Журналистика по Хаджжу

Фотошоп и постановочные съемки как модная тенденция в журналистике

В середине января 2007 года произошло сразу два примечательных события, в той или иной степени связанных с недобросовестным подходом журналистов к своей работе. Первое – это арест (и последующее освобождение под залог) корреспондентки катарского телеканала "Аль-Джазира", обвиняемой в фабрикации съемок пыток в Египте. А второе – это ужесточение правил редактирования изображений в агентстве Reuters, ставшее следствием прошлогоднего скандала со сфабрикованными фотографиями из Ливана, размещенными агентством во время ливано-израильского военного конфликта.

После этого инцидента, когда Reuters чуть не попал в черный список, а его репутации был нанесен самый большой ущерб за всю его историю, главный редактор агентства постановил, что отныне обработкой фотографий смогут заниматься только первые лица фотослужбы, фотографам строго-настрого было запрещено жульничать.

Оба этих события, на первый взгляд, между собой не связанных, наглядно демонстрируют давно наметившуюся тенденцию приукрашивания действительности некоторыми нашими коллегами. Как говорится, нету елки – нарисуй.

И хотя стремление журналистов к драматизации происходящего и доведении информации до конечного потребителя в сильно обработанном виде не ново (вспоминаем чудесное слово "пропаганда", например) и не может вызывать ничего, кроме сожаления, участившиеся случаи разоблачения излишне увлекающихся корреспондентов дают повод для оптимизма. Начало этому было положено в прошлом году, причем не без помощи блоггеров. Но для начала мы вкратце объясним, зачем журналистам иллюстрации и как с ними работают.

Коротко о специфике

Подавляющее большинство изданий при публикации новостей или статей старается подобрать для заметок подходящий иллюстративный материал. Поиск и приобретение фотографий и иллюстраций происходит, например, в фотобанках - это как правило постановочные фотографии на все случаи жизни. Например, нужно как-то проиллюстрировать материал, посвященный сотовой связи – ищется фотография человека с мобильником. Надо подыскать картинку для статьи о корпоративных праздниках – находится фото с кучей клерков в костюмах с бокалами в руках, и так далее. В некоторых редакциях предпочитают делать подобные съемки "по случаю" собственными усилиями, но схема подбора иллюстрации к заметке, по большому счету, такая же. Подобным образом свои материалы иллюстрируют, как правило, глянцевые журналы, в которых новости, в общем-то, дело второстепенное – ни о какой оперативности при периодичности издания в один месяц или неделю речи идти не может.

А вот ежедневным бумажным изданиям, а тем более – интернет-газетам, которым важна каждая минута и для которых приоритетом являются именно новости, для поиска иллюстраций приходится пользоваться услугами крупных информационных агентств, располагающих фотослужбой и разветвленной сетью корпунктов или фотографов-фрилансеров по всему миру. Соответственно, если вдруг что-нибудь взорвалось, например, в Багдаде, находящийся в этом городе корреспондент агентства оперативно выезжает на место происшествия, делает несколько кадров и сразу же отсылает их работодателям. Через полчаса-час после этого гипотетического теракта (иногда фотослужбы действуют еще оперативнее) фотографии с места событий уже появляются в фотолентах, и редакторам есть, чем иллюстрировать новость.

Но случается, что поблизости места происшествия никого с камерой в руках не оказывается. Тогда журналистам приходится искать выход из положения: иллюстрацией для заметки может быть либо карта местности с указанием точного места происшествия, либо старая фотография. Вариантов много. Кстати, время года на фотографиях тоже должно совпадать.

C телевидением ситуация немного сложнее. Но способы выхода из положения, когда у телевизионщиков нет "картинки" с места событий, схожи с приемами печатных изданий. Для однотипных сюжетов наподобие обвала биржи или роста котировки акций "Росмоскомнедрогазлессооружения" можно хоть десять лет подряд крутить 30-секундный фрагмент ролика о работе любой биржи – размахивающие руками брокеры с древними сотовыми телефонами до сих пор символизируют "обвалы" и "рост". Когда есть новость про Ходорковского, вполне подойдут кадры суда над бывшим главой "ЮКОСа". Грубо говоря, схема такая же, как в газетах.

Однако существует и другие, не совсем честные способы отражения событий.

Из фотографов в художники

Методов создания "нечестных" иллюстраций, применимых в печатной прессе, по большому счету три - это фальсификация таймстемпов (времени, когда было сделано фото), псевдодокументальные постановочные кадры или цифровая обработка фотографий, искажающая изображение на картинке.

Приведем пример первого метода фальсификации: в Багдаде происходит взрыв, а некое агентство размещает фотографию недельной давности с подписью вроде "сегодняший взрыв в столице Ирака". Конечно, на фотографиях изображены последствия теракта, но подпись, свидетельствующая о том, что этот кадр был сделан не неделю назад, а сегодня – чистой воды вранье. Хотя иногда подобные "фальсификации" являются следствием ошибок редакторов, которые вместо того, чтобы поменять подпись к картинке, оставляют старую.

Постановочные съемки, которые в отсутствие "горячих" кадров выдаются некоторыми фотографами за "документальные", - все-таки обман посерьезнее, чем некорректный таймстемп.
box#2071674

Недавними примерами подобной подтасовки стали фотографии агентств AP и Reuters из Ливана во время войны с Израилем: фотограф AP снимал одну и ту же женщину на фоне развалин разных домов, а сотрудник Reuters долго и красиво фотографировал одного и того же спасателя на руинах здания с мертвыми детьми на руках. Конечно, постановочные кадры вроде бы отражают действительность (руины и мертвых детей никто не фабриковал), но подобный способ освещения событий назвать честным нельзя.

Ну а настоящая фальсификация – это чрезмерная обработка фотографий "Фотошопом". Reuters, как уже говорилось выше, пошел на ужесточение требований к своим фотографам не просто так. Новые правила стали следствием внутреннего расследования, инициированного после публикации в фотоленте этого агентства сфабрикованных фотографий из Ливана авторства фрилансера Аднана Хаджжа (Adnan Hajj). Последний отличился, отправив в Reuters ряд кадров, на которых фотографии столицы Ливана был пририсован дым, израильскому самолету – несуществующие ракеты, которые якобы были выпущены по Ливану, и так далее.

Эту фальсификацию, к слову, выполненную с технической точки зрения из рук вон плохо (сам Хаджж впоследствии сетовал на то, что "работал в тяжелых условиях"; видимо, будь у него больше времени, сфабриковал бы качественнее), как и постановочные съемки AP, раньше всех заметили блоггеры. В результате под давлением общественности Reuters признало недосмотр своих редакторов и недобросовестность Хаджжа (который с завидной скоростью покинул агентство вместе с сотнями своих фотографий). Надеемся, это Reuters помогло. AP же воздержалось от комментариев и вины за собой не признало.

Документально-художественные фильмы

При создании многих документальных фильмов телевизионщики используют постановочные съемки. Например, во многих программах криминальной направленности чуть ли не большая часть "кадров оперативных съемок" задержаний или следственных экспериментов, сделанных на дрожащую любительскую камеру, являются постановочными. В роли убийц, грабителей и наркодельцов выступают либо актеры, либо, что самое забавное, сами сотрудники правоохранительных органов. Ходит байка, что однажды согласившийся сняться в подобном сюжете в роли головореза милиционер чуть не стал арестантом своего коллеги, и только после продолжительных разъяснений удалось установить, что он на самом деле не преступник и просто согласился на съемку.

Подобный прием стоил свободы журналистке катарского телеканала "Аль-Джазира" со сложнопроизносимым именем Хувейда Таха Метвалли (Huweida Taha Metwalli). Метвалли арестовали в Египте по обвинению в фабрикации видеосъемок, на которых запечатлены сцены пыток заключенных египетскими полицейскими. У журналистки не было документальных кадров соответствующего события, и Метвалли решила попробовать себя в роли режиссера и "реконструировала" события.

На защиту журналистки встала "Аль-Джазира", работники которой пытались оправдать журналистку, опираясь на то, что реконструкция является "хорошо известным способом съемки документальных фильмов".

Что наснимала Метвалли, мы не видели. Можем лишь предположить, что египетская журналистка, как и Аднан Хаджж, зашла слишком далеко в попытке "реконструкции" событий.

Миссионерская поза

Он обдирал христиан, утаил изнасилование и отмотал срок. А теперь вернулся