Джо Байден, известный некоторой несдержанностью в высказываниях, в очередной раз "подставил" вашингтонскую администрацию. Замечания вице-президента, сделанные в ходе недавнего интервью, оказались весьма неудобными в свете "перезагрузки" американо-российских отношений, которую провозгласил Барак Обама. Байден, в частности, заявил, что Россия слаба, не уверена в будущем и поэтому готова идти на уступки в отношении Америки. Неудивительно, что в России ремарки Байдена получили заметный резонанс.
"У них сокращается население, у них слабеет экономика, а их банковский сектор едва ли выстоит еще 15 лет. Оказавшись в ситуации, когда у них на глазах мир изменяется, они пытаются цепляться за что-то в прошлом, что не является надежной опорой", - говорил Байден в интервью The Wall Street Journal, которое газета опубликовала 25 июля, в конце поездки вице-президента на Украину и в Грузию.
Кроме внутренних трудностей, на настроение Москвы, как сказал Байден, влияют опасения, связанные с развитием двух ядерных программ - иранской и северокорейской. Все это, по мнению вице-президента США, делает российское руководство покладистым и гарантирует успех пресловутой "перезагрузки". Иными словами, российская власть постепенно осознает бесперспективность соперничества с США и готова на уступки. "Думаю, мы в значительной степени недооцениваем имеющиеся в нашем распоряжении возможности", - заключил напарник Обамы. При этом Байден уточнил, что использовать эти возможности надо осмотрительно: "Не следует ставить человека или страну в трудное положение, когда они сталкиваются с серьезной потерей престижа. Другими словами, как говаривал мой папаша, не загоняй человека в угол, если на волю он может выйти только по тебе".
Подобные ремарки плохо вписываются в реформистский дискурс Обамы, со всеми его "надеждами", "переменами", "новыми эрами" и "перезагрузками". Если президента критики винят в "русификации истории" и чрезмерном заигрывании с Москвой, то Байдена уже взялись сравнивать с его непосредственным предшественником - Диком Чейни. И не без оснований, ведь "второй номер" в администрации Джорджа Буша был не только "серым кардиналом", но и выполнял роль плохого полицейского. Пока Буш вспоминал честные глаза "друга Владимира", бичевать "имперскую" политику Москвы приходилось именно нелюбимому всеми вице-президенту.
Неслучайно маршрут прощальной поездки Чейни на постсоветское пространство в прошлом сентябре пролегал по странам, в которых Вашингтон видел рычаг для регионального противостояния с Москвой. Азербайджан на борьбу с "рабством" тогда сагитировать не удалось, зато с распростертыми объятиями встретили Чейни в Тбилиси и Киеве. И именно эти две столицы посетил в июле новый вице-президент. Байдену, по всей видимости, надлежало успокоить партнеров США, которых американо-российская перезагрузка не на шутку озаботила: иные даже писали Обаме прошения о защите. Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили заверили: перезагрузка - перезагрузкой, но Америка своих преданных друзей не бросит.
С одной стороны, такая внешнеполитическая игра объясняет критику Байдена в отношении России, но очевидно, что замечания вице-президента могли бы быть чуть более осторожными. По всей видимости, Байден в очередной раз сболтнул лишнего. Именно в очередной раз: достаточно вспомнить, как он раскрыл местоположение своего секретного бункера или неаккуратно прокомментировал отношения Израиля с Ираном. Возникает резонный вопрос: насколько "невежливые" слова отражают реальные настроения американской администрации? Ведь вице-президента можно заподозрить в словесном недержании, но в вопросах внешней политики он искушен никак не меньше Обамы или государственного секретаря Хиллари Клинтон.
Именно Клинтон, как главному дипломату Вашингтона, пришлось интервью Байдена комментировать. В выступлении на телевидении она объявила, что у США есть вопросы к России, а у России - к США, но американская администрация однозначно рассматривает Россию как "великую державу" и уже ведет обещанную "перезагрузку". В понедельник, 27 июля, комментарий дали и в Белом доме. Пресс-секретарь Обамы Роберт Гиббс заверил журналистов, что США и Россия взаимно заинтересованы в улучшении отношений, Обама обсуждал это улучшение с Дмитрием Медведевым и Байден курс своего босса поддерживает. Таким образом неловкость от слов вице-президента более-менее загладили, и можно сделать вид, будто все хорошо.