Раздел "ЮКОСа" после его банкротства вступил в новую фазу после того, как Deutsche Bank предложил выкупить долги и контрольный пакет акций бывшей компании Михаила Ходорковского. Предложение это было сделано неофициально и стало известно от председателя совета директоров НК "ЮКОС" Виктора Геращенко. О том, в чьих интересах действует Deutsche Bank, не сообщается, однако пока наиболее вероятным клиентом германского банка считается "Газпром".
О том, что предложение от Deutsche Bank поступило в "ЮКОС", написал "Коммерсант". При этом оказалось, что Виктор Геращенко, похоже, единственный человек, кто об инициативе германского банка что-то знает. Во всяком случае, как сообщает "Эхо Москвы", глава основного акционера "ЮКОСа" "Менатепа" Тим Осборн, с которым и должны вестить переговоры, ничего о предложении Deutsche Bank не слышал. "Несмотря на то, что мы довольно часто общаемся с Deutsche по другим вопросам, предложения о покупке контрольного пакета акций "ЮКОСа ни в официальной, ни в неофициальной форме к нам не поступали", - заявил Осборн. Это означает, что Геращенко "сдал" в СМИ первоначально непубличную информацию о начале переговоров с немецким банком.
Круг претендентов, как ни странно, довольно узок. Из российских компаний крупные инвестиции могут позволить себе только "Газпром", "Роснефть" и "Лукойл". Все они отвечали на вопросы об аукционе по активам "ЮКОСа" весьма уклончиво и не исключали своего участия в торгах.
Зарубежные компании тоже, наверняка, хотели бы поучаствовать в распродаже нефтяных активов. Традиционно к российской нефти проявляют интерес китайские и индийские корпорации. Вслед за приобретением Mazeikiu nafta могли войти во вкус и поляки из PKN Orlen. На активы могли претендовать также и Royal Dutch Shell, и BP, и американские компании. Однако, вероятнее всего, "ЮКОС" поделят между своими. Об этом свидетельствует вся политика государства в сырьевом секторе в последние годы и особенно в последние месяцы.
В течение августа-сентября сразу несколько чиновников заявили, что работы по соглашению о разделе продукции в нефтяном секторе являются для России невыгодными, а ведь по ним работают иностранные компании. Кроме того, проект "Сахалин-2", разрабатываемый японскими корпорациями и Royal Dutch Shell, оказался на грани срыва из-за отзыва положительного заключения экологической экспертизы. Да и вообще, строго говоря, пока ни один нефтяной актив, продавашийся на аукционе, иностранцам не достался.
Таким образом, в общем круге претендентов выделяются две гигантских государственных корпорации - "Роснефть" и "Газпром". Несмотря на то, что их контролирует один и тот же собственник, на аукционе они будут преследовать свои собственные интересы. Компании уже соперничали на тендерах по нефтяным активам. Летом 2006 года ТНК-ВР продала "Удмуртнефть" "Роснефти", чем вызвала большое недовольство у "Газпрома" и "Газпром нефти". Теперь у компании Алексея Миллера появилась возможность отыграться.
Обычно инвестбанки не покупают крупные активы для себя, ведь для них это "непрофильные активы". Чаще всего они действуют в интересах клиента. Если предположить, что и в этот раз за Deutsche Bank кто-то стоит, то сомнений почти не возникает - это "Газпром".
О том, что у корпорации Алексея Миллера хорошие отношения с германскими компаниями, говорит хотя бы факт строительства Северо-Европейского газопровода совместно с E.On и BASF. Да и с самим Deutsche Bank у "Газпрома" отношения сложились достаточно давно - банк участвовал в большинстве крупных сделок компании. Например, Deutsche Bank был одним из финансовых советников компании при продаже 10,74 процента акций "Роснефтегазу". В сентябре 2005 года именно немецкая кредитная организация готовила заключение о справедливости цены "Сибнефти". Кроме того, Deutsche Bank не раз напрямую кредитовал "Газпром" и организовывал еврооблигационные займы.
На то, что за предложением немецкого банка может стоять российская газовая монополия, указывает также недавняя встреча Алексея Миллера и председателя правления Deutsche Bank Йозефа Акерманна. В начале октября они провели переговоры о досрочном погашении кредитов "Газпрома" и привлечении новых - в основном, для приобретения активов в России.
Председатель совета директоров "ЮКОСа" Виктор Геращенко отметился в "деле ЮКОСа" не только своим нецензурным интервью "Эху Москвы", но и тем, что в свое время пропагандировал интересы "Роснефти". Еще до того, как было известно официальное решение суда по банкротству "ЮКОСа", Геращенко заявил, что "самым разумным" было бы сделать компанию дочерним предприятием "Роснефти". В современных условиях это означает примерно то же, что предложение от Deutsche Bank - выкуп долгов и контрольного пакета акций компании.
"Роснефть" один раз уже выкупала долги "ЮКОСа". Весной 2006 года продавцом выступил консорциум западных банков, которому бывшая крупнейшая компания страны была должна около полумиллиарда долларов. Став владельцем этого долга, "Роснефть" ускорила процедуру банкротства "ЮКОСа" для того, чтобы выкупить его активы по сниженной цене.
Неизвестно, проговорился ли не всегда воздержанный на язык Виктор Геращенко специально или его слова об инициативе Deutsche Bank случайно вырвались в беседе с журналистом "Коммерсанта". Так или иначе, его заявление означает, что начало новому переделу нефтяной собственности положено.
Теперь остается ждать ответа от других потенциальных покупателей бывшей компании Михаила Ходорковского - "Роснефти" или "Лукойла", а также более конкретных шагов со стороны "Газпрома". Дело "ЮКОСа" будет продолжаться до начала 2007 года, когда пройдут аукционы по продаже его имущества. Если, конечно, какая-либо из компаний не удовлетворит претензии кредиторов раньше срока.