Airbus подрезал рабочим крылья

Массовые увольнения в компании вызвали волну протеста по всей Европе

Крупнейший производитель гражданских самолетов в Европе Airbus приступил к процедуре реструктуризации, объявив об увольнении 10 тысяч сотрудников и указав заводы, которые будут закрыты или проданы. В ответ на фабриках Airbus во Франции и Германии второй день подряд проходят незапланированные митинги, а профсоюзы обещают несколько общенациональных забастовок.

Кризис в Airbus начался из-за срыва поставок самолета A380. Компания переносила начало его производства три раза, что вызвало недовольство авиаперевозчиков, заранее подписавших контракты с Airbus. Американский оператор службы экспресс-доставки FedEx даже вынужден был отменить заказ на европейские самолеты и подписать контракт на поставку 15 грузовых Boeing 777. Лучшей ситуации для американского конкурента Airbus сложно было и представить.

В итоге из Airbus вынужден был уйти Густав Хумберт (Gustav Humbert), а также исполнительный директор основного акционера компании концерна EADS Ноэль Форжар (Noel Forgeard). Место Хумберта занял Кристиан Штреф (Christian Streiff), однако и он продержался в Airbus только три месяца. Преемником Штрефа стал Луи Галлуа (Louis Gallois), под руководством которого и был разработан спасительный для компании и разорительный для многих рабочих план реструктуризации Airbus под названием "Power8".

Сколько стоят 10 тысяч рабочих

В Airbus объясняют появление Power8 тем, что компании необходимо снизить издержки. С избыточным штатом, считают в компании, сложно соперничать с другими мировыми производителями - прежде всего с Boeing.

Радикальный план сокращений сначала не понравился ни одной из стран, где располагаются заводы Airbus. Но 23 февраля канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак в ходе личной встрече договорились поддержать руководство Airbus. Меркель после разговора с Шираком отметила, что приоритетом для правительств обеих стран является конкурентоспособность Airbus на мировых рынках.

План увольнений держался в секрете до конца зимы. Прессе было известно, что к 2010 году своих мест в Airbus лишатся около 10 тысяч сотрудников, или почти пятая часть всего штата компании, но в каких странах произойдут увольнения, оставалось неясным.

Только 27 февраля руководитель совета директоров EADS и глава Airbus Луи Галлуа объявил, что больше всех от "Power8" пострадает Франция - там работы лишатся 4300 человек. Еще 3700 рабочих будет уволено в Германии, 1600 - в Великобритании и 400 - в Испании.

По предварительным подсчетам, к 2010 году сокращения и реструктуризация позволят Airbus сэкономить до 5 миллиардов евро. Но прежде компании придется потратить значительные средства на выплату компенсаций - только в первом квартале 2007 года Airbus выделит на уволенных рабочих почти 900 миллионов долларов. "Мы будем управлять социальными программами в тесном диалоге с представителями профсоюзов", - пообещал Луи Галлуа.

Ответ рабочих

Ни один профсоюз никогда не согласится с увольнением из компании 10 тысяч человек. Но пока организации, которые должны защищать права сотрудников Airbus, принялись за подготовку к национальным митингам, рабочие уже вышли на улицы. Самые массовые протесты проходят в городах, где заводы Airbus будут проданы. Примечательно, что рабочие митингуют как в привыкшей к забастовкам и массовым митингам Франции, так и в Германии.

В первый день весны на улицы германского местечка Лаупхайм (Laupheim), где располагается один из заводов Airbus, вышли сразу около тысячи человек. Немцы протестуют также в Норденхаме (Nordenham). "У нас большое преимущество. Им нужны те части самолетов, которые мы производим, а нам такое управление - нет", - приводит AFP слова одного из выступающих на митинге.

Данные профсоюзов пока противоречивы. По сообщению BBC News, Force Ouvriere (полное название - Confederation Generale du Travail - Force Ouvriere), одна из главных организаций рабочих во Франции, назначила национальную забастовку на вторую половину дня 2 марта. При этом в организации отмечают, что рабочие очень раздосадованы и будут бороться за свои места.

Остальные профсоюзы готовятся к протестам на следующей неделе. Например, в Европейской федерации металлистов (European Metalworkers Federation) отметили, что митинги не надо проводить до встречи рабочих с менеджментом Airbus, которая состоится 5 марта.

Несмотря на протесты со стороны рабочих, с большой вероятностью можно сказать, что план "Power8" не будет отменен. Во-первых, кроме Ангелы Меркель и Жака Ширака, программу увольнений одобрил также премьер-министр Франции Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin). 1 марта он заявил, что реструктуризация необходима Airbus для того, чтобы быстрее "выйти из сложившейся ситуации и подготовиться к будущему".

Кроме поддержки властей, за Airbus говорит и ситуация на рынке - в 2006 году европейский производитель самолетов впервые за шесть лет уступил Boeing первенство по количеству заключенных контрактов.

Про Россию

Ситуация с Airbus может напрямую отразиться и на ряде российских компаний. Во-первых, банк ВТБ является владельцем пяти процентов акций EADS, крупнейшего акционера Airbus. А значит, любые проблемы производителя самолетов отражаются и на прибылях ВТБ.

Во-вторых, самолеты Airbus традиционно пользуются в России большим спросом. В парке крупнейших отечественных перевозчиков, в том числе и "Аэрофлота", есть хотя бы несколько европейских самолетов.

Забастовки на заводах Airbus вряд ли помогут компании справиться в срок с контрактными обязательствами. Если же европейский производитель задержит серийное производство A380 еще на какое-то время, авиакомпании со всего мира могут переключиться на Boeing. Однако в России необходимо учитывать еще и политическую фактор: когда США ввели санкции против ряда оборонных компаний, в том числе и холдинга "Сухой", в "Аэрофлот" пришла правительственная директива с запретом на покупку 22 самолетов Boeing-787. После этого компания начала переговоры по приобретению A350.