Уже можно констатировать, что прошедшие 11 марта очередные региональные парламентские выборы установили рекорд, но отнюдь не чистоты и прозрачности, а совсем наоборот. Если судить по заявлениям практически всех партий, участвовавших в выборах, кроме одной, почти везде получившей свой заранее объявленный заоблачный процент, то это были вовсе не выборы, а какая-то вакханалия фальсификаций, подтасовок, вбросов бюллетеней, подкупа избирателей, фальшивых избирательных протоколов и прочих криминальных акций. Итоги выборов уже отменены на нескольких участках в Подмосковье, Дагестане, Карачаево-Черкесии, и не исключено, что этим дело не ограничится.
Выборы в Дагестане всегда были делом весьма условным ввиду особенностей местных нравов и обычаев. С одной стороны - высокая степень управляемости электората, с другой - столь же высокое желание местных начальников угодить центральным властям сделали свое дело и на этот раз - "Единая Россия" 11 марта получила в Дагестане почти "советский" процент - 65,67, согласно данным, опубликованным на сайте Центризбиркома (официальные итоги пока так и не оглашены), то есть партии власти отдали голоса больше двух третей местных избирателей при не менее "советской" явке впочти в 80 процентов. Неплохо выступила и вторая партия власти, о которой еще совсем недавно в республике никто и слыхом не слыхивал - за "Справедливую Россию" проголосовали 11,48 процента избирателей. Третьей партией, попавшей в дагестанский парламент, неожиданно стала Аграрная партия (9,16 процента), более нигде не преодолевшая заветный барьер.
Однако главной сенсацией дагестанских выборов стал провал коммунистов (5,46 процента), до сих пор имевших в регионе вполне устойчивые позиции, и не провалившихся, в отличие от аграриев, больше ни в одном из регионов. Правда, то, что КПРФ, скорее всего, не пустят в дагестанский парламент, было вполне предсказуемо - список коммунистов, как и СПС, предварительно вообще сняли с выборов, заставив кандидатов от нескольких региональных групп отказаться от участия в кампании, что, по дагестанским законам, автоматически ведет к исключению всей партии.
Однако потом коммунистам удалось добиться восстановления своих прав по суду, в то время как СПС не только не вернули на выборы, а и лишили главы регионального отделения Магомеда Омармагомедова, сожженную машину которого нашли в лесу под Кизляром. Не обошлась дагестанская избирательная кампания и без прямого применения огнестрельного оружия - в Кизляре и в Дахадаевском районе республики произошла перестрелка с участием представителей СПС и "Единой России", а также их родственников и сторонников. В Кизляре никто не пострадал, а в Дахадаевском районе было двое убитых и четверо раненых. Кроме того, в Махачкале был обстрелян автомобиль главы избирательного штаба "Патриотов России" Эдуарда Хидирова, в результате чего политик с серьезными ранениями был доставлен в больницу.
Сообщения с самих дагестанских выборов, как и отчеты о подготовке к ним, также напоминали сводки с мест боевых действий - например, в Буйнакске на избирательном участке ранили в живот молодого человека, пытавшегося пройти и проголосовать без очереди. Пока по итогам дагестанских выборов возбуждено два уголовных дела, не исключено, что их будет больше.
Уже 12 марта появилась информация о многочисленных нарушениях в ходе выборов - например, в том же Буйнакске на участок, расположенный в здании школы, после окончания подсчета бюллетеней ворвались 40 человек, недовольных предварительными итогами голосования, устроили там погром и уничтожили 1100 бюллетеней. В селе Хушет Цумадинского района председатель комиссии поссорился с ее членами и уничтожил бюллетени. На другой участок в Цумадинском районе через три часа после его открытия приехал один из кандидатов с группой односельчан, которые избили председателя и также уничтожили часть бюллетеней. А в Бабаюртовском районе в день голосования из дома зампредседателя комиссии похитили почти две тысячи бюллетеней, а потом подбросили их во двор участкового милиционера. И так далее, и тому подобное. Горячие люди, дети гор.
Однако 14 марта полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак заявил, что итоги выборов в дагестанский парламент не подлежат сомнению. В то же время вечером того же дня республиканский избирком отменил в связи с допущенными нарушениями итоги выборов по семи участкам - по двум в Цумадинском и Табасаранском районах, по одному в Ахвахском и Тляратинском районах, а также в городе Буйнакске.
А глава дагестанского отделения КПРФ Махмуд Махмудов в письме на имя председателя республиканского избиркома перечислил факты фальсификации результатов голосования в 11 районах республики - по его сведениям, данные протоколов участковых комиссий в этих районах противоречат сведениям территориальных избирательных комиссий. Кроме того, он сообщил еще о массе всевозможных нарушений в ходе выборов, кроме тех, о которых уже было известно, в том числе о многочисленных фактах массовых вбросов бюллетеней и многом другом. На основании этого Махмудов считает, что отменять результаты выборов нужно в целом по республике. По его мнению, в результате принятых мер КПРФ вместо 30 процентов голосов по некоторым районам получила 1,5-2 процента.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов уже заявил, что партия будет добиваться пересчета голосов в Дагестане, назвав то, что творится в республике "политической уголовщиной", а Госдума в среду приняла протокольное поручение комиссии палаты по вопросам практики применения избирательного законодательства дать оценку результатам политической активности жителей страны гор.
Еще одной ареной обвинений в фальсификации и подтасовках стали выборы в Мособлдуму. Главной их интригой стало балансирование СПС на грани семипроцентного барьера - сами "правые" уверены, что они набрали 7,08 процента голосов - и действительно, такая цифра довольно долго фигурировала на сайте Центризбиркома, однако вечером в среду она изменилась на 6.98, а утром в четверг, накануне объявления официальных итогов подмосковных выборов, превратилась в 6.90.
Официальные итоги выборов в парламент Подмосковья выглядят следующим образом: "Единая Россия" получила 33 депутатских мандата (49,59 процента голосов избирателей), КПРФ - 12 мандатов (18,61 процента), "Справедливая Россия" - 5 мандатов (8,86 процента), аутсайдерами, кроме СПС, стали ЛДПР (6,81 процента), "Яблоко" (4,9 процента) и "Патриоты России" (2,5 процента).
Глава подмосковного отделения СПС уже заявил "Интерфаксу", что партия располагает "неопровержимыми доказательствами, что у нас украли три тысячи голосов", в связи с чем СПС направил соответствующие заявления в Генпрокуратуру и 15 районных прокуратур.
Кроме того, СПС потребовал от Мособлизбиркома провести повторный подсчет голосов избирателей в пятнадцати районах Подмосковья в присутствии представителей от партии.
Пересчета голосов представители "правых" требуют на основании того, что данные заверенных протоколов с избирательных участков, полученных наблюдателями от СПС, расходятся с данными протоколов, переданных в Мособлизбирком и введенных затем в ГАС "Выборы". Так, например, отмечается в жалобе СПС, в избирательной комиссии города Химки число голосов, отданных за СПС уменьшилось по сравнению с данными, посчитанными участковыми избирательными комиссиями, на 327 голосов. При этом число голосов, поданных за "Единую Россию", увеличилось на 671 голос. В Чеховском районе число голосов за СПС уменьшилось на 355 голосов, а за "Единую Россию" увеличилось на 3008 голосов. А в Железнодорожном районе число голосов за СПС уменьшилось на 153 голоса, за "Единую Россию" увеличилось на 1016 голосов.
Кроме того, СПС потребовал признать недействительными итоги выборов на тех участках, где голосовали солдаты-срочники, не проживающие на территории Московской области и поэтому не имеющие права голосовать на выборах в Мособлдуму.
Аналогичные претензии, однако, имело и "Яблоко", которое посчитало, что на самом деле преодолело семипроцентный барьер, а голоса у партии были украдены в пользу "Единой России" и ЛДПР за счет фальсификаций и все того же голосования военнослужащих-срочников, в частности в Балашихинском районе Подмосковья. По мнению "яблочников", речь идет о военнослужащих дивизии имени Дзержинского, военнослужащих частей, расположенных в районе поселка "Заря" и поселка "Северный", курсантах инженерного военного училища, находящегося в Балашихе, и военнослужащих одной из погранчастей, расположенных в этом районе. Кроме того, по данным "Яблока", голосовать в Балашиху приезжали военнослужащие из Ногинска, а бойцов "дзержинки" сажали в машины и возили по всей области с открепительными удостоверениями.
"Яблоко" направило соответствующую жалобу в территориальную избирательную комиссию (ТИК) Балашихинского района, которая эту жалобу удовлетворила, признав факт массового участия в выборах солдат, и в четверг отменила результаты голосования на девяти избирательных участках этого района. Правда, председатель Мособлизбиркома Валентина Смирнова уже заявила, это никак не скажется на общих итогах голосования.
Дагестаном и Подмосковьем, однако, дело не ограничивается. Сообщения о нарушениях, фальсификациях, уголовных делах за прошедшие с 11 марта 5 дней так и "сыплются" со всех сторон.
Так, в Карачаево-Черкесии, где проходили выборы глав и депутатов в 26 муниципальных образованиях, по фактам нарушений местная прокуратура возбудила уже четыре уголовных дела, а местный избирком признал недействительными результаты выборов на одном из участков.
В Орловской области митингуют сторонники СПС, считающие что партия в этом регионе преодолела семипроцентный барьер (по данным ЦИК, СПС там набрала 6,97 процента), а орловские "правые" оспорили результаты выборов в суде, заявляя, что они имеют конкретные факты и примеры грубых нарушений при подсчете голосов, повлиявших на определение результатов выборов.
Не обошла эпидемия жалоб на фальсификацию выборов и вторую партию власти. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, возглавлявшая на выборах в заксобрание Петербурга список "Справедливой России", как сообщает РИА Новости, заявила в пятницу о фальсификации результатов на 10 избирательных участках в Питере. По ее словам, был сделан вброс бюллетеней, который увеличил явку на этих участках до 90 процентов и "сделал проигравшим" авторитетного, по мнению Дмитриевой, депутата петербургского законодательного собрания Сергея Андреева. Дмитриева заявила, что передает материалы о нарушениях в думскую комиссию по законодательным вопросам и просит ее как можно быстрее разобраться с ними.
Оказался недоволен выборами и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который поначалу заявил, что набранный партией средний процент вполне его удовлетворяет. Однако уже в среду фракция ЛДПР с лидером во главе покинула зал пленарных заседаний Госдумы в знак протеста против итогов голосования. Как заявил тогда Жириновский, во всех 14 субъектах федерации, где проходили выборы, их результаты были сфальсифированы, ЛДПР набрала в среднем 20 процентов, однако половину голосов у партии "забрали" и "приписали" "Справедливой России", а в двух регионах - в Орловской и Омской областях, по мнению Жириновского, голоса "приписывались" коммунистам.
А в пятницу демарш был продолжен - Жириновский публично передал главе думской комиссии по вопросам практики применения избирательного законодательства Николаю Гончару протоколы с избирательных участков, которые, по словам политика, являются фальшивыми.
Так или иначе, но слова "фальшивый", "фальсификация", "подмена", "вброс" оказались ключевыми при подведении итогов народного волеизъявления, произошедшего 11 марта. Видимо, власти на местах так боялись "неправильного" голосования электората, что потратили массу усилий на все эти хлопотные мероприятия, забыв про испытанный сталинский принцип - неважно, как проголосовали, важно, как подсчитали. Может, к декабрю вспомнят - все спокойнее будет.
Татьяна Щеглова