Авиакатастрофа в Иране

В иранском городе Мешхед после посадки сгорел Ту-154

В иранском Мешхеде при посадке загорелся пассажирский лайнер Ту-154, на борту которого находились 148 человек. Согласно первым сообщениям с места происшествия, погибли 90 пассажиров, а остальных удалось спасти. Однако позже представитель организации гражданской авиации Ирана (Civil Aviation Organization) Реза Джафарзаде (Reza Jafarzadeh) заявил, что власти не подтверждали этих сообщений. По его словам, окончательных данных о погибших и пострадавших в результате пожара на борту самолета еще нет.

Позже иранское агентство IRNA, ссылаясь на представителей иранской организации Красного Полумесяца, сообщило, что в огне погибли только 28 человек, в то время как 77 были спасены. При этом представители КП не уточнили, что случилось с остальными людьми, находившимися на борту сгоревшего Ту-154. Это сделал управляющий компании Iran Airtour, которой принадлежал сгоревший самолет, Мехди Садеки (Mehdi Sadeqi), сообщив, что, по последним данным, 97 пассажиров самолета остались живы, а остальные "или погибли, или были госпитализированы в критическом состоянии".

Российских граждан на борту самолета не было, о чем сообщило агентство ИТАР-ТАСС, сославшись на собственный источник в российском посольстве в Иране. По его словам, самолет находился в так называемом "сухом лизинге", и им управлял иранский экипаж.

Как сообщает AFP, ссылаясь на представителя аэропорта Мешхеда, при посадке лопнула покрышка одного из шасси, самолет съехал с посадочной полосы, врезался в ограждение и загорелся. Представители властей о причинах катастрофы ничего не сообщают, ссылаясь на то, что об этом можно будет говорить лишь по окончании расследования. В то же время министр транспорта Ирана Мухаммед Рахмати (Mohammad Rahmati) заявил иранскому агентству ISNA, что все восемь членов экипажа остались живы и их показания, по его мнению, серьезно облегчат выяснение причин аварии.

Иран обвиняет США в частых авиакатастрофах, которые случаются в стране, из-за установленного после Исламской революции 1979 года эмбарго на поставку самолетов и запчастей к ним американского и европейского производства. На сегодняшний день парк иранского национального авиаперевозчика Iran Air состоит из 43 самолетов, семь из которых "Туполевы", остальные же - лайнеры производства Boeing, Airbus и Fokker - были куплены еще до революции.

Последняя крупная авиакатастрофа произошла в Иране в декабре 2005 года, когда в результате падения транспортного самолета Lockheed C-130 на густозаселенный район Тегерана погибли 108 человек. Однако падают в Иране не только старые американские самолеты, но и российские. Так, 19 февраля 2003 года Ил-76 российского производства упал в районе иранского города Керман, в результате чего погибли 276 человек. Годом раньше 119 человек стали жертвами крушения Ту-154 в горах на западе страны.

В апреле 2003 года Iran Air даже заявил, что временно отказывается от использования девяти самолетов Ту-154 российского производства из-за низкого уровня безопасности пассажирских перевозок. Однако в октябре того же года иранский национальный авиаперевозчик принял решение о покупке пяти новых самолетов марки "Туполев".

Петр Пархоменко