Лоббируйте на здоровье

Редактор МК показал СМИ, как использовать Общественную палату для отстаивания корпоративных интересов

Общественная палата поможет Госдуме установить справедливые налоги для СМИ. Для этого создана совместная рабочая группа, в которую войдут представители обеих палат. Появление этой структуры свидетельствует о том, что концепция ОП начала меняться. Причем, не в лучшую сторону.

В четверг представители Госдумы и Общественной палаты провели совместное заседание по проблемам СМИ. Как и следовало ожидать, обсуждение получилось бурным. "Нигде нет такой асоциальной прессы, как в России, нигде в мире не встретишь примеры зоофилии, как на ТНТ, нигде не издается такой журнал, как "Молоток" – энергичный источник порнографии. И все это должно доставляться на льготных условиях?", - возмущался член ОП Леонид Синельников. С ним был согласен член ЛДПР Сергей Иванов: "Пресса делится либо на государственную, либо на принадлежащую крупному бизнесу, почему мы ей должны помогать?"

Большинство собравшихся, впрочем, медианенавистников не поддержало - по итогам заседания была сформирована рабочая группа, в которую вошли по несколько человек от Госдумы и ОП. Членам созданной структуры было поручено в течение месяца подготовить конкретные предложения по снижению НДС на распространение прессы. Сейчас этот налог составляет 18 процентов и, по мнению представителей издательского бизнеса, отрицательно сказывается на подписке. Разработанные депутатами и общественниками предложения будут внесены в правительство.

Появление совместной рабочей группы ОП и Госдумы может иметь далеко идущие последствия. А наблюдателям придется пересмотреть свое отношение к Общественной палаты в целом и председателю комиссии ОП по коммуникациям и свободе слова Павлу Гусеву в частности. Когда главный редактор "Московского комсомольца" стал председателем комиссии ОП, многие отнеслись к этому скептически. Все-таки МК не "Ведомости" и даже не "Коммерсант".

На новом посту Гусев развил необычайно бурную деятельность, а СМИ запестрели сообщениями об инициативах общественника. К концу марта появились первые ощутимые результаты этой активности - 30 марта на совещании с участием представителей Общественной палаты первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что замораживает цены на подписку. Ограничения будут сняты лишь после того, как чиновники выяснят, насколько оправдано повышение почтовых тарифов для периодических изданий (на этом настаивают Минсвязи и почта). "В связи с тем, что с 1 апреля начинается подписная кампания на второе полугодие, это решение было с удовлетворением встречено присутствовавшими на совещании руководителями СМИ", - заявил Гусев по итогам встречи с вице-премьером.

Появившаяся в четверг рабочая группа ОП и Госдумы - новая победа главного редактора МК. Создав вместе с депутатами рабочую группу, Гусев получил в свое распоряжение структуру, к мнению которой чиновникам придется прислушиваться. Для руководителя комиссии ОП по коммуникациям она важна еще и потому, что позволит ему сдержать обещание. В начале марта он предложил медиасообществу использовать возглавляемую им структуру для лоббирования своих интересов.

В принципе, в законе об Общественной палате оговорено, что палата №3 (после Госдумы и Совета Федерации) обладает правом законодательной инициативы. Однако предложения ОП носят всего лишь рекомендательный характер. "Мы видим в этом некий механизм для выпускания пара", - говорил нынешний главный идеолог строительства гражданского общества в России Владислав Сурков на закрытом выступлении на генсовете "Деловой России" в мае прошлого года. Совсем иной статус у Госдумы - отмахиваться от ее предложений чиновникам куда сложнее.

Рабочая группа Госдумы и ОП по проблемам СМИ может стать надежным каналом для лоббирования интересов представителей медийного бизнеса. Теперь вопрос лишь в том, насколько дееспособна созданная структура. Ответ на него мы узнаем через месяц. Именно столько времени депутаты дали на то, чтобы она сформулировала и внесла в правительство свои предложения по снижению НДС на распространение.

Инициатива Гусева может иметь еще одно принципиальное последствие. Общественная палата задумывалась как контрольный орган. Но в нее вошли представители бизнеса и теперь при их участии в законодательном процессе существует опасность того, что законы в России будут писать не те, кого делегировали для этого избиратели, а те, чью деятельность народные избранники должны регулировать.

Андрей Ломкин