Армия Чили приобретает немецкие танки "Леопард 2", Индия покупает крупную партию Т-90 и лицензию на их производство, крупнейшие армии планеты - американская, российская, китайская - продолжают модернизацию танкового парка - вот значительная часть от общего числа военных новостей последнего. Дитя XX века - танк - перешел в новое столетие и явно не спешит на пенсию, куда его отправляют многие эксперты уже которое десятилетие подряд. Что же представляет собой современный танк и каковы перспективы его дальнейшего развития?
Для начала следует определиться в терминах: под современным танком понимается прежде всего основной боевой танк (ОБТ) - гусеничная машина с тяжелым бронированием и пушечным вооружением калибра 105 и более миллиметров, установленным на вращающейся башне. Самоходные артиллерийские установки, легкие танки и схожие с ними по ТТХ колесные боевые машины в данной статье не рассматриваются.
Основной боевой танк как класс боевых машин зародился на полях Второй мировой войны. Главными прародителями ОБТ считаются средние танки, прежде всего - всемирно знаменитые Т-34-85 и Pz. V "Пантера". Они были первыми машинами, в которых объединились огневая мощь, защищенность и подвижность. Характеристики этих и других средних танков военного времени вытеснили из строя "королей 30-х" - легкие машины, которые остались только в частях морской пехоты, воздушно-десантных и разведывательных подразделениях, где малый вес и небольшие габариты играли ключевую роль.
Огневая мощь и защищенность средних танков, созданных в годы войны, соответствовала, а иногда и превышала аналогичные показатели тяжелых танков предыдущего поколения. Новые машины тяжелого класса - такие как ИС-2, "Тигр", "Королевский Тигр" - отличались резким возрастанием толщины брони и ее дифференциацией - защищался прежде всего лобовой сектор, а также огневой мощью, позволявшей поражать укрепленные огневые точки и танки с противоснарядным бронированием с дальних дистанций.
Достоинства этих машин также служили ориентиром в ходе разработки танков нового поколения, главными чертами которых считаются следующие: сильное дифференцированное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных снарядов и противотанковых ракет в лобовую проекцию танка и малокалиберных снарядов, пуль и осколков - в борт; мощное вооружение, способное поражать долговременные оборонительные сооружения и бронированные машины аналогичного класса; ходовые качества, обеспечивающие высокие скорости на марше и интенсивное маневрирование в бою.
Первыми боевыми машинами нового типа на Западе считаются танки М-60 (США), "Чифтен" (Великобритания), АМX-30 (Франция), "Леопард 1" (Германия), созданные в начале 60-х годов. Эти машины иллюстрируют различные подходы к созданию танков: французы и немцы сделали ставку на подвижность - AMX и "Леопард" отличались небольшим весом (36 и 40 тонн соответственно), высокой скоростью (65 километров в час) при средней броневой защите (80-100 миллиметров), хорошей огневой мощью (в качестве основного вооружения использовалась 105-миллиметровая пушка). Английские конструкторы отдали предпочтение высокой огневой мощи и защищенности: 55-тонный "Чифтен" был тяжелее бронирован (лоб башни до 200 миллиметров) и нес 120-миллиметровую пушку, отличаясь относительно скромными ходовыми качествами (45 километров в час). США попытались сбалансировать все три группы характеристик, также вооружив свой танк 105-миллиметровым орудием и усилив его броневую защиту по сравнению с французским и немецким танками (до 150 миллиметров), пожертвовав при этом скоростью (50 километров в час). Вес М-60 первых модификаций составлял 46 тонн.
Первым советским основным боевым танком принято считать созданный в середине 60-х Т-64. Его предшественник Т-62, созданный на базе средних Т-54/Т-55, также считается средним танком, несмотря на 115-миллиметровое орудие, превосходившее по мощи 105-миллиметровые орудия западных танков.
В Т-64 советские конструкторы попытались решить, на первый взгляд, невозможную задачу - объединить огневую мощь и защищенность танка "Чифтен" со скоростью АМХ-30 и "Леопарда". Задачу удалось решить, сократив экипаж машины на одного человека и максимально уменьшив ее габариты - по сравнению с "Чифтеном" корпус советского танка был на метр короче (6540 миллиметров против 7500), а общая высота машины на 70 сантиметров меньше (2170 миллиметров против 2900). За счет сокращения забронированного объема, и, как следствие, площади бронирования удалось нарастить его толщину - лоб корпуса защищал 205-миллиметровый броневой пакет (против 120 на "Чифтене"), а лоб башни - 340-миллиметровый (против 200 на "Чифтене"). В пересчете на обычную стальную броню, многослойный металлокерамический "бутерброд", защищавший лоб Т-64, равнялся 600 миллиметрам, что давало ему подавляющее превосходство почти над всеми танками того времени.
Также превосходила по возможностям западные орудия и 125-миллиметровая гладкоствольная пушка. Скорость 42-тонной машины составляла 75 километров в час, что было в то время мировым рекордом.
Становление второго поколения послевоенных танков проходило в эпоху увлечения ядерным оружием и ракетами всевозможных типов. И если появление ядерного оружия только способствовало развитию танков, как наиболее защищенных от его воздействия машин, то противотанковые ракеты, особенно размещенные на вертолетах, грозили вытеснить основные боевые танки с поля боя, так же, как за тридцать лет до того развитие противотанковой артиллерии и танковых пушек вытеснило с него легкие машины.
Ответом стало появление новых мобильных систем ПВО ("Шилки", "Вулканы", "Гепарды" и прочие) и совершенствование самих танков - машины стали оснащать дополнительной броней, защитными экранами, позже - динамической защитой. В различных странах началась разработка систем, предназначенных для уничтожения подлетающих противотанковых ракет или срыва захвата цели их системами наведения.
Противотанковые ракеты, поначалу отлично проявившие себя в арабо-израильских конфликтах, где на счету переносных советских ракет оказались десятки сожженных М-48, М-60 и "Центурионов", все же не смогли справиться с танками. Относительно низкий процент попаданий (и еще более низкий - уничтожения целей), в сочетании с уязвимостью вертолетов от средств ПВО и истребителей, а пехотных расчетов ПТУР - от оружия самих танков и сопровождающих их мотострелков, позволил танкам сохранить господство на поле боя. Лидирующее положение танка было доказано долгой ирано-иракской войной, где стороны использовали современную для того времени боевую технику.
Натоящим звездным часом танков стала война в Персидском заливе 1991 года. "Герой дня" - новейший "американец" М1А1 "Абрамс" - стал основой боевой мощи подвижных частей коалиции. Качественное превосходство новейших американских машин над ранними экспортными модификациями Т-72, не говоря о более старых танках, и отлаженная система взаимодействия разных родов войск в рамках комбинированных подразделений при мощной авиационной поддержке позволила США одержать убедительную победу над одной из самых сильных армий Ближнего Востока.
Поколебать престиж танка не смог и печально известный штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года - причина высоких потерь российских войск крылась не в низком качестве техники, а в плохой подготовке операции по взятию города. В следующем раунде чеченской войны российские танки реабилитировались - крайне низкий процент потерь демонстрировали даже устаревшие Т-62.
Самым серьезным экзаменом для танков за последние 10 лет для танков стала вторая иракская война. Сначала войска США понесли более значительные, чем в 1991 году, потери при уничтожении регулярной армии - свою страну иракцы защищали смелее, чем оккупированный Кувейт в 1991 году, и кадры с захваченными и сожженными танками коалиции обошли весь мир.
Но бои с регулярной армией были лишь началом. Основные потери США и союзникам пришлось понести позже - в противодействии многочисленным партизанским группировкам. Главным противником танков на узких городских улицах, как и в 1995 году в Грозном (кстати, как и в 1945 году в Берлине), стали бойцы с ручными противотанковыми гранатометами, а вне населенных пунктов - многочисленные мины и самодельные взрывные устройства.
В этих условиях танк, тем не менее, оказался самой надежной машиной - тяжелое бронирование позволяло защитить экипаж от большинства средств поражения. И если в борт М1А2 действительно можно поразить из устаревшего РПГ-7, то значительная часть легкой бронетехники пасует и перед бронебойными пулями ручного стрелкового оружия, защищая в лучшем случае от осколков. С навешенным минным тралом танк может проложить путь каравану легкой техники через заминированную дорогу с гораздо большей, чем для любой другой бронемашины, вероятностью остаться в живых.
Помимо защищенности, танк обладает наилучшей проходимостью - гусеничный движитель, мощная силовая установка и безразличие к подавляющему большинству заборов и стен позволяют танку при необходимости прокладывать путь там, где колесная техника не пройдет ни при каких условиях.
Главным же козырем танка остается огневая мощь - пушка и два-три пулемета обеспечивают гарантированное поражение подавляющего большинства целей и в контрпартизанской войне, будь то гранатометный расчет, автомобиль или укрепленный бункер.
Примерно те же выводы были сделаны и по итогам войны в Ливане летом 2006 года - израильские танки обеспечивали боевую устойчивость подразделений, являясь наиболее защищенным, мощным и мобильным огневым средством.
Современные основные боевые танки - российские Т-72, Т-80, Т-90, американские М1А1/А2, французские "Леклерки", британские "Челленджеры", немецкие "Леопарды 2", израильские "Меркавы" - вызывают множество споров на тему "кто самый сильный?". Решить этот спор сложно. У всех типов танков есть свои достоинства и недостатки. Американские и израильские машины отличаются совершенной электроникой, но тяжелы и велики, французские также весьма продвинуты в плане "начинки", но, по мнению специалистов, их ходовая часть недостаточно надежна, а бронирование уступает одноклассникам; немецкий танк, особенно в модификации Leopard 2A6, превосходно бронирован, но недостаточно подвижен и имеет плохую проходимость по мягким грунтам, страдает от низкой подвижности и превосходно защищенный и вооруженный британский танк.
Российские танки отличаются высокой огневой мощью (модернизированную 125-миллиметровую пушку по-прежнему очень ценят) и превосходным бронированием, особенно в лобовой проекции, а наличие управляемых ракет, запускаемых через канал ствола дает им намного более длинную "руку", чем большинству соперников. Вместе с тем, они часто подвергаются критике за неудобные условия работы для экипажа (как и Т-64, все они отличаются очень плотной компоновкой) и устаревшую, по сравнению с западными ровесниками, электронику.
Определить, какой танк лучше, возможным не представляется, и большинство специалистов сходится во мнении, что достоинства и недостатки этих машин взаимно компенсируют друг друга.
Разработчики перспективных машин стремятся нарушить это равновесие, дав "своим" танкам решающее преимущество. Работа конструкторов осложняется тем, что из классической компоновки современных машин (отделение управления - боевое отделение с башней - моторно-трансмиссионное отделение), родившейся в конце Первой мировой войны вместе с танком FT-17, выжать что-либо новое уже нереально, а бесконечно наращивать вес машин, устанавливая все более мощные пушки и бронирование, невозможно.
В результате большинство специалистов сходятся во мнении, что танки следующего поколения будут строиться по нестандартным схемам и с применением нестандартных технологических решений - с безлюдными башнями, экипажем, полностью сосредоточенным в отделении управления, с измененной схемой бронирования. Предполагается, что калибр танковых пушек возрастет со 120-125 миллиметров до 140-155, а сами пушки радикально изменятся - в них будут использоваться заряды с жидкими метательными веществами, электромагнитный доразгон снаряда в стволе и другие усовершенствования.
Подтвердить или опровергнуть эти планы может только время. Российский Т-95 планируется продемонстрировать в начале следующего десятилетия, новый американский танк - в 20-х годах, в этом промежутке ожидаются и перспективные машины других основных разработчиков.
Впрочем, одно остается ясным: в умах инженеров и военных танк по-прежнему является мощным универсальным мобильным средством, основой боевой устойчивости танковых, механизированных и мотострелковых (мотопехотных) дивизий, на боевых возможностях которых по-прежнему держится мощь ведущих армий планеты.