В начале сентября закончился первый этап реорганизации РАО "ЕЭС России", одного из крупнейших российских государственных холдингов. Суть реформы заключается в том, чтобы частично либерализовать рынок торговли электричеством и пустить в продажу мелкие и средние частные компании. Поделиться энергетикой государство решило не от хорошей жизни – для того, чтобы отечественная энергосистема работала без сбоев, ей необходимы многомиллиардные инвестиции.
Идея
Жителям больших российских городов уже не в диковинку, что зимой ряд объектов ограничивают или совсем отключают от электроснабжения. Например, в Москве в 2005 году в течение одной из январских недель был введен энергосберегательный режим – власти отключали наружную рекламу, ограничивали в потреблении света заводы, предприятия общественного питания и бытовых услуг.
Летом ситуация не лучше – из-за жары энергопотребление также растет. В мае 2005 года авария на подстанции Чагино в Подмосковье привела к тому, что без света осталось едва ли не пол-Москвы: служащие не могли доехать до рабочих мест на метро и троллейбусах, на автострадах образовались огромные пробки, в ларьках и магазинах таяло мороженое.
Авария на Чагино и зимние отключения электроэнергии в очередной раз доказали необходимость реформы российский электроэнергетики. И то, насколько эта реформа запоздала.
На сайте РАО "ЕЭС России" чиновники честно признаются: признаки стагнации в секторе стали появляться еще в 80-х годах прошлого века. Экономика России, а тогда еще СССР, потихоньку развивалась, а темпы строительства электростанций за этим ростом не поспевали. То же самое наблюдалось и в 90-е годы, только процесс обновления мощностей прекратился совсем. В начале XXI века, когда экономика России стала снова расти внушительными темпами, кризис в электроэнергетике выявился еще отчетливее – у РАО "ЕЭС России" порой просто нет возможности подключать к сети новых потребителей.
Поиск инвестиций в строительство электростанций привел сотрудников РАО ЕЭС и вдохновителя реформы Анатолия Чубайса к мысли о том, что все активы холдинга можно разделить на те, которые можно частично отдать (читай – продать) частным инвесторам, и те, которые необходимо оставить у государства – например, атомные электростанции. На средства, полученные от частников, можно значительно обновить производство электроэнергии в России, посчитали в РАО и принялись за реформу.
Реализация
Реформу электроэнергетики было решено проводить в два этапа. На первом, завершившемся в начале сентября 2007 года, из состава РАО "ЕЭС России" были выделены две компании – ОГК-5 (Объединенная генерирующая компания – 5) и ТГК-5 (Топливно-генерирующая компания - 5). Это так называемые "пилотные" генерирующие компании – на их примере РАО посмотрит, каким образом лучше будет выделять другие активы.
Основной актив ОГК-5 – Конаковская ГРЭС с установленной мощностью в 2400 Мвт, действующая с 1965 года. ГРЭС работает на газу. ТГК-5 включает в себя 11 тепловых электрических станций, работающих в Кировской области, Чувашии, Удмуртии и Марий Эл. Установленная мощность компании по электроэнергии 2467 МВт, а по тепловой энергии – 9040 Гкал в час. Основным видом топлива также является газ.
Для выделения из состава энергохолдинга компаниям ОГК-5 и ТГК-5 необходимо было привлечь новых акционеров – тех, кто согласен вкладывать средства в производство. В итоге в 2007 году обе компании провели IPO (первичное размещение акций на бирже) и смогли привлечь стратегических инвесторов - допэмиссию акций ТГК-5 выкупила компания КЭС-Холдинг, входящая в холдинг "Ренова" Виктора Вексельберга, а ОГК-5 – итальянская Enel.
А в сентябре процесс выделения компаний из состава РАО ЕЭС был закончен – каждый акционер энергохолдинга к своим акциям получил еще и акции ОГК-5 и ТГК-5. На каждую обыкновенную акцию РАО им полагалось по 0,4119 акции ОГК-5 и 13,595 акции ТГК-5, на привилегированную – чуть поменьше.
Реакция
Трейдеры на российском рынке в последнее время очень внимательно следят за акциями энергокомпаний. В условиях реформирования отрасли на ценных бумагах той или иной не слишком крупной энергетической структуры можно получить значительную прибыль. Например, в рейтинге РБК самых доходных паевых инвестиционных фондов за первое полугодие 2007 года четыре первых места занимают ПИФы, которые вкладывали средства только в электроэнергетику.
В течение 2007 года акции РАО "ЕЭС России" торговались так же, как и большинство "голубых фишек" - росли и падали вместе с общим настроем рынка. Тем не менее, с начала января до начала сентября капитализация компании на РТС выросла на 10 миллиардов долларов – с 42 до 52 миллиардов. Такое подорожание акций можно считать доказательством того, что на фондовом рынке в успех реформы электроэнергетики верят.
Впрочем, когда из состава РАО ЕЭС были выведены ТГК-5 и ОГК-5, инвесторы не замедлили обвалить акции энергохолдинга. Ведь фактически РАО "ЕЭС России" лишилось большей части двух своих активов и, следовательно, должно подешеветь на стоимость этих компаний.
В итоге на РТС акции РАО ЕЭС в день, когда было объявлено о завершении реорганизации, потеряли 2,76 процента, став лидером падения среди всех "голубых фишек".
Минусы реформы
Либерализация рынка электроэнергии совпала по времени со сменой государственного курса. Если в конце 90-х годов правительство еще планировало решить структурные проблемы в экономике с помощью раздачи госактивов в частные руки, то в середине 2000-х годов начался обратный процесс объединения компаний на базе госхолдингов, госкорпораций или структур, принадлежащих лояльным к Кремлю бизнесменам.
Электроэнергетические активы в этом смысле не исключение: либерализация рынка может обернуться тем, что монопольное место на нем займут несколько крупных игроков, напрямую связанных с государством. Особое опасение всех недовольных таким положением дел вызывает позиция "Газпрома", не раз объявлявшего о своей экспансии на рынок электроэнергии и уже скупивший такие крупные активы, как "Мосэнерго".
Газета "Ведомости" совместно с инвесткомпанией "Брокеркредитсервис" рассчитали, что более чем на треть российского рынка электроэнергии претендуют всего четыре компании: "Газпром", СУЭК, который, впрочем, также может войти в состав газовой монополии, а также "Норильский никель" и уже упоминавшийся КЭС-Холдинг.
Кроме того, большая часть рынка останется в руках у государства напрямую, ведь атомные электростанции частные инвесторы получить не смогут. Не смогут они и рассчитывать на серьезную долю в ГидроОГК – крупнейшей и одной из самых эффективных компаний отрасли.
Таким образом, задача по реформированию электроэнергетики во многом ляжет на плечи государства или госкомпаний, привлечение инвестиций которых напоминает перекладывание денег из одного кармана в другой.
Окончательно выделение энергокомпаний из состава РАО ЕЭС должно завершиться к середине 2008 года, когда пройдут и парламентские, и президентские выборы. К тому времени исчезнет и сам энергохолдинг Анатолия Чубайса – РАО "ЕЭС России" просто будет не нужно, поскольку ему нечем будет управлять.