Парламент (госсобрание) Башкирии 30 ноября досрочно прекратил полномочия своего представителя в Совете Федерации Игоря Изместьева. Решение было принято в отсутствие главного фигуранта подавляющим большинством голосов - 89 из 97 депутатов проголосовали "за", один воздержался, семь парламентариев не приняли участия в голосовании. Чисто формальная процедура заняла всего несколько минут, так как ее исход был предрешен заранее. Отзыв сенатора инициирован "Единой Россией", обвинившей Изместьева в нарушении закона о статусе сенатора, в частности в том, что он занимается коммерческой деятельностью, являясь гендиректором ООО "Брок Трейд Ойл", зарегистрированного в Москве.
Госсобрание не приняло во внимание направленный в его адрес Изместьевым пакет нотариально заверенных документов, в которых зафиксирована его непричастность к деятельности каких-либо коммерческих предприятий в период работы в Совете Федерации. Кроме того, Изместьев направил в башкирский парламент телеграмму, в которой сообщил о желании лично ответить на все вопросы, связанные с обвинениями в свой адрес.
Не обратили внимания парламентарии и на телеграмму заместителя председателя Совета Федерации Александра Торшина, в которой он просил госсобрание обеспечить Изместьеву возможность лично присутствовать на заседании и дать все необходимые объяснения по части предъявленных ему претензий. В своем послании вице-спикер СФ довел до сведения башкирских парламентариев, что "информация о якобы проводимой И. В. Изместьевым коммерческой деятельности Советом Федерации не подтверждается". Косвенно подтвердил непричастность сенатора к коммерческой деятельности и сам глава Совета Федерации Сергей Миронов, который в передаче "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" на НТВ заявил буквально следующее: "Все члены Совета Федерации, которые на сегодняшний день являются таковыми, не решают проблем своих бизнес-структур". Однако ничего не помогло.
Тут стоит отметить, что отзыв Изместьева явился логическим завершением организованной против него кампании, продолжающейся в течение всего этого года, причем имя сенатора связывалось с уголовными делами о неуплате налогов, даче взятки и даже делом о так называемой "кингисеппской группировке" киллеров, в которую входил Александр Пуманэ. Самым громким скандалом, связанным с именем Изместьева, тем не менее, стало судебное решение о сносе его дома на Ильинском шоссе возле резиденции Владимира Путина в Ново-Огарево, так как якобы устраиваемые сенатором шумные праздники и фейерверки вызвали недовольство президента. Еще неделю назад газета "Коммерсант" писала о том, что, по словам представителя регионального исполкома "Единой России", Изместьев будет отозван "по настоянию кремлевской администрации" и это уже согласовано с президентом Башкирии Муртазой Рахимовым. Сам Изместьев отвергает все обвинения и не признает юридических полномочий госсобрания Башкирии по досрочному отзыву его из Совета Федерации.
40-летний Игорь Изместьев представляет в Совете Федерации госсобрание Башкортостана с декабря 2001 года, причем за прошедшие пять лет мандат Изместьеву на представительство в СФ продлевался дважды и именно депутатами от "Единой России". До избрания сенатором Изместьев являлся гендиректором нефтяной компании ОАО "Корус-холдинг".
Атмосфера вокруг заместителя председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике начала сгущаться с начала этого года, когда сенатор был допрошен на своем рабочем месте в Совете Федерации в качестве свидетеля по делу о неуплате налогов. В 2005 году следственный комитет при МВД принял к производству возбужденное в Следственном управлении ГУВД Москвы уголовное дело по факту уклонения от налогообложения дочерних структур "Корус-холдинга"- уфимских нефтеперерабатывающих заводов - через подставную фирму "Корус-Байконур", то есть через внутренние офшоры на Байконуре, по той же схеме, по какой "ЮКОС" оптимизировал налогообложение через офшоры ЗАТО "Лесной" (за что были приговорены к лишению свободы Михаил Ходорковский и Платон Лебедев).
Сам Изместьев считает, что за этой и другими, взаимосвязанными с ней, историями, в которые искусственно замешано его имя, стоят его бывшие деловые конкуренты, стремящиеся по рейдерской схеме при поддержке "оборотней в погонах" захватить компанию "Корус". Вот что он сказал по этому поводу в интервью "Коммерсанту", опубликованному 20 ноября: ""Корус-холдинг" вел хозяйственную деятельность в полном соответствии с законодательством, действующим на тот момент. Точно так же вели дела все нефтяные компании, существовавшие в России. И теперь если уж привлекать к ответственности, так более 100 компаний, а также членов правительства, ведь по байконурским схемам работа велась в рамках межправительственных соглашений. Я считаю дело "Корус-холдинга" ярким примером так называемых заказных дел, когда под предлогом защиты государственных интересов вымогаются деньги, разрушаются и захватываются компании в пользу тех или иных юридических или физических лиц. За два года было все: шантаж, угрозы, попытка вымогательства денег. В результате вскрыта организованная группа, в которую входят и так называемые бизнесмены, и сотрудники ФСБ, МВД, прокуратуры, налоговой службы. Так, например, по поддельным документам ими было списано с башкирской группы нефтеперерабатывающих заводов более одного миллиарда рублей. Документы по этой группе переданы в Генпрокуратуру и в ФСБ РФ".
Еще одним уголовным делом, косвенно затронувшим Изместьева, стало возбужденное Генпрокуратурой в июне 2006 года дело о попытке трех знакомых сенатора – бывшего замначальника экспертного управления группы "Мост" Александра Папахина, отставного генерал-лейтенанта налоговой полиции Александра Баканова и майора ФСБ Дмитрия Кривенко – передать 100 тысяч долларов оперуполномоченному ФСБ Ольге Нужденовой за предоставление плана следствия по упомянутому делу "Корус-холдинга" (все трое фигурантов по этому делу арестованы). Вот как прокомментировал эту ситуацию Изместьев в том же интервью "Коммерсанту": "В деле, по которому сидит Папахин, задействованы те же персонажи из группы рейдеров. Думаю, эта женщина (Нужденова – Лента.Ру) их (Папахина и других арестованных по делу – Лента.Ру) просто подставила".
Последним по времени упоминанием фамилии Изместьева в связи с уголовным делом стало принятое в ноябре к производству Мосгорсудом дело "кингисеппской группировки" киллеров, в которую входил офицер-подводник Александр Пуманэ. Тогда же несколько СМИ сообщили, что брат главы группировки Сергея Финагина Михаил возглавлял службу безопасности в компании Изместьева "Корус-холдинг" и что совершенные группировкой убийства могли быть выгодны последнему. По мнению сенатора, эти обвинения являются продолжением все той же атаки на него рейдеров и "оборотней в погонах", и напрямую связаны с экономическими делами "Корус-холдинга".
По словам Изместьева, в "Корус-холдинге" вообще никогда не было службы безопасности, а соответственно, и начальника этой службы по фамилии Финагин. "Сейчас, после того как в СМИ на меня вылился поток грязи по делу Пуманэ, я вынужден думать об охране, и прежде всего членов своей семьи. Кстати, когда я смотрел последнюю телепередачу "Человек и закон", я отметил для себя очень интересный факт: автомобиль Пуманэ со взрывчаткой был задержан в 200-300 метрах от дома, где я тогда жил. Что это – случайность или нет?", - отметил Изместьев в интервью "Коммерсанту".
"В качестве подтверждения заказного характера публикаций сообщаю, что за весь период расследования дела Пуманэ мне не было задано ни одного вопроса и со мной не проведено ни одного следственного действия – и это не связано со статусом сенатора," - сообщил Изместьев.
Стоит отметить, что, действительно, за все то время, что имя Изместьева муссируется в связи с громкими уголовными делами, в отношении него не возбуждалось ни уголовных, ни административных дел, а Генпрокуратура не обращалась в Совет Федерации с представлением о лишении сенатора неприкосновенности.
По словам Изместьева, по всем публикациям в СМИ с обвинениями в его адрес поданы требования об опровержении, а в случае отказа подготовлены исковые заявления в суд о защите чести и достоинства. "Я сделаю все, чтобы люди из группы рейдеров, которые задействованы как в налоговом деле, так и в расследовании и оперативном обеспечении дела Пуманэ и которым сегодня просто необходимо сломать меня, чтобы эти люди понесли заслуженное наказание", - заявил Изместьев.
Несколько в стороне от этих уголовных дел стоит история с домом Изместьева на Ильинском шоссе, в 600 метрах от президентской резиденции "Ново-Огарево" через поле и Москва-реку, причем не исключено, что именно этот факт является первопричиной всех неприятностей сенатора.
Участок возле деревни Александровка Красногорского района был приобретен Изместьевым в конце 90-х годов. Однако в 2004 году прокуратурой Красногорского района было оспорено первичное выделение земли в связи с отсутствием согласования с Федеральной службой охраны, после чего Мособлсуд вынес вердикт об аннулировании права собственности на землю и сносе дома, утвержденный затем Верховным судом. А в апреле замглавы Росприроднадзора Олег Митволь пригрозил снести дом Изместьева в связи с якобы допущенными при строительстве нарушениями природоохранного законодательства.
Подоплека этих событий, однако, может лежать несколько в другой плоскости - как объяснил депутат Госдумы Александр Хинштейн, которого цитирует "Коммерсант", "президент, который живет с семьей на другом берегу, периодически был свидетелем шумных праздников, шашлыков и фейерверков Изместьева". Причем особое беспокойство Путину, его семье и, главное, домашним животным - лабрадору Кони и пуделям Тосе и Родео - доставляли именно фейерверки.
При этом сам Изместьев утверждает, что в пресловутом доме живут три собаки и охранник. "Собаки в принципе могли запускать фейерверки; я же там не жил ни дня", - заявил Изместьев в интервью изданию.
Сначала была сделана попытка разрешить этот "собачий" конфликт полюбовно - управление делами президента попыталось выкупить коттедж у сенатора. Однако после того, как Изместьев провел экспертную оценку своей усадьбы, в результате которой появилась цифра в 47 миллионов евро (сам он, правда, утверждает, что независимая экспертиза назвала гораздо более низкую цифру), дело было отдано в судебные инстанции и ведомство Митволя.
Может статься, что если бы Изместьев просто подарил свой дом управлению делами президента, не было бы ни "полоскания" имени Изместьева в прессе в связи со всеми этими неприглядными угловными делами, ни досрочной отставки с поста сенатора.
Во всей этой истории, вне зависимости от истинного положения вещей - замешан или не замешан Изместьев в уходе от налогов, даче взятки или "деле Пуманэ", запускал или не запускал он или его собаки фейерверки с законно или незаконно приобретенного участка земли - больше всего поражает какая-то простота и прямолинейность включающегося по первой отмашке сверху механизма по травле попавшего в немилость человека.
В этой связи интересно, поможет ли Изместьеву заступничество Совета Федерации, ведь по закону "О статусе члена Совета Федерации" окончательное решение о его отзыве могут принять только на Большой Дмитровке.
Татьяна Щеглова