Новости партнеров

Слабогазированная "Комсомолка"

"Газпром" поможет "Комсомольской правде" обрести нового владельца

Полной неожиданностью закончились переговоры о продаже газеты "Комсомольская правда", которые велись с одним из ее нынешних владельцев компанией "ПрофМедиа" с весны прошлого года. На минувшей неделе выяснилось, что медийная дочка газового монополиста холдинг "Газпром-Медиа" покупает газету не для себя. Однако итог получится тот же - контроль над изданием получают структуры, лояльные Кремлю.

Сделка по продаже "Газпром-Медиа" 60-процентного пакета акций ИД "Комсомольская правда", который последние десять лет принадлежал контролируемому "Интерросом" холдингу "ПрофМедиа", готовилась давно. Однако в минувшую пятницу стало известно, что владельцем ИД станет группа ЕСН, занимающеяся, в основном, энергетикой. Как следовало из пресс-релиза, распространенного ЕСН и "Газпром-Медиа", покупателем 60 процентов плюс одна акция ИД "Комсомольская правда" станет холдинг "Медиа Партнер" (дочерняя структура ЕСН).

В пресс-релизе генеральный директор "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич объяснил нежелание покупать КП тем, что это издание не вписывается в структуру "Газпром-Медиа". Менеджер указывал на то, что у "Газпром-Медиа" уже имеется "ежедневная многотиражная газета", имея в виду "Известия". На первый взгляд, объяснение Сенкевича выглядит вполне логичным.

В недавнем интервью "Российской газете" он говорил, что сегодняшние "Известия" пытаются освоить нишу между "бизнес-изданиями", к которым медиаменеджер отнес "Коммерсант" и "Ведомости", и "желтыми газетами". В том же сегменте работает "Комсомольская правда", которая традиционно много внимания уделяет жизни звезд и скандальным новостям, но не забывает о политике и экономике. В принципе, можно допустить, что, уступая КП другой компании, "Газпром-Медиа" пытается избежать брендового каннибализма. Проблема однако в том, что еще совсем недавно ситуация внутренней конкуренции не смущала компанию.

Впервые информация о готовящейся продаже КП холдингу "Газпром-Медиа" появилась весной прошлого года. А летом в интервью журналу "Итоги" эти данные подтвердил Сенкевич. В декабре в интервью "Российской газете" гендиректор "Газпром-Медиа" заявил, что переговоры с "ПрофМедиа" продолжаются. При этом в обоих случаях речь не шла о том, что издание покупается для другой компании.

Более того, отказ от покупки КП противоречит "принципам" медийной "дочки" концерна. В декабрьском интервью РГ, отвечая на вопрос, зачем "Газпрому" газета, Сенкевич уточняет, что при покупке СМИ холдинг исходит из "простого" принципа: "чем больше высококачественных СМИ в холдинге, тем он сильнее и доходнее". Сложно придумать более "высококачественное" печатное СМИ, чем КП. Это самая читаемая газета в стране с аудиторией одного номера более 10 миллионов человек. Собирая около 15 процентов газетной рекламы, КП считается одним из самых успешных российских изданий. Что же заставило "Газпром-Медиа" поступиться своими принципами, готовя сделку с КП?

Все встает на свои места, если предположить, что покупка КП с самого начала не была бизнес-сделкой. Некоторые эксперты еще весной прошлого года трактовали продажу издания, которое называют "первым каналом газетного рынка", как попытку государства взять под контроль влиятельные источники информации.

Однако при подготовке к сделке возникли осложнения. Собеседник "Ведомостей", близкий к сделке, утверждает, что вариант с перепродажей КП группе ЕСН появился в ноябре после того, как Владимир Сунгоркин, владеющий миноритарным пакетом акций, отказался покинуть посты генерального директора и главного редактора ИД. Ранее с публичной критикой готовящейся сделки выступил другой акционер КП - норвежский издатель A-Pressen, чьи представители посчитали заниженной цену, за которую "ПрофМедиа" согласился продать свой пакет акций КП.

Новое приобретение грозило "Газпрому" скандалом, чреватым имиджевыми издержками. В компании, которая с недавних пор пытается расстаться с образом "руки Кремля" и даже объявила тендер среди западных пиар-агентсв, такое развитие событий едва ли было приемлемым. Теперь же A-Pressen и миноритарным акционерам придется выстраивать отношения с малоизвестной широкой публике компанией и с нее спрашивать, как удалось купить ИД по цене ниже рыночной (по информации "Коммерсанта", 60 процентов акций были проданы всего за 100 миллионов долларов).

Де юре ЕСН - это частная компания, которая принадлежит бизнесмену Григорию Березкину. Однако эксперты сомневаются, что ЕСН будет проводить независимую политику. Существует две версии относительного того, в чьих интересах будет действовать новый владелец КП. По одним данным, газета будет находится в сфере влияния второй по величине российской госмонополии - ОАО "Российские железные дороги", чьими медийными активами управляет ЕСН. Другие наблюдатели, обращают внимание на совместные проекты ЕСН и "Газпрома" (входящий в ЕСН "Русэнергосбыт" снабжает энергией девять предприятий "Газпрома").

Впрочем, пока нет оснований говорить о том, что смена собственников обязательно приведет к кардинальным изменениям в редакционной политике. В сентябре прошлого года похожим образом поменялся собственник у "Коммерсанта", который был куплен предпринимателем и наемным менеджером "Газпрома" Алишером Усмановым. Практически сразу в издательский дом вернулся бывший шеф-редактор ИД Андрей Васильев, который стал гарантом сохранения независимой редакционной политики издания. Правда, в последнее время появились слухи о возможной отставке нынешнего руководства газеты, которые теперь являются тревожным знаком не только для "Коммерсанта", но и столь непохожей на него "Комсомолки".

Владимир Моторин

Интернет и СМИ00:0318 сентября

Скрытая война

Интернет помог этой стране свергнуть вождя. Он же стал причиной массовых убийств