Пустили под откос

Подорван "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Санкт-Петербург

Поздним вечером 13 августа в результате подрыва самодельной бомбы сошел с рельсов скорый поезд "Невский экспресс", ехавший из Москвы в Санкт-Петербург. Пострадали десятки людей, жертв удалось избежать. Следствие, возбудив дело по статье "теракт", никаких возможных мотивов совершения этого преступления пока не назвало.

Скоростной поезд номер 166 "Невский экспресс" отправился из Москвы в 18:30 и должен был прибыть на Московский вокзал Санкт-Петербурга в 23:00. Примерно без двадцати минут десять на участке Бурга-Малая Вишера в Новгородской области состав сошел с рельсов. Единственное, что на тот момент могли сообщить спасатели, прибывшие на место происшествия, так это то, что никто не погиб, а количество пострадавших выясняется.

Из 13 вагонов на рельсах устоял только один, причем три вагона не просто сошли с рельсов, а перевернулись. Локомотив и еще четыре вагона, по данным очевидцев, буквально оторвало от основного состава и отбросило вперед на 150 метров. Основные разрушения пришлись на вагон-ресторан. Выяснилось, что в тот день на "Невский экспресс" был продан 231 билет. Бригада, обслуживающая поезд, насчитывает 20 человек. Таким образом, если предположить, что все, кто купил билеты, сел на поезд, то в составе находился 251 человек.

В результате аварии пострадали около 60 человек, 18 из которых (трое в состоянии средней тяжести) были госпитализированы в ближайшую больницу Малой Вишеры. Еще троих пострадавших в критическом состоянии доставили в Великий Новгород. В Клиническую дорожную больницу РЖД в Санкт-Петербурге направили 16 человек, двое из них находились в тяжелом состоянии. К полудню 14 августа, по различным данным, всего в больницах находились от 6 до 19 человек.

Пассажиры поезда получили в основном порезы от разбившихся стекол и ушибы. Два человека получили тяжелые травмы позвоночника, двое других переломы бедра и ребер, у некоторых из пострадавших зафиксированы переломы ключиц. С сотрясением головного мозга была госпитализирована 12-летняя девочка, перелом локтевой кости получил гражданин Италии. Остальных пассажиров отправили в Санкт-Петербург специальным составом, в город они прибыли ближе к утру.

Как утверждают специалисты, жертв и большего количества пострадавших удалось избежать
box#2072614

благодаря тому, что поезд на этом перегоне, где скорость достигает 180-190 километров в час, двигался медленнее обычного - 130 километров в час. "Иными словами, скорость "Невского экспресса" оказалась недостаточной для того, чтобы состав сразу был бы сброшен с рельсов, но достаточной для того, чтобы после взрыва поезд смог "перелететь" через мост", - пояснил один из железнодорожников.

Кстати, до этого активно обсуждалась другая версия. Отмечалось, что поезд двигался как раз на большой скорости - почти в 190 километров в час, что и помогло ему после взрыва по инерции проскочить мост через речку Черная. Не исключено, что расчет террористов состоял именно в том, чтобы состав после подрыва бомбы свалился с моста.

Версию о том, что, скорее всего, произошел теракт, первыми выдвинули представители РЖД. По их данным, "Невский экспресс" сошел с рельсов "в результате внешнего воздействия". Это подтверждали и пассажиры поезда. По их словам, сразу же после аварии начальник состава сказал, что "что-то взорвалось под локомотивом". Многие отчетливо слышали хлопок, после которого вагоны даже подпрыгнули. Далее электровоз и головные вагоны продолжили движение по инерции, а средние вагоны стали заваливаться на бок.

О том, что железнодорожные пути под поездом были подорваны, подтвердили и в правоохранительных органах. Под девятым вагоном была обнаружена воронка глубиной полтора метра (по другим данным, 60 сантиметров) и диаметром полтора метра, на месте которой ощущался сильный запах бензина. Пресс-служба РЖД уточнила, что, "по предварительной оценке экспертов, это могло быть безоболочное самодельное взрывное устройство мощностью до 500 граммов в тротиловом эквиваленте".

Представители прокуратуры, в свою очередь, заявили, что мощность взрыва была небольшой и составила около 250 граммов тротила. Самодельная бомба была заложена в 30 метрах от моста. На месте происшествия эксперты обнаружили элементы от бомбы и провода, которые тянулись на пять метров от рельсов в сторону ближайшего оврага. Северо-Западная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 205 УК РФ (терроризм), не исключив, что преступление было совершено организованной группой.

Следователи заявили, что им уже удалось практически полностью восстановить картину преступления. "Первичные данные свидетельствуют о том, что террористический акт был тщательно спланирован. Преступники, которых, по некоторым данным, могло быть несколько человек, действовали по отработанному плану. Бомбу заложили на железнодорожные пути, скорее всего, за несколько минут до проезда поезда", - отметили они. Однако, судя по всему, преступники, не рассчитали скорость и вес состава и взорвали бомбу с опозданием.

В результате взрыва и схода поезда с рельсов были повреждены железнодорожные пути в обе стороны на протяжении 800 метров. Движение поездов по одному из них, по которому поезда двигаются из Санкт-Петербурга в Москву, в РЖД пообещали восстановить к 15 часам по московскому времени 14 августа. Когда будет восстановлено движение по участку, где произошел взрыв, в компании сказать не смогли.

К месту крушения были направлены пять ремонтно-восстановительных поездов. Пока же другие пассажирские поезда направляются по обходным маршрутам через станции Шушары и Дно. 21 состав был остановлен на перегоне Бологое-Санкт-Петербург, их отставание от графика составило от четырех до восьми часов.

Следователи пока затрудняются назвать возможные мотивы теракта. Правда, представители следственной группы уже начали сравнивать его с подрывом поезда Грозный-Москва, который произошел 12 июня 2005 года на 153 километре Павелецкого направления Московской железной дороги на перегоне Узуново-Богатищево. Похожей оказалась схема: использовался тот же принцип замыкания проводов взрывного устройства. Кстати, за тот теракт были осуждены бывший инженер Владимир Власов и бывший мастер-мостостроитель Михаил Клевачев. Причем мотив национальной ненависти рассматривался как основной.

Руслан Кадрматов