получить более достойную роль в консорциуме JSF, стала рассматривать возможность закупить шведский истребитель Gripen. Однако уже в начале апреля неожиданно стало известно, что концерн EADS (который вместе в BAE разрабатывает Eurofighter) подготовил для норвежских властей доклад о возможности присоединения этой страны к международному предприятию.

В докладе рассматриваются возможности финансирования проекта Норвегией, закупки самолетов для национальных ВВС, а также варианты применения норвежских технологий в конструкции истребителя. Учитывая те претензии, которые имелись у Осло к JSF, можно предположить с изрядной долей уверенности, что такое предложение будет благосклонно принято норвежцами.

У европейского консорциума есть одно решающее преимущество по отношению к конкурентам - он предлагает новейший истребитель уже сейчас. Среди главных конкурентов Eurofighter - Миг-35, Су-30, JAS-39, Rafale и F-35

однако только "Рафаль" является действительно его серьезным соперником.

Шведы предлагают машину, которая не "вписывается" по свои характеристикам в условия международных тендеров, россияне выставляют хоть и эффективные машины, но все-таки являющиеся глубокими модернизациями самолетов разработки 70-х годов прошлого века, американцы же вообще предлагают "воздух" - самолет, существующий пока в единственном нелетающем экземпляре.

Еще одним достоинством европейского самолета является то, что он стоит на вооружении нескольких европейских стран. Действующие вооружения, как правило, продаются намного лучше, чем те, которые не доказали свои качества на практике.

Из-за этого "Рафаль", участвующий во многих конкурсах наравне с "Еврофайтером", выглядит намного менее убедительно, чем его конкурент, совершивший уже, как минимум, один прорыв - в конце прошлого года Саудовская Аравия заключила контракт на поставку как минимум 24 таких машин.

До конца года Eurofighter может одержать победу в еще нескольких конкурсах. Он участвует в тендере на поставки истребителей для ВВС Турции, где ему противостоит F-35. Этот самолет также борется за право воевать в составе индийских ВВС, противостоя МиГ-35, Rafale, Gripen, F-16 и F/A-18 E/F. Любой из этих контрактов добавит немало очков успешному проекту.

Азия на взлете

На рынке военных самолетов в последние годы неожиданно появился новый участник - Китай. Национальная авиационная промышленность этой страны пока что еще не слишком развита. К тому же полностью национальных разработок в Китае пока тоже нет - самые успешные модели самолетов китайцы построили по лекалам российских образцов.

Тем не менее, КНР производит машины, которые могут с уверенностью конкурировать с подержанными западными самолетами, примерно соответствуя по цене и качеству тому же F-16С. Именно доступность китайских истребителей является их главным достоинством.

В феврале стало известно, что Китай собирается продавать истребители в Бангладеш. Правительство этой страны заявило, что собирается купить 16 истребителей. Каких именно - не сообщается, однако, по словам министра обороны Бангладеш майора в отставке Хафица Адина Ахмеда, соглашение уже подписано.

Стоимость одного самолета составит 5,85 миллиона долларов. Общая стоимость сделки - 94 миллиона долларов. В апреле 2005 года шесть учебно-тренировочных самолетов K-8 приобрело в Китае правительство Зимбабве.

Одним из ближайших партнеров китайской авиастроительной индустрии является Пакистан. Эта страна не только собирается закупить в Китае несколько десятков легких истребителей FC-10, но также разрабатывает

совместный проект. В нем участвуют китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry и пакистанская Pakistan Aeronautical Complex. В Пакистане эта программа называется JF-17, в Китае - FC-1. Заводы по производству самолетов построены в обоих государствах.

В настоящее время прототип самолета заканчивает испытания. Пакистанское предприятие в городе Камра было официально открыто в начале апреля 2005 года. Серийное производство на заводе начнется в июне 2007 года, а первый серийный пакистанский самолет покинет ворота завода лишь в 2008 году. Китайцы начнут строить JF-17 в июне, а поступать в Пакистан самолеты начнут в начале 2007 года. Китай намерен закупить 100 таких самолетов, Пакистан - около 150.

Летающие парты

Еще одним интересным азиатским проектом является совместная американо-корейская программа производства учебных самолетов T-50. Производство этих самолетов, которые разрабатывают Lockheed Martin и Korea Aerospace в первую очередь, ориентировано на США, однако в будущем в Азии Т-50 может составить серьезную конкуренцию китайскому K-8. Южная Корея намерена закупить не менее 94 таких машин.

Сколько купят американцы, неизвестно, однако этот самолет должен стать основным тренировочным в ВВС этой страны. Корейцы также собираются создать на базе Т-50 легкий штурмовик, а также истребитель F-50, который в будущем также может поступить на вооружение ВВС Южной Кореи.

Кстати, говоря об учебно-тренировочных машинах, Forecast отмечает две российские разработки - Як-130 и МиГ АТ. Будущий переход ВВС разных стран на новые типы самолетов потребует и более совершенных учебных машин. В этом сегменте рынка Россия чувствует себя достаточно уверенно - новейший самолет Як-130 является наиболее совершенной машиной, с исключительными характеристиками.

Як-130 является универсальным самолетом, который может действовать как легкий штурмовик и как учебный самолет для

подготовки пилотов для штурмовой и истребительной авиации. Эго тяговооруженность такова, что он может выполнять фигуры высшего пилотажа не хуже истребителя. Он также способен нести боевую нагрузку весом до трех тонн, что делает самолет полноценным легким штурмовиком.

Эти и другие достоинства сыграли немаловажную роль в коммерческой судьбе самолета. Российские ВВС еще не получили ни одной машины, а ее уже заказали ВВС Алжира (16 самолетов) и приняла на конкурс Малайзия. Это достаточно редкий случай в авиации - самолеты, которые не используются в ВВС, обычно продаются достаточно плохо.

Среди других новейших учебно-тренировочных самолетов, по мнению Forecast, следует выделить разработку итальянцев Aermacchi M-346, который собирается купить Греция.

Секонд хенд

Столь стремительное развитие новых программ истребителей спровоцировало другой процесс - стал формироваться своего рода рынок подержанных самолетов и, как следствие, рынок программ их модернизации. Среди истребителей в разряде "сeконд-хeнд" лидирует американский F-16.

В настоящее время от старых американских машин собираются избавляться Турция, Нидерланды, Бельгия, Италия. Среди уже заключенных сделок по экспорту подержанных F-16 - продажа партии голландских самолетов Чили. Эта страна купила в Нидерландах 18 F-16. Еще три голландцы продали Иордании.

Популярность F-16 на международном рынке объясняется тем, что продавцы порой готовы снизить цену за подержанные истребители на 50 процентов. Это уже оказало влияние на пакистанский контракт Lockheed Martin,

который рассчитывал перевооружить Пакистан, уже имеющий в своем истребительном парке F-16 ранних серий А и В, более совершенными самолетами серий C и D.

Дело в том, что правительство страны, которое столкнулось с необходимостью ликвидации последствий прошлогоднего разрушительного землетрясения, в какой-то момент решило и вовсе отказаться от закупок новых самолетов, предпочтя им старые машины из Европы. Однако американцы все-таки смогли убедить Исламабад закупить как старые, так и новые машины.

Потенциальными покупателями подержанных F-16 могли бы стать страны бывшего Восточного блока, однако тут против них выступили шведы. JAS-39 Gripen уже поступил на вооружение ВВС Чехии и Венгрии, выиграв тендер у подержанных F-16. В Азии, как уже говорилось, против американского "секонд-хенда" выступают китайцы, которые предлагают за ту же цену не менее боеспособные, но зато новые машины. Вероятно, стоимость старых самолетов будет снижаться еще больше, что в результате может привлечь покупателей из слаборазвитых стран.

Пятое поколение по-русски

Россия пока предлагает на международный рынок лишь модернизированные до уровня 4++ истребители "Сухого" и "МиГ". Эти самолеты, разработанные еще в 1970 - 1980 годах прошлого века, обладали огромным модернизационным ресурсом, который позволяет им до сих пор успешно конкурировать с западными разработками. Однако с появлением на рынке настоящих (в отличие от Rafale и Eurofighter) истребителей пятого поколения делать это будет все сложнее и сложнее.

В России существует Государственная программа создания истребителя пятого поколения. Ее реализует группа компаний, которую возглавляет корпорация "Сухой". У этого проекта масса проблем, главная из которых - финансирование. Кроме того, Россия, насколько известно, пытается строить свой самолет в одиночку.

Причем даже не один, а два самолета - по словам главкома ВВС Владимира Михайлова, в рамках этого проекта будут созданы тяжелый и легкий истребители, которые будут различаться количеством двигателей (соответственно двумя и одним). Стоит отметить, что даже американцы, которые не жалуются на отсутствие денег, в одиночку разрабатывают лишь один самолет - F-22. К проекту ударного самолета F-35 они привлекли несколько иностранных компаний.

В конце прошлого года свои услуги в качестве партнера в этом проекте России предложила Индия. Однако индийцы отклонили предложение профинансировать программу "Сухого", заявив, что простое вложение средств их не устраивает. Индия предложила включить в проект свои авиационные технологии, используя один из чертежных проектов "МиГ" - применять индийские разработки в конструкции нового "Су",

который находится на грани выкатки, конечно, бессмысленно.

Россия отнеслась к предложению Дели без энтузиазма - несмотря на амбиции, Индия не зарекомендовала себя как ведущая авиастроительная держава. Однако, рассчитывая на индийские финансы, РСК "МиГ" все-таки заинтересовалась этим предложением. В начале апреля стало известно, что РСК "МиГ" и "Завод имени Климова" (производитель авиационных двигателей) разрабатывают в инициативном порядке проект истребителя пятого поколения. Какой именно - неизвестно, однако, учитывая недавнее предложение индийцев, скорее всего, это будет совместная разработка.

Насколько она будет удачной, сказать сложно. Однако, как показывает китайский опыт, даже для не слишком совершенных самолетов на военном авиарынке может найтись своя ниша. Кроме того, нынешние российские власти наверняка проявят больший интерес к инициативе РСК, если станет ясно, что этот самолет можно будет потом хорошо продавать. К тому же истребитель наверняка возьмут на вооружение, как минимум, сами индийцы, что также будет способствовать его продвижению на рынке.

Павел Аксенов