Слабое утешение Нападение на Мумбаи называют провальным как для индийских властей, так и для самих террористов

Более двух суток – 59 часов - продлилась операция по уничтожению группы террористов, напавших на Мумбаи, финансовую столицу и крупнейший город Индии. Жертвами дерзкой вылазки боевиков стали, по уточненным данным, 174 человека, в том числе 21 иностранец. Действия индийского спецназа, который не мог справиться с 10 боевиками два дня, многие уже назвали провальными, однако, как выяснилось, неудачу потерпели и сами террористы: им не удалось выполнить "план" по общему числу жертв.

По официальной версии, на Мумбаи напали 10 террористов. Вечером 26 ноября они приплыли к берегам города на моторных лодках, после чего разделились на четыре группы и направились к популярным туристическим местам и важным объектам инфраструктуры в городе. Боевики атаковали полицейское управление и городскую больницу, и в первые же часы после нападения Мумбаи остался без трех высокопоставленных полицейских, в том числе главы антитеррористического ведомства и руководителя спецназа.

Террористы стреляли из автоматического оружия и кидали гранаты в пассажиров на самой загруженной железнодорожной станции в Индии, устроили перестрелку в кафе, расположенном в популярном у туристов районе города, открыли огонь по прохожим возле крупного кинотеатра. Захвачены были две фешенебельных гостиницы - "Оберой" и "Тадж Махал", а также жилой комплекс "Нариман хаус", в котором расположен центр еврейской культуры. В этих зданиях боевики захватили в заложники десятки человек, а также привели в действие несколько мощных взрывных устройств, что привело к пожарам.

Скорость, с которой группе террористов удалось занять гостиницы и здание еврейского центра, позволила предположить, что боевиков было несколько десятков (в прессе появлялись цифры в 60 или 70 человек). Однако индийская полиция, да и единственный взятый живым террорист утверждают, что нападавших было всего 10 человек.

Операция индийского спецназа, как уже писалось выше, длилась более двух суток. Дольше всего держались террористы в "Нариман хаусе" и "Тадж Махале", хотя заявления индийских полицейских были столь часты и противоречивы, что разобраться, где и сколько террористов и заложников осталось, было попросту невозможно. То в "Тадж Махале" не осталось террористов. То остался, но только один. То еще что-нибудь. В итоге операция завершилась именно в этом отеле, причем там укрывались 2-3 боевика.

Где и сколько заложников погибло, до сих пор понять сложно. Точно установлено, что все члены еврейской общины, захваченные в "Нариман хаусе", были убиты при штурме. Впрочем, как и террористы, захватившие еврейский центр. Такая же участь постигла боевиков, которые укрылись в "Оберое" и "Тадж Махале". Азам Амир Касав, единственный боевик, которого удалось взять живым, был арестован на одном из блок-постов. Его подельник был убит на месте, а сам Касав отделался ранением в руку и тяжелыми травмами – его чуть не забили до смерти полицейские и прохожие. Многие испытали смешанное чувство: с одной стороны, жалко, что толпе не дали довести дело до конца. С другой стороны, именно благодаря Касаву мы знаем ряд интересных подробностей нападения на Мумбаи.

Догоним и перегоним 9/11

Нападение на Мумбаи в местной прессе назвали индийским аналогом терактов 11 сентября 2001 года в США. Аналогия была связана не с числом жертв – в Мумбаи их было в десятки раз меньше, чем в Нью-Йорке, а с объектами нападений и их масштабом. Впрочем, если верить словам арестованного боевика, бандиты собирались совершить такой теракт, который был бы сравним с нападением на WTC и по числу жертв. Касав утверждает, что террористы собирались убить 5000 человек (в нью-йоркских башнях-близнецах погибли 2998 человек).

Азам Амир Касав. Фото полиции, переданное (c)AFP

Азам Амир Касав. Фото полиции, переданное (c)AFP

Lenta.ru

Азам Амир Касав рассказал на допросах, что его подготовкой занимались боевики пакистанской группировки "Лашкар-и-Тайба". Также он утверждает, что действиями террористов руководили пакистанцы. В случае, если Касав не врет, отношения между Дели и Исламабадом, и без того напряженные, существенно ухудшатся. Связано это не только с тем, что "Лашкар-и-Тайба" фактически действует в Пакистане (группировка добивается полного перехода Кашмира под контроль Исламабада), а с тем, что ранее с группировкой сотрудничали военные и разведчики этой страны. Исламабад, не желая очередного ухудшения отношений с соседом, поторопился заявить о непричастности к случившемуся, причем подобные комментарии дали чуть ли не все высокопоставленные лица страны. Брать на себя ответственность не стала и сама "Лашкар-и-Тайба", представители которой сказали, что группировка вообще не при чем.

Вообще Касав оказался на редкость разговорчив и противоречив. То он говорил, что теракт – это месть индийцам за притеснение мусульманского населения. Потом утверждал, что боевики пытались убить как можно больше американцев и британцев. Теперь же он утверждает, что на самом деле все затевалось, чтобы отомстить евреям за палестинцев. Последние два заявления боевика кажутся не очень правдоподобными, так как подавляющее большинство погибших – индийцы. Вообще, судя по сводкам с места событий, боевики стреляли во всех подряд, не особо интересуясь тем, граждан каких стран убивают.

Единственной группировкой, которая призналась в организации нападения на финансовую столицу Индии, была и остается организация "Декканские моджахеды", никому до 26 ноября не известная. Многие в эту версию не верят, и считают, что под этим названием скрываются "Индийские моджахеды", которые устроили в 2008 году ряд крупных терактов. Косвенным подтверждением этого предположения являются угрозы самих "Индийских моджахедов", которые обещали устроить в Мумбаи страшное, потому что там плохо обращаются с мусульманами.

Все хороши

Сводки из Мумбаи во время нападения напоминали американский боевик 1980-х годов. Разница была лишь в том, что место "хороших парней", которым удается противостоять натиску сотен врагов, заняли беспринципные убийцы. При этом, несмотря на большое число жертв, критики в адрес мумбайских правоохранительных органов прозвучало не так много, как ожидалось. Выделяются разве что израильские СМИ, которым, очевидно, не понравились индийские методы борьбы с террором.

На полицию и спецназ Мумбаи обрушились Jerusalem Post и Haaretz. В статье первой приводились комментарии неких сотрудников израильских спецслужб, которые, похвалив индийский спецназ за хорошую подготовку, заявили о никудышном планировании самой спецоперации. Израильтяне уверены, что бойцы спецподразделений приступили к активным действиям, толком не зная ни число террористов, ни количество заложников, ни то, где их удерживали. Haaretz и вовсе утверждает, что вместо спецназа на борьбу с боевиками первым делом были брошены обычные полицейские, которые не имели необходимого опыта.

Индийские военные во время операции по освобождению отеля "Тадж Махал". Фото (c)AFP

Индийские военные во время операции по освобождению отеля "Тадж Махал". Фото (c)AFP

Lenta.ru

Индийские журналисты в основном склонны искать виноватых не в самом Мумбаи, а в Дели. Обвинения в адрес правительства и спецслужб, которым не удалось предотвратить теракт, звучат гораздо чаще, чем критика в адрес полицейских. При этом Times of India даже объясняет, почему спецназ приступил к активным действиям только через пару часов после начала нападения: власти отказались предоставить спецназу отдельный самолет, из-за чего спецподразделения прибыли на место событий с опозданием в несколько часов. Министр внутренних дел Индии Шиврадж Патил согласился с обоснованностью критики и объявил об уходе в отставку.

Хотя и действия террористов ряд СМИ оценивают как провал. Мол, об этом же сам террорист сказал: собирались убить 5000, а убили "всего" 174 человека. Довольно слабое утешение.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше