Одиночество в сети

Гендиректор российского Wal-Mart заскучал и уволился

Гендиректор российского подразделения Wal-Mart Штефан Фандерл уволился из компании. Причины ухода Фандерла Wal-Mart, крупнейшая в мире продуктовая сеть, не комментирует, однако газета "Коммерсант" ранее сообщила, что менеджер уволился, так и не дождавшись решения Wal-Mart о начале экспансии в Россию.

Сеть магазинов Wal-Mart была основана в 1962 году Сэмом Уолтоном. В настоящее время его потомки являются собственниками одного из самых больших состояний в мире, а капитализация Wal-Mart превышает 200 миллиардов долларов. На конец января 2007 года Wal-Mart насчитывала более 8 тысяч магазинов в 15 странах. Россия могла уже в этом году стать 16-ой. Но не вышло.

Слухи о том, что Wal-Mart принял решение выйти на российский рынок, появились еще в начале 2000-х годов. В России, которая является одним из крупнейших рынков в Европе, все еще есть место для новых игроков. Однако материализовались эти слухи лишь в 2008 году, когда в России была зарегистрирована компания ООО "ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК".

В том же 2008-м сеть открыла свой офис в Москве, однако представители компании никогда не рассказывали, есть ли у нее какие-либо активы в России. Долгое время никто даже не знал, кто именно руководит российским офисом. В апреле у Wal-Mart в России наконец-то появился гендиректор.

Бизнес Wal-Mart в России и Восточной Европе возглавил Штефан Фандерл, некогда руководивший российским бизнесом германского ритейлера REWE. С тех пор Wal-Mart успела вступить в Ассоциацию российских компаний розничной торговли (отраслевое лобби), поучаствовать в тендере на покупку сети гипермаркетов "Лента" и переговорить о возможном приобретении бизнеса сети "Копейка". Впрочем, все безрезультатно.

"Фандерл покинул компанию более месяца назад. Wal-Mart по-прежнему считает российский рынок перспективным, и команда российского офиса продолжает работу по изучению возможностей российского рынка", - утверждает директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в РФ и Восточной Европе Константин Дубинин.

Сейчас работой российского офиса руководит Дон Свонн, операционный директор Wal-Mart в России, а за стратегией на российском рынке следит глава подразделения Wal-Mart International Даг Макмиллан. Нового руководителя в Wal-Mart пока не нашли.

Участники рынка продолжают гадать, как именно сеть будет развиваться в России: самостоятельно, либо через совместное предприятие с российской компанией. Похоже, в Wal-Mart с этим также не определились, вынудив Фандерла отправиться на поиски нового рабочего места.

Короче говоря, Wal-Mart тормозит. Возможно, теперь уже намеренно, ведь сейчас ситуация с торговыми сетями в России сложилась просто аховая. Весь 2009 год в правительстве и Думе рассматривается законопроект "О торговле", один из самых скандальных документов конца 2000-х. В него, в частности, попал запрет на расширение торговой сети, если она достигла доли в 25 процентов на рынке муниципального округа, а ко второму чтению были добавлены и дополнительные ограничения. Так, торговая сеть не сможет расширяться, если превысила долю в 15 процентов на территории с населением 1-3 миллиона человек и 10 процентов - с населением более 3 миллионов человек.

Ритейлеры утверждают, что документ не стимулирует, а, напротив, дестимулирует развитие торговли. Понятно, что в такой ситуации с выходом на российский рынок лучше помедлить. Совсем немудрено, что Россия оказалась крепким орешком для иностранных гигантов. Помимо несовершенного законодательства, здесь присутствуют еще и дикие ставки аренды, а также коррупционный налог. Кроме того, российская экономика сильно упала, а слабый внутренний спрос будет тормозить ее восстановление еще несколько лет.

Ранее также стало известно, что французская сеть Carrefour, крупнейший ритейлер Европы и конкурент Wal-Mart, уходит, не проработав в России и полугода. Сеть продаст все свои магазины, которых, впрочем, успела открыть всего три. Руководство Carrefour, также долго тянувшее с выходом на российский рынок, объяснило свое решение "отсутствием перспектив органического роста и возможностей совершать сделки по поглощениям".

Причина провала Carrefour неизвестна до сих пор: то ли компанию действительно подвел плохой менеджмент, как утверждают российские чиновники, то ли российский административный барьер французам оказался просто не по зубам. Еще один вариант: внутренние сложности, из–за которых акционеры Carrefour потребовали от менеджмента компании свернуть бизнес и в других странах БРИК, в частности в Китае и Бразилии. Хотя, к примеру, французская же Auchan в середине ноября заявила, что откроет в России до конца 2010 года еще 10 магазинов.

Похоже, что западные ритейлеры теряют интерес к России, хотя и каждый по-своему. IKEA, уже давно закрепившаяся в России, в 2009 году остановила инвестиции в развитие сети в стране из-за "непредсказуемого характера административных процедур в ряде регионов". А кто-то просто опоздал и махнул рукой, не успев запрыгнуть в уходящий поезд российской розницы. Помимо Wal-Mart и Carrefour, сорвались планы по выходу на рынок финской Kesko, которая еще летом вела переговоры о покупке все той же "Ленты". Carrefour пыталась продать свои магазины Kesko, но, похоже, тоже не вышло.

Любопытно, но неделей ранее стало известно, что на российский рынок выходит вторая по величине сеть фастфуда в мире - американская Burger King. Она называет Россию "многообещающим рынком" и планирует открыть первый ресторан в Москве до конца года, хотя и по франшизе. В итоге за российских потребителей будут бороться обе крупнейших сети ресторанов быстрого питания в мире: McDonald's прописался в России еще в начале 1990-х.

Wal-Mart и Carrefour посоревноваться за покупателя с рублем так не смогли.