Условно виноватые

В Швейцарии начался суд над сотрудниками компании Skyguide

По прошествии почти пяти лет после авиакатастрофы над Боденским озером, 15 мая 2007 года, открылся судебный процесс над восемью сотрудниками швейцарской компании по контролю за воздушным движением Skyguide. Именно ее диспетчеры в ночь с 1 на 2 июля 2002 года не смогли развести Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг" компании DHL в небе над Германией, в результате столкновения которых погиб 71 человек, в том числе 45 детей из России и Белоруссии. Однако максимум, что грозит подсудимым, это осуждение на условные сроки.

Все эти годы в прессе нередко появлялись сообщения о судебных процессах, связанных с этой авиакатастрофой. Однако касались они в основном требований родственников погибших пассажиров и членов экипажа о выплате компенсаций, а за само столкновение двух самолетов никто ответственности не понес. Лишь летом 2006 года Германия была признана ответственной за крушение лайнера "Башкирских авиалиний", поскольку, как решил суд города Констанца, она незаконно передала контроль над полетами в своем небе швейцарцам.

Вместе с тем немецкая сторона еще в 2004 году, проведя собственное расследование, установила, что катастрофа произошла по вине диспетчера Skyguide, который дал указание российским пилотам увеличить высоту, хотя автоматическая система предупреждения о столкновении требовала от них снизиться. Стоит отметить, что выводы Федерального бюро по расследованию авиакатастроф Германии были обнародованы в мае того же года и содержали имя диспетчера, который вел оба самолета, - Петер Нильсен. Раньше оно тщательно скрывалось, но за четыре месяца до объявления результатов расследования Нильсен был убит россиянином Виталием Калоевым, который в авиакатастрофе потерял жену и двоих детей.

Суд

Дело в отношении сотрудников Skyguide слушается в суде города Бюлах, расположенного в окрестностях Цюриха. На скамье подсудимых находятся директор контрольного центра воздушного движения компании в аэропорту Цюриха, начальники операционного управления и авиадиспетчерской службы, руководитель проектов Skyguide по региону Цюрих, эксперт по системному планированию при штабе компании, начальник вечерней смены, дежурный системный менеджер и авиадиспетчер - напарник Петера Нильсена. Сам же Нильсен не фигурирует в числе обвиняемых, как отмечено в обвинительном заключении, "по причине смерти".

К следствию также привлекался и бывший гендиректор Skyguide Ален Россье, который был смещен с этой должности осенью 2006 года, но обвинений против него не выдвинули. Имена подсудимых держатся в секрете. Известно, что они обвиняются в убийстве по небрежности и в нарушении правил деятельности общественного транспорта вследствие халатности.

В прокуратуре считают, что следствие в точности установило, почему в ночь катастрофы Петер Нильсен не смог предотвратить крушения пассажирских лайнеров, оказался один перед диспетчерским пультом с отключенными телефонами и с неработающей аппаратурой, в том числе предупреждающей о возможности столкновения самолетов.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в диспетчерской Skyguide производились работы по модернизации основных систем, поэтому многое оборудование было отключено. Руководство компании знало об этом и, как считают следователи, догадывалось, что при любой непредвиденной ситуации диспетчеры могут не справиться с ситуацией. Положение усугублялось еще и тем, что один из двух диспетчеров ночной смены в 11 часов вечера уходил отдыхать. Бюро по расследованию авиапроисшествий Германии ранее неоднократно требовало покончить с этой практикой, но в Skyguide к этим увещеваниям не прислушивались.

Работы по модернизации оборудования проводились без участия их руководителя, который находился в отпуске. Однако перед тем, как уйти на отдых, он не сообщил диспетчерам, какие системы будут отключены, и не сказал, к кому нужно обращаться за помощью в случае возникновения нештатных ситуаций. Не стал себя утруждать этими заботами и замещавший его эксперт по системному планированию. Но и сами диспетчеры не поинтересовались, что отключат и как действовать в экстремальной ситуации. Более того, они не стали вносить никаких изменений в свой привычный рабочий режим, поэтому второй диспетчер спокойно отправился спать.

Прокуратура требует приговорить трех региональных руководителей Skyguide к 15 месяцам тюрьмы. Тем двоим служащим, кто отвечал за модернизацию оборудования, грозит 18 и 12 месяцев заключения, а напарнику Нильсена - восемь месяцев. Самые небольшие сроки - по шесть месяцев тюрьмы - обвинение просит для начальника вечерней смены и дежурного системного менеджера, которые ушли домой в 11 часов вечера и не сказали диспетчерам о предстоящих работах.

Стоит особо подчеркнуть, что все эти сроки заключения - условные. Вероятно, некоторые родственники жертв авиакатастрофы вряд ли будут довольны, если суд согласится с доводами обвинения. Особенно это касается тех россиян, которые потеряли в крушении самолетов своих детей. Разбирательство в суде города Бюлах продлится три месяца.

Компенсации

Очевидно, что этот процесс не станет последним. Пятого мая 120 членов семей погибших в авиакатастрофе подали иски в Федеральный административный суд Швейцарии, чтобы обжаловать решение Skyguide о размере компенсаций. Родственники 30 жертв посчитали "оскорбительными" выплаты в размере 150 тысяч долларов, предложенные диспетчерской компанией. Правда, остальные потерпевшие их приняли.

В ответ на это некоторое время назад Skyguide предложила "щедрые" отступные тем, кто отказался пойти на мировую. Однако сумма тогда не разглашалась, да и родственники требовали обязательного судебного решения.

Еще летом 2004 года они уже подавали иски в суды США и Испании с намерением оспорить размеры компенсаций компании. Но о том, выносились ли решения по данным искам, ни тогда, ни в последнее время ничего не сообщалось. Вместе с тем рассмотрение последнего дела о компенсациях по просьбе родственников отложено до завершения судебного процесса над сотрудниками Skyguide.

Руслан Кадрматов

Мир00:0114 июня
Эрнесто Че Гевара

Красный зверь

Че Гевара убивал детей, насиловал женщин и дико вонял. Романтикой и не пахло