Коллизия космических масштабов

На Юпитер упало неизвестное космическое тело

Сравнение пятна и Земли в масштабе один к одному. Иллюстрация Paul Kalas (UCB), Michael Fitzgerald (LLNL/UCB), Franck Marchis (SETI Institute/UCB), James Graham (UCB)

Несколько дней назад австралиец Энтони Уэсли (Anthony Wesley) доказал, что, имея дома телескоп, очень легко попасть в историю. Ему удалось опередить многочисленных профессиональных астрономов и первым разглядеть на Юпитере вероятные следы от падения неизвестного космического тела - черное пятно размером с земной Тихий океан. Спустя сутки специалисты из Американского космического агентства подтвердили, что речь идет именно о столкновении космических масштабов.

О том, какие следы на газовом гиганте оставляет падение крупного небесного тела, научный мир узнал в 1994 году. Тогда несколько фрагментов кометы Шумейкеров-Леви 9 пробили плотный облачный покров Юпитера со скоростью примерно 64 километра в секунду.

Изначальную массу кометы определить не удалось: приливные силы газового гиганта разорвали ее на части еще на подходе, поэтому в общей сложности на Юпитер рухнул 21 кусок диаметром до 2-х километров каждый. В результате в верхних слоях атмосферы планеты образовались черные пятна, хорошо видимые с Земли. У бурной атмосферы Юпитера ушло несколько месяцев на то, чтобы шрамы от этой бомбардировки (мощность которой в 750 раз превосходила мощность всего ядерного оружия Земли) затянулись.

Открытие Энтони Уэсли

Примерно в 11 часов вечера 19 июля 2009 года австралийский астроном-любитель Энтони Уэсли решил, как обычно, понаблюдать за небом. Погода была так себе, поэтому он совершенно не планировал заниматься этим долго. По словам самого Уэсли, (которые приводятся в его блоге), "изображения получались размытые", хотя его подключенный к компьютеру 14,5-дюймовый телескоп работал как надо.

Было немного за полночь, когда Уэсли решил, что пора заканчивать. Он уже даже "навел курсор на кнопку завершения", однако решил вместо этого прерваться на полчаса и перед сном еще раз глянуть на Юпитер. Когда через 30 минут он вернулся к наблюдениям, то его взгляду предстало достаточно крупное черное пятно в окрестности южного полюса газового гиганта, медленно вращающееся вместе с планетой.

Сначала Уэсли подумал, что пятно - просто спутник Юпитера на фоне диска планеты. Однако, быстрая проверка позволила установить, что ни один из спутников газового гиганта не мог находиться в это время в подходящей позиции. Кроме этого, отпало и предположение о том, что это тень от спутника. Очень скоро астроном заметил, что объект двигается синхронно с близлежащим белым штормом.

Все это указывало только на одно: перед взором Уэсли предстало атмосферное явление, разительно напоминающее следы от падения кометы Шумейкеров-Леви 9. Понаблюдав за пятном еще около получаса и сделав большое количество неплохих снимков (благо погода стала улучшаться), Уэсли оповестил о своем открытии коллег-астрономов.

Пусть говорят...

Далеко не все астрономы поддержали выводы Уэсли. По мнению скептиков (которым, быть может, было немного завидно), данное пятно вполне могло быть очередным полярным штормом.

Подобные образования в верхних слоях атмосферы Юпитера могут иметь самую разную форму и цвет. Так, например, большое красное пятно - это шторм, бушующий на газовом гиганте последние несколько сотен лет, цвет которому придают разнообразные химические соединения.

Однако достаточно скоро стала появляться информация, подтверждающая гипотезу о внешнем воздействии. Во-первых, форма пятна была достаточно вытянутой, что указывало на его вероятную динамическую природу. Во-вторых, ученые обнаружили более мелкие черные пятна. При этом, согласно расчетам исследователей, сценарий кометы Шумейкеров-Леви является типичным: перед падением крупное небесное тело обычно разрывается приливными силами газового гиганта. Однако, чтобы наверняка убедиться в том, что неизвестное космическое тело протаранило Юпитер, нужны были результаты наблюдения серьезных телескопов.

Черное светящееся пятно

Окончательные подтверждения поступили от Американского космического агентства. Когда специалисты NASA взглянули на снимки, выполненные телескопом в инфракрасном диапазоне, их взору предстало яркое светящееся пятно. Свечение было вызвано излучением разогретого газа в верхних слоях атмосферы газового гиганта. По словам ученых, это однозначно указывает на то, что газ разогрелся в результате столкновения некоего небесного тела с Юпитером.

В настоящее время все основные телескопы, включая недавно восстановленный "Хаббл", готовятся делать фотографии пятна. По словам астрономов, это редчайшая возможность - наблюдать результаты столкновения космических тел такого масштаба, ведь образовавшееся пятно больше Тихого океана на Земле. Пока, правда, никто не может даже приблизительно сказать, что же протаранило Юпитер: астероид или комета. Ясно одно: в ближайшее время у ученых по всему миру будет много работы. И все это благодаря Энтони Уэсли, который решил лечь спать всего на полчасика попозже.

Повесть о настоящем дрессировщике