Мир
23:22, 6 августа 2009

Виновен посмертно Смерть за рулем спровоцировала бюрократический всплеск на всех уровнях

В четверг, 6 августа, СКП по Южному Федеральному округу поставил точку, а точнее - первую точку в расследовании ДТП, произошедшего 24 июля под Ростовом. Виновным в аварии, жертвами которой стал 21 человек, признан водитель грузовика с полуприцепом-масловозом Владимир Попов.

Столкновение тягача "Мерседес" с цистерной для перевозки масла (в первых сообщениях информагенств упоминался бензовоз "Камаз") и рейсового автобуса "Икарус" произошло на 1107-м километре трассы "Дон". Грузовик внезапно выехал на полосу встречного движения и буквально протаранил "Икарус", двигавшийся из Курганинска Краснодарского края в Таганрог. В результате погибли оба водителя и 19 пассажиров автобуса. Еще восемь пассажиров получили ранения и были доставлены в ближайшие больницы.

На место ДТП тотчас был командирован глава ГИБДД РФ Виктор Кирьянов, а расследование причин аварии взял под свой личный контроль министр внутренних дел Рашид Нургалиев.

То, что на данном этапе виновным признан водитель масловоза Попов, ни для кого не стало сюрпризом: он выехал на встречную полосу и столкнулся с рейсовым автобусом, то есть грубо нарушил ПДД. Другое дело - вопрос почему он это сделал?

На этот счет есть две гипотезы. Первая, очень глобальная, была выдвинута сразу после аварии - чиновники от мала до велика (вплоть до президента Дмитрия Медведева) бросились заявлять, что "дороги у нас в ужасающем состоянии". Причем имелось в виду не только и не столько состояние покрытия (оно на месте аварии, как сообщали сотрудники ростовской ГИБДД, вполне нормальное), сколько организация движения в целом и грузовых перевозок в частности. В прокуратуре вспомнили, что водители не соблюдают график труда и отдыха, а без установленных на грузовиках тахографов выявить такие нарушения невозможно. А выехавший на место ДТП Виктор Кирьянов высказался в духе того, что мол "слишком много у нас развелось частных грузовиков" (а Владимир Попов как раз был индивидуальным предпринимателем) - и "контролировать" их не получается. Наконец, власть имущие вспомнили, что никто в действительности не следит за техническим состоянием машин - ни автовладельцы (как "частники", так и автокомбинаты), ни ГИБДД, где превратили техосмотр в "покупку талончика"...

Вторая гипотеза возникла относительно недавно - 5 августа сайт Life.ru рассказал об "утечке" предварительных данных судмедэкспертизы. В публикации говорилось, что причиной смерти Попова могла быть не авария, а тромб, закупоривший артерию (предположительно, речь идет о тромбоэмболии легочной артерии). Соответственно, получается, что грузовик выехал на встречную полосу, будучи никем не управляемым. Показательно, что в СКП эту версию не опровергли - следователи ждут окончательных результатов судмедэкспертизы и, возможно, именно плохое самочувствие или смерть Попова признают причиной аварии.

Дело о ДТП под Ростовом вызвало большой общественный резонанс. Чиновники, СМИ и простые блогеры - все стали говорить об авариях, а в газетах сводки о ДТП вышли на первые полосы. И особенно пристально общественность следит за происшествиями с участием должностных лиц. Как, например, сейчас следят за аварией, в которую, по неофициальным данным, попал губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

Власти уже начали реагировать на этот резонанс - сначала вспомнили о всех находящихся в разработке законопроектах: например, Минтранс с Генпрокуратурой заявили о том, что надо обязать всех владельцев коммерческих автомобилей устанавливать на них тахографы. Депутаты, включая спикера Бориса Грызлова, заговорили о том, что надо вновь ужесточать наказания за нарушения ПДД. Наконец, чуть ли не на всех уровнях властной вертикали начались "разносы". Сначала разгневанный министр внутренних дел Нургалиев раскритиковал работу ГИБДД и обязал всех милиционеров... пересдать на права в течение месяца (до сих пор никто так и не ответил на вопрос, как это осуществить). А затем в четверг, 6 августа, "грозное" совещание в Горках по вопросам безопасности дорожного движения созвал президент Дмитрий Медведев. По результатам этого совещания, пообещал Медведев, будет принят "ряд жестких решений, если хотите - радикальных". И попросил присутствовавших руководителей министерств и ведомств в кратчайшие сроки подготовить конкретные предложения.

Так с чем же конкретно собираются бороться чиновники и что за радикальные решения нас ждут? А с первым все как обычно - пробки, аварийность и смертность. Присутствовавшие в очередной раз посчитали, сколько денег Москва теряет из-за многочасовых пробок (38 миллиардов рублей ежегодно), какой ущерб наносят экономике страны дорожно-транспортные происшествия (5,5 миллиарда за пять лет). Впрочем, не забыли они рассказать и о своих успехах: Виктор Кирьянов, например, доложил о том, что несмотря на рост автопарка статистику аварийности удалось "переломить" и с 2004 года показатели стабильно снижаются. А министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова рассказала президенту о том, как создаются травматологические центры вблизи федеральных трасс. Ну и конечно, чиновники поведали главе государства о том, что "надо бы сделать". Здесь - снова упомянутое Кирьяновым ужесточение наказаний за нарушения ПДД, повсеместное внедрение видеофиксации, ограничения на въезд личного транспорта в центр города, предложенное генпрокурором Юрием Чайкой, ужесточение требований к получающим права (в том числе по состоянию здоровья) и упомянутая министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу вертолетная эвакуация пострадавших в ДТП и регламентированное время прибытия "скорой" на место аварии...

Удивительно одно - почему ни один из чиновников не вспомнил про федеральную целевую программу "Повышение безопасности на дорогах в 2006-2012 годах"? Ведь на нее в свое время было выделено аж 53 миллиарда рублей! И цели-то были те же самые, что сейчас - убрать пробки, понизить аварийность и смертность. И началось все точно так же - с "грозного" совещания у президента (тогда - Владимира Путина). Еще в 2006 году говорили и про "ненормированность" рабочего дня водителей коммерческого транспорта, и про то, что для борьбы с пробками надо бы скорректировать градостроительное законодательство, и про своевременную эвакуацию пострадавших...

В общем, с инициативами чиновников все понятно - даст бог, когда-нибудь благодаря им или вопреки ситуация на дорогах реально улучшится. Интересно другое: на деле ростовская авария, которая заставила и общественность, и чиновников суетиться - это случай, который, к сожалению, не относится к числу "из ряда вон выходящих". Как мы уже писали, ежегодно пик аварийности и смертности приходится как раз на июль-август, и не в последнюю очередь за счет юга России, куда приезжают отдыхающие со всей страны. А если еще и подтвердится, что водитель грузовика выехал на встречную полосу из-за сердечного приступа, то вообще получается: дорога в порядке, автобус и грузовик - с техосмотром (читай-исправные), водители - трезвые. Виноватых нет.

< Назад в рубрику