Антимонопольная комиссия Великобритании обязала BAA продать три из семи британских аэропортов. По данным комиссии, проводившей расследование в отношении оператора в течение 16 последних месяцев, пассажиры и авиаперевозчики страдают от монополии, созданной компанией. Для восстановления справедливой конкуренции BAA предложено продать два из трех аэропортов в Лондоне, а также на выбор аэропорт в Эдинбурге, либо в Глазго.
История разгильдяйства
Британский оператор BAA, принадлежащий испанской строительной компании Ferrovial, владеет на территории Великобритании семью аэропортами: лондонскими Хитроу, Гэтвиком и Стэнстедом, а за его пределами - аэропортами в Саутгемптоне, Эдинбурге, Глазго и Абердине. По данным Антимопонопольной комиссии Великобритании (CC), многочисленные проблемы британских аэропортов, включая задержки вылетов, потери багажа и низкий уровень обслуживания пассажиров обусловлены монополией BAA, которая сдерживает конкуренцию в сфере обслуживания авиапассажиров.В течение последних полутора лет комиссия внимательно следила за работой всех британских аэропортов, складывая в копилку замеченных недочетов любую мелочь. Конечно, неудачный старт пятого терминала в Хитроу и жалобы пассажиров British Airways не сыграли на пользу BAA.
Большие неприятности британского оператора аэропортов начались 27 марта 2008 года, когда в Хитроу был введен в строй пятый терминал, полностью сданный в аренду авиакомпании British Airways. Практически сразу после старта в терминале отказала система сортировки багажа, что привело к многочисленным отменам рейсов и длинным очередям. К середине апреля были отменены уже около 700 вылетов, а из-за неполадки в сортировочной системе более 28 тысяч мест багажа оказались потерянными.
Еще один удар по репутации BAA 15 и 16 июня 2008 года нанес американский президент Джордж Буш, прилетавший с визитом в Великобританию. Специально для самолета главы Соединенных Штатов BAA выделило одну взлетно-посадочную полосу, из-за чего 32 прибывающих и 36 вылетающих рейсов были отменены. Количество задержанных вылетов BAA до сих пор не раскрыла. Жертвами реверанса британского оператора в сторону Буша стали около 40 тысяч пассажиров.
Компания London First была создана при участии правительства Великобритании и более чем 300 британских организаций. Основной задачей London First является разработка проектов и стратегии, направленных на повышение деловой активности в Лондоне.
Сразу после инцидента с американским президентом на сцену вышла британская правительственная компания London First, которая заявила, что BAA необходимо сократить число перелетов, совершаемых из аэропорта Хитроу, на 4800 в год. По данным компании, взлетно-посадочные полосы аэропорта загружены на 99 процентов. Отказ от части рейсов позволит Хитроу справляться с загруженностью, которая в июне-июле 2008 года составляла около 1300 рейсов в день.
Также London First порекомендовала BAA построить в Хитроу дополнительную взлетно-посадочную полосу, которая помогла бы справиться с растущим пассажиропотоком. По оценке компании, из-за большого количества вылетов четыре рейса из пяти, как правило, задерживаются, поскольку самолетам приходится ждать освобождения занятых взлетных полос. Руководство BAA с предложением London First не согласилось - аэропорт, по словам оператора, справляется с нагрузкой.
Основываясь на этих ярких примерах халатной работы BAA и на множестве других менее заметных, антимонопольная комиссия и приняла свое решение. Окончательное заявление антимонопольщики пообещали сделать только в апреле 2009 года, однако BAA уже начала прикидывать возможности продажи своих аэропортов. Первым делом оператор заявил, что Хитроу - крупнейший аэропорт Лондона - на аукцион выставлен не будет.
По какой цене будут проданы Гэтвик и Стэнстед, оценить трудно, зато известно, что их покупкой заинтересовались британский оператор Manchester Airports Group, франкфуртский Fraport и немецкая строительная компания Hochtief. Последняя пообещала создать консорциум с инвесторами из США или фондами прямых инвестиций, если стоимость одного из лондонских аэропортов окажется "кусачей".
Неопределенности
Сейчас еще трудно сказать, как может закончиться эта история для BAA. Похоже, не только антимонопольная комиссия задалась целью свергнуть "короля британских аэропортов". Сразу после заявления комиссии авиакомпания Ryanair, крупнейший арендатор аэропорта Стэнстед, назвала BAA "жестоким монополистом" и заявила, что, если оператор продаст часть своего имущества, авиаперевозчикам станет легче жить. В частности, как ожидает Ryanair, после падения монополии BAA стоимость услуг в аэропортах значительно уменьшится, а качество наземного обслуживания самолетов повысится.Позицию Ryanair поддержал другой низкобюджетный перевозчик - EasyJet, крупнейший арендатор в аэропорту Гэтвик. По мнению этой авиакомпании, следует не только избавить BAA от части аэропортов, но также установить жесткий контроль со стороны правительства за деятельностью новых владельцев британских аэропортов. Не исключено, что список сторонников антимонопольной комиссии в скором времени пополнится, и BAA придется туго.
Однако не следует забывать, что британский оператор был создан в 1965 году правительством Великобритании для управления лондонскими аэропортами. В 1987 году по инициативе премьер-министра Маргарет Тэтчер компания была приватизирована, но за BAA и по сей день сохраняется репутация "приближенного к правительству". Правда это или нет и поможет ли этот статус BAA сохранить контроль над британскими аэропортами, которые в 2007 году обслужили 150 миллионов пассажиров, покажет только время.