В российских магазинах полки в отделах алкогольной продукции выглядят так, как они не выглядели со времен горбачевского "сухого закона". Роль присноспамятного постановления ЦК КПСС "О мерах по преодолению алкоголизма" от 7 мая 1985 года исполняют вступившая в силу с начала года новая редакция закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и правительственное постановление "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками". Разница заключается в том, что Горбачев имел осознанную цель - борьбу с пьянством. В нынешней же ситуации дефицит возник из-за ошибок и недоработок чиновников.
Производители и торговцы алкогольной продукцией бьют тревогу: в скором времени отечественные спиртные напитки может постигнуть та же участь, что и импортные - они пропадут с прилавков.
Неприятности начались еще в январе. В первой же декаде крупнейшие предприятия отрасли, в том числе "Кристалл", "Топаз", "Родник", "Веда", "Русский алкоголь", прекратили работу из-за отсутствия акцизных марок нового образца, имеющих специальный штрих-код, который содержит информацию о том, когда и кем произведена продукция, а также об основных свойствах продукции. К концу месяца запасы продукции, накопленные в конце 2005 года, когда поправки в "алкогольный" закон готовились к принятию, стали иссякать. В начале февраля марки появились, но, по данным Росстата, опубликованным в марте, за первые два месяца 2006 года производство алкоголя в России снизилось более чем вдвое.
В апреле прекратился ввоз в страну алкогольной продукции из-за рубежа. Из 126 компаний, занимающихся импортом, новые акцизные марки были только у двух.
За несколько дней до этого одним из главных ньюсмейкеров России неожиданно стал главный санитарный врач, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. 27 марта он запретил ввоз в страну вин и виноматериалов из Грузии и Молдавии, а также реализацию уже ввезенной продукции, заявив, что в винах содержатся опасные для здоровья потребителей пестициды. Вскоре последовал запрет на минеральную воду "Боржоми", после чего появился анекдот: "Онищенко купил банку шпрот. Латвия замерла в напряженном ожидании...".
Наблюдатели не преминули отметить, что Грузия незадолго до введения запрета пригрозила разорвать двусторонний протокол, подписанный в рамках переговоров о присоединении России к ВТО, а Молдавия и Украина ввели фактическую блокаду Приднестровья - непризнанной республики, которая для Молдавии является примерно тем же, чем Абхазия и Южная Осетия для Грузии и Крым для Украины. При этом около 80 процентов производимых в Молдавии и Грузии вин продаются именно в Россию, так что решение Онищенко грозило подорвать значимые для национальных экономик отрасли.
Грузинские виноделы бодрились. Президент Михаил Саакашвили назначил специального чиновника, ответственного за продвижение их продукции на новых рынках. Чиновник Ираклий Окруашвили запомнился заявлением, что в России вместо вина можно продавать фекальные массы, и не увенчавшимся успехом обращением за помощью к Дженнифер Лопес.
Между тем неотвратимо приближалось 1 июля, когда вступал в силу запрет на продажу импортной алкогольной продукции со старыми акцизами. В июне цены на дорогие импортные напитки, например, виски и чилийские вина, упали на 20-80 процентов: продавцы сочли, что их реализация себе в убыток все равно будет выгоднее, чем отправка на перемаркировку. Французские, немецкие, испанские и итальянские вина были в основном возвращены поставщикам для перемаркировки.
В течение первой половины 2006 года неоднократно предпринимались попытки продлить срок перемаркировки. В феврале с такой инициативой выступила группа депутатов Госдумы, в июне проект соответствующего правительственного постановления подготовило Минэкономразвития. Но к 1 июля никаких решений по этому поводу принято не было, и импортный алкоголь с прилавков исчез.
По большому счету, россиянам на выбор остались краснодарские вина и отечественная водка. Но, как выясняется, они и этого могут в скором времени лишиться. Отечественные производители спиртного, в частности, "Кристалл", "Союз-Виктан", "Веда", "Русский алкоголь", а также дистрибуторы заявили, что оптовый рынок алкогольной продукции в России фактически парализован. Розничным торговцам снова приходится полагаться на накопленные запасы, но хватит их ненадолго.
Дело в том, что новая редакция закона о производстве и обороте алкоголя предусматривает, помимо новой маркировки, еще и внесение информации о каждой оптовой поставке в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Тендер на разработку системы выиграло федеральное государственное унитарное предприятие "Атлас", подведомственное ФСБ.
О том, что ЕГАИС работает далеко не идеально, заговорили еще с начала года. А 6 июля сразу в двух газетах - "Коммерсант" и "Ведомости" - появились статьи о том, что из-за многочисленных сбоев в системе совершать оптовые сделки на алкогольном рынке практически невозможно.
К системе подключены 480 из 500 производителей, 1700 из 3000 оптовиков и 80 из 160 импортеров алкогольных напитков. При этом одновременно в системе могут работать не более десяти пользователей, и она постоянно "виснет" из-за перегрузки. Впридачу к тому, участники рынка не обнаружили в системе необходимых номенклатурных справочников со списками предприятий-производителей и товарных позиций.
Представители крупных розничных торговых сетей рассказали "Коммерсанту" и "Ведомостям", что запасов алкоголя на их складах пока хватает, но пополняются они нерегулярно, и скоро из магазинов может пропасть даже водка.
В правительстве и в ФГУП "Атлас" признают наличие проблемы и говорят, что на отладку ЕГАИС может потребоваться около двух месяцев. Что запасов хватит на этот срок - далеко не факт, признают торговцы.
В сложившейся ситуации проигрывают все. Производители, дистрибуторы и розничные торговцы лишаются прибылей, оборудование и склады простаивают, сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет. И это не говоря о миллионах потребителей широкого ассортимента алкогольной продукции. Любимой народом "Хванчкары" в магазинах давно уже нет, недавно за ней последовало изысканное Liebfraumilch. Этак скоро "беленькой" чекушку - и то не найдешь.
Иван Грушин