Самолетов хватит всем

ВВС России ожидают сокращения и модернизация

10 января главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин рассказал о перспективах развития российской боевой авиации. В ближайшие годы ВВС, как и другие виды и рода войск Вооруженных сил, ожидают сокращения. Но, несмотря на это, главком заверил: техническая оснащенность авиации улучшится - параллельно с закупками новых самолетов и вертолетов будет проводиться модернизация старых. Потенциал у российской техники в этом плане большой, а по своим характеристикам даже далеко не новые отечественные образцы пока способны составить конкуренцию зарубежным аналогам.

Каждый третий - лишний

В составе обновленных военно-воздушных сил России, как сообщил Зелин, будут сформированы три оперативных командования и одно оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (ВКО). В число первых войдут командования дальней авиации, военно-транспортной авиации, а также командование ВВС и ПВО.

Вместо авиационных соединений и воинских частей будут созданы авиационные базы, а дивизии и корпуса ПВО преобразуют в бригады воздушно-космической обороны. Авиационные базы и бригады ВКО будут подчинены непосредственно командованиям. Эти изменения, как считают российские военные, позволят ВВС гарантированно решать задачи по ядерному сдерживанию силами авиационных стратегических ядерных сил.

Всего структурные и кадровые перемены затронут более 80 процентов частей ВВС. Причем, десять процентов из них будут расформированы. По планам военной реформы, в ВВС России также сократят 30 процентов офицерского состава. Ранее представители военного ведомства сообщили, что всего в ВВС планируется сократить свыше 50 тысяч офицерских должностей.

В настоящее время, согласно официальным данным, российские ВВС насчитывают 200 тысяч человек, из которых 70 тысяч - офицеры.

Пять и много плюсов

В среднесрочной перспективе, как отметил главком ВВС, развитие российской боевой авиации пойдет по эволюционному пути. Параллельно с модернизацией техники, имеющей значительный остаточный летный ресурс, будет производиться закупка самолетов поколений 4+, 4++, а в перспективе - и пятого поколения.

О том, какую именно новую боевую авиационную технику планируют в ближайшее время закупить в интересах ВВС и в какие сроки будут осуществляться поставки, Александр Зелин рассказал не столь подробно. Однако, как сообщалось ранее, в настоящее время реализуется российско-индийский проект по совместной разработке и производству истребителя пятого поколения (ПАК ФА).

В рамках проекта уже проведена большая работа по вопросам, связанным с его реализацией, распределением обязанностей между сторонами, сроками выполнения работ и их финансированием, а также техническими требованиями, которые индийские ВВС предъявляют к самолету. А в декабре 2008 года в Дели был подписан генеральный контракт на совместную разработку и производство истребителя.

По данным индийских СМИ, партнеры планируют принять этот самолет на вооружение к 2017 году, хотя ранее сообщалось, что он поступит в войска уже в 2015 году. В то же время, созданный ОКБ "Сухой" опытный образец ПАК ФА Т-50, рассматривающийся как конкурент американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, должен выполнить первый полет уже в 2009 году.

Недавно появилась информация, что неожиданный "подарок" достался ВВС России от Алжира. Минобороны РФ приобрело за 25 миллиардов рублей партию самолетов МиГ-29 СМТ и МиГ-29 УБТ, которые были забракованы африканским заказчиком. Согласно последней информации, речь идет о 24 истребителях, хотя ранее сообщалось, что ВВС России получит партию "алжирских" самолетов из 28 МиГ-29 СМТ и 6 МиГ-29 УБТ.

В качестве причины отказа от российских боевых самолетов алжирская сторона назвала наличие на них деталей низкого качества. Хотя, по некоторым данным, реальные мотивы принятого Алжиром решения лежат скорее в политической, чем в производственной области. В мае 2008 года представители корпорации "МиГ" заявили, что комиссия Минобороны РФ дала положительную оценку характеристикам самолетов.

Изменения ожидают и военно-транспортную авиацию. По данным командования ВВС, в период до 2015-2020 года основу парка ее самолетов, как по численности, так и по боевым возможностям (около 70 процентов), будут составлять самолеты Ил-76.

Многоколесное шасси Ил-76, как отмечают военные, позволяет использовать самолет независимо от метеорологических и климатических условий, а турбореактивные двигатели способны сократить сроки выполнения задач. Обе особенности самолета считаются важными составляющими, так как военно-транспортная авиация обеспечивает мобильность Вооруженных сил. Ил-76 используются для десантирования, выполнения транспортно-десантных и специальных задач.

В "обозримой перспективе", как отметил главком, ВВС России намерены завершить разработку и приступить к закупке новых легких и средних военно-транспортных самолетов. В частности, в этих целях разрабатывается легкий военно-транспортный самолет нового поколения Ил-112В. Он будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла.

Глобальная модернизация

Списывать со счетов старую авиационную технику ВВС России, судя по словам главкома, не намерены. Причем, как считают военные, по своему потенциалу некоторые старые образцы не хуже западных аналогов и имеют большой потенциал для модернизации.

Сегодня основным компонентом ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, является фронтовая авиация с истребителями МиГ-31, Су-27 и МиГ-29, а также ударными самолетами Су-34, Су-24М и Су-25. Каждая из этих машин, как подчеркнул главком, обладает свойствами, выгодно отличающими ее от зарубежных самолетов. Кроме этого, возможности для улучшения этих самолетов пока не исчерпаны.

В частности, военные планируют расширять возможности бортовой радиолокационной станции (БРЛС) истребителя-перехватчика МиГ-31. Она позволяет создавать собственное радиолокационное поле в условиях отсутствия информационной поддержки наземных и воздушных пунктов управления. Уникальные летные свойства самолета и его БРЛС могут быть использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных целей и ведения воздушной разведки.

Что касается истребителей Су-27 и МиГ-29, то, по мнению руководства ВВС, модернизация позволит почти вдвое повысить их ресурсные характеристики. Это сравнимо по критерию "эффективность/стоимость" с разработкой новых самолетов.

Самые значительные изменения ожидают дальнюю авиацию Вооруженных сил России. О намерениях провести значительную модернизацию стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС и дальних бомбардировщиков Ту-22М3 военные заявили еще в конце прошлого года. Александр Зелин рассказал про эти планы более детально.

Так, улучшить боевые возможности стратегического ракетоносца Ту-95МС можно будет за счет модернизации каждой составляющей - повышения технического совершенства и "интеллектуализации" информационных процессов боевого применения авиационного комплекса в целом.

Перспективы модернизации Ту-160 связаны с улучшением боевых свойств, необходимых для решения ударных задач с применением неядерного вооружения, включая высокоточное. Кроме этого, руководство ВВС намерено усовершенствовать системы бортового радиоэлектронного оборудования самолета и расширить номенклатуру его вооружения.

На Ту-22МЗ будут проведены работы по обновлению бортовых систем и дооснащению высокоточным оружием на базе управляемых средств класса "воздух-поверхность".

Кроме этого, как ранее сообщил командующий 37-й воздушной армией Верховного главного командования (стратегического назначения) генерал-майор Павел Андросов, на самолеты дальней авиации планируется установить новые прицельно-навигационные комплексы, которые позволят применять неуправляемые средства поражения с высокой степенью точности. Отклонение при бомбометании в таком случае будет составлять не более 20 метров, а для отечественных типов самолетов это "колоссальная точность".

Работы по увеличению дальности и продолжительности полета самолетов, усовершенствованию бортовых комплектов обороны военные также считают чрезвычайно важными. Самолеты выполняют задачи на значительном удалении от своих войск и поэтому должны иметь хорошую защиту.

"Аллигаторы" и "Охотники"

О планах по модернизации вертолетной техники российской армии командование ВВС пока ничего не сообщало, однако, согласно недавним планам, на вооружение авиации должны поступить новые машины, которые уже давно ждут в войсках. Интерес к ним проявляют не только в России, но и за рубежом, но, судя по всему, перевооружение российской армии будет осуществляться в приоритетном порядке.

В частности, как отметил Зелин, уже через несколько лет новые боевые вертолеты Ми-28H "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор" начнут в массовом порядке поступать в войска. Первая партия вертолетов огневой поддержки нового поколения Ми-28Н поступила в военно-воздушные силы России еще в августе 2008 года. Ранее сообщалось, что в среднесрочной перспективе российская боевая авиация должна пополниться несколькими десятками таких машин.

В октябре 2008 года главком ВВС также заявил, что первые вертолеты Ка-52 начнут поступать в армию в 2009 году. В настоящее время проходят испытания этой машины, и после их завершения начнутся закупки вертолетов. Решение о серийном производстве "Аллигаторов" было принято в конце декабря 2008 года.

В ВВС России, как сообщил главком, в последнее время придают особое значение созданию легкого многоцелевого вертолета грузоподъемностью около 1000 килограммов. Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолеты "Ансат-У" и Ка-60У. Вертолеты такого класса станут базой для создания комплексов специального назначения в интересах видов и родов Вооруженных сил - учебно-тренировочных вертолетов, вертолетов аппаратурной разведки, медицинских и других.

Опытно-конструкторские работы и цикл испытаний по вертолету "Ансат-У", по словам Александра Зелина, уже успешно завершены. По некоторым данным, уже в 2009 году они должны поступить на вооружение российской армии.

С небес - на землю

На перевооружение авиации и армии в целом российское руководство планирует выделить значительные средства - с 2009 по 2011 годы на закупку новой техники в бюджете хотят зарезервировать около 4 триллионов рублей. Один триллион будет выделен Министерству обороны в 2009 году. А проект новой госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2011-2020 годы, должен быть представлен в правительство не позднее февраля 2010 года.

Вместе с тем, по неофициальным данным, реструктуризация и сокращение армии могут затянуться. К 1 февраля военные планировали завершить преобразования в главных и центральных управлениях Генштаба и изменить структуру тыла Вооруженных сил. Однако еще до наступления этой даты в Минобороны были вынуждены признать, что провести столь масштабные мероприятия в эти сроки вряд ли удастся, равно как и перевести большинство войск на бригадную структуру к 1 июня 2009 года.

Как скажется куда более приземленный материальный фактор на перспективах реформирования военно-воздушных сил, пока сказать сложно. Сокращение численности и реструктуризация, равно как и техническое переоснащение, потребуют значительных финансовых затрат. И судя по тому, что в последнее время представители военного ведомства стали куда осторожнее оперировать конкретными сроками и цифрами, рассказывая о планах реформирования, определенных проволочек все же стоит ожидать.

Хотя, если в итоге удастся добиться главного - создать компактные и хорошо оснащенные военно-воздушные силы - то можно и подождать.