И никаких гвоздей!

Nine Inch Nails осваивают интернет-технологии для раскрутки своей музыки

Трент Резнор, бессменный лидер американской индастриал-группы Nine Inch Nails, одним из первых из "больших" музыкантов задумался о выживании в эпоху интернета. Прекрасно понимая, что бесплатное распространение музыки в сети уже не остановить и звукозаписывающим лейблам не справиться с пиратами-блогерами, он принял правила игры своего условного врага и с блеском его победил.

Еще в 2007 году он в открытую призвал фанатов воровать его музыку, когда увидел, сколько стоит в магазине свежая пластинка "Девятидюймовых гвоздей" "Year Zero". Диск, кстати, был снабжен специальной вкладкой от вымышленного американского бюро по нравственности (US Bureau of Morality) с призывом стучать на всех, кто слушает или распространяет альбом.

К этому времени Резнор уже окончательно устал от дрязг и разборок с лейблом, сопровождающих выход каждого его диска, и, немного поразмыслив, оставил своих многолетних компаньонов с Interscope Records и объявил себя независимым музыкантом, вольным распоряжаться своим творчеством, как ему заблагорассудится.

Поклонники застыли в предвкушении чего-то грандиозного, но тут Резнора на повороте обошли Radiohead, в очередной раз застолбив за собой право первой ночи на музыкальную революцию. Британцы, также освободившиеся от контракта с мейджором, выложили свой новый альбом "In Rainbows" в интернет, предложив всем желающим скачать его в формате mp3 за любую сумму от нуля до 99 фунтов стерлингов. Особо рьяным фанатам были предложены подарочные издания на дисках и виниле за 40 фунтов. Конечно, многие предпочли скачать пластинку бесплатно и этим ограничиться, но, по словам лидера Radiohead Тома Йорка, группа все равно заработала на "In Rainbows" больше, чем на шести предыдущих своих альбомах, выпущенных EMI.

Не исключено, что Резнор просто подсмотрел схему у коллег, но, кажется, что идея давно уже вызрела сама собой. Так или иначе, но лидер Nine Inch Nails сначала издал в интернете пластинку своего подопечного хип-хопера Сола Уильямса, установив за нее единую цену в 5 долларов, а затем выпустил и собственный альбом.

"Ghosts I-IV", вышедший 2 марта 2008 года, крайне необычен для дискографии NIN. Альбом является полностью инструментальным и состоит из 36 треков, разбитых на четыре части. Первую часть из девяти треков Резнор раздавал на своем сайте абсолютно бесплатно. Более того, он собственноручно залил ее на популярнейшие пиратские торрент-трекеры BitTorrent и The Pirate Bay.

Заглотнув бесплатную наживку, фанаты, в коих Резнор никогда недостатка не испытывал, нацелились на оставшиеся три части "Привидений". И уж здесь лидер NIN постарался на славу, предложив товар на любой вкус и кошелек. Цифровую версию альбома можно было купить всего за 5 долларов, двухдисковую – за 10, виниловую – за 39. Особо ненасытные могли приобрести за 75 долларов подарочную версию из двух CD, DVD, Blu-ray CD и фотоальбома. И, наконец, самые отъявленные маньяки, выложившие по 300 долларов, получили все то же самое плюс еще четыре виниловые пластинки, два плаката и персональный автограф с любовью от Трента.

Самое поразительное, что фактически безнадежный эксперимент с лихвой удался. Как сообщал Billboard, только за первую неделю продаж "Гвозди" заработали на "Привидениях" 1,6 миллиона долларов. Учитывая, что Резнор ни цента не отстегнул звукозаписывающей компании и не тратился на рекламу диска, результат, конечно, впечатляет.

Ровно через два месяца лидер NIN снова совершил ход конем. Записав очередной альбом, он немедленно разместил его на своем сайте и на этот раз отдал его поклонникам бесплатно целиком. Пластинку "The Slip" можно получить по этому адресу, просто оставив свой e-mail, куда будет отправлена ссылка на скачивание. При этом альбом доступен не только в стандартных форматах mp3 и m4a, но и в аудиофильском FLAC, и даже в WAVE, превосходящем качество аудиодиска.

Еще через пару месяцев Трент обещает выпустить "The Slip" на физических носителях и, кажется, эта пластинка тоже найдет своего покупателя. Что предложит главный "гвоздодер" еще через два месяца, представить невозможно.

Очевидно, что Трент Резнор вместе с Radiohead сейчас творят (если уже не сотворили) настоящую революцию в музыкальном шоу-бизнесе. Еще немного, и все лейблы можно будет распускать за ненадобностью: артисты будут выстраивать деловые отношения со своими слушателями напрямую. Даже Metallica, среди прочего вошедшая в историю как "убийца Napster'a", уже поверила в силу интернета.

Проблема с Nine Inch Nails лишь одна: за исследованием новых технологий немного затерялось собственно творчество. Двухчасовой "Ghosts I-IV" явно избыточен, а местами и вовсе навевает скуку и отдает графоманством. В "The Slip" наличествует пара-тройка крепких и даже отличных композиций, но все остальные треки средненькие, что называется, "на троечку". Не худший и не лучший альбом. Так что теперь, когда все коммерческие схемы уже отработаны, самое время замахнуться на новый "The Downward Spiral".