Главным событием минувшей недели в отражении журналов стал пожар в ночном клубе в Перми, в котором погибли более 140 человек: эту тему не пропустило ни одно из изданий. Внимание еженедельников также привлекли проблема глобального потепления, война в Чечне и новая работа кинорежиссера Джеймса Кэмерона "Аватар".
Журнал "Итоги" теме пожара в клубе "Хромая лошадь" посвятил два материала. В первом из них, названном "Очаг возгорания", автор попытался ответить на вопрос, что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем избежать подобных происшествий. По его мнению, самый эффективный способ - отказаться от взяткоемкой системы, в рамках которой проверкой объектов на соответствие стандартам безопасности занимаются чиновники, и перейти к системе страхования ответственности владельцев заведений. Принцип взаимоотношений со страховщиком, считает автор, очень прост: "чем больше выявится нарушений, тем выше будет страховой тариф. Если их чересчур много - договор страхования невозможен и, значит, невозможна деятельность самого предприятия". Во втором материале представлено интервью с одним из основателей МЧС, вице-спикером Совета федерации Юрием Воробьевым. Чиновник соглашается с идеей реформирования системы обеспечения безопасности, однако призывы разогнать существующую команду называет недопустимыми: изменения в лучшую сторону, по его мнению, хоть и медленно, но все же происходят.
Схожую точку зрения занял и "Эксперт". Признав необходимость введения страхования ответственности владельцев публичных заведений, автор редакционной статьи "Приговор русской рулетке" отмечает, что прежде всего измениться должно само общество. "Пока мы сами не научимся более ответственно относиться к своей жизни и к жизни наших сограждан, наивно рассчитывать, что государство ли, бизнес ли гарантируют нашу безопасность", – заключает он. Этот же посыл более детально раскрывается в колонке "Оборотни без мозгов". А авторы материала "Сложносоставная трагедия", который подробно рассказывает о пожаре, приходят к выводу, что реакция властей носит "истерично-пропагандистский характер".
Авторы статьи "Нет калыма без огня" в "Русском Newsweek" основной упор сделали на коррупционной составляющей, а именно - какие поборы устанавливают для бизнесменов пожарные инспекторы. Материал "Убивает 'Лошадь'" представляет собой рассказ о произошедшем со слов очевидцев. А автор колонки "Системные отставки", первый заместитель главреда русского Forbes Владимир Федорин выражает надежду на то, что череда недавних увольнений провинившихся чиновников, в том числе и после пожара, ознаменует собой начало системных изменений в стране.
"Коммерсант-Огонек" тему пожара осветил с точки зрения эффективности российской медицинской системы. Случившееся, пишут авторы статьи "Огонь большого города", выявило, что в стране существуют две медицины - московская, она же благополучная, и провинциальная, которая оказалась не в состоянии справиться с притоком пострадавших и была вынуждена отправлять их в другие города. О работе с получившими ожоги рассказала заместитель главврача одного из полевых госпиталей, вылетевших в Пермь, интервью с которой "Огонек" публикует в качестве второго материала.
Другое издание ИД "Коммерсант" - журнал "Власть", как и остальные еженедельники, пожару в Перми отвел второстепенное место. Автор статьи "За пожар ответишь" отмечает, что увольнения, последовавшие за инцидентом, коснулись чиновников лишь регионального уровня: на федеральном уровне в отставку не был отправлен никто. "Русский репортер" ("Хромая безопасность") попытался понять, какие меры следует принять, чтобы в будущем подобных случаев можно было избежать. "Профиль" посвятил пожару два материала. В одном из них ("Хромая Россия") писатель Алексей Иванов упоминает катастрофу в контексте рассуждений о неумении российских властей ориентироваться в социокультурной среде. Во втором ("Страна в футляре") о несоразмерности реакции властей на пожар размышляет публицист Дмитрий Быков. The New Times, который также посвятил случившемуся в Перми два материала, выделяет те же проблемы, что и "Огонек" с "Русским Newsweek" - плачевное состояние российской медицины ("Медицинская катастрофа") и высокую взяткоемкость противопожарных норм ("Пожарные меры").
Следующей темой, которая заинтересовала российские еженедельники, стала перспектива глобального потепления, которая сейчас обсуждается на международной конференции в Копенгагене. "Власть" в главной статье номера "Потепление отменяется" анализирует, какие суммы планируется потратить на осуществление мер, призванных противостоять изменениям климата. Автор приходит к выводу, что они настолько велики, что, несмотря на появившиеся недавно доводы, свидетельствующие не в пользу теории о потеплении, запланированные меры вряд ли будут отменены.
"Русский Newsweek" (он, как и остальные издания, посвятившие свои страницы климату, не счел его главной темой) более осторожен в своих выводах, хотя в его материале "Утопительный сезон" также упоминается скандал об утечке сведений, согласно которым никакого потепления может и не быть. Во второй статье - "Таяние становится явным" - журнал проанализировал, какие негативные последствия реальное потепление может принести России. The New Times феномен глобального потепления не отрицает, однако ставит под сомнение его связь с деятельностью человека. А меры по отказу от ископаемого топлива и переход на возобновляемую энергетику, по мнению издания, планете нисколько не повредят даже в случае ошибочности теории. С этой точкой зрения солидарен и заместитель директора Института географии РАН, ведущий выпусков прогноза погоды на НТВ Александр Беляев, чью заметку "И о погоде" опубликовал журнал "Итоги".
Главной темой The New Times, которой посвящены шесть материалов, стало пятнадцатилетие с момента начала первой чеченской войны. В статье "Брошенные в ад" воспоминаниями делятся участники штурма Грозного, начавшегося 31 декабря 1994 года и закончившегося только в феврале 1995 года. В следующем материале про бывшего президента Ичкерии Аслана Масхадова, убитого в 2005 году, рассказывает его сын Анзор. В статье "Записки из мясорубки" приведены фрагменты записей одного из участников чеченской кампании, которые случайно попали к журналистам в 1995 году и которые их владелец забрать отказался: "он хочет стереть из памяти все, что пережил в Грозном". В последующих двух статьях различные точки зрения о влиянии чеченской войны на российское общество излагают писатель Захар Прилепин и журналист Аркадий Бабченко. В финальной заметке "История без уроков" издание публикует ответы российских школьников на вопрос, что они знают о чеченских войнах и кто такой Рамзан Кадыров.
Итоги чеченской кампании попытался подвести и журнал "Профиль". Автор статьи "Пятнадцать лет спустя" приходит к выводу, что, передав власть в Чечне представителям местной правящей элиты, федеральный центр снял с себя всю ответственность за происходящее в регионе. Однако подобное ограждение центра от региона, по его мнению, грозит тем, что "все военно-политические завоевания со временем могут попросту девальвироваться".
Главной темой "Профиля" стала свобода слова в интернете. Автор материала "Последнее искушение Кремля" рассуждает на тему того, как скоро российские власти могут не выдержать существующего положения вещей и ввести в Рунете жесткую цензуру. В следующем материале сюжета на вопрос о том, можно ли на политику повлиять через интернет, попытался ответить главный редактор видеохостинга RuTube Юрий Дегтярев.
Несколько схожую тему выбрал в качестве главного сюжета и "Русский репортер", который решил изучить применимость института демократии в России. Авторы основного материала пытаются найти ответ на вопрос, вынесенный в заголовок: "Нужна ли нам демократия". Их основной вывод - да, нужна, однако ее введение не должно быть бездумным и бесконтрольным. При этом, отмечают они, требуется не только ответственная власть, но и ответственное гражданское общество, между которыми должен установиться баланс. Сохранение же монополии на власть грозит сужением социальной базы этой власти и в конечном итоге крушением ее вертикали. А автор редакционной статьи "О туземцах и демократии" призывает российское руководство не тянуть и провести в стране реформы, которые позволят в будущем избежать возможных переделов собственности при сменах власти.
Еще одной темой, которая взволновала российские еженедельники, стал новый фильм американского кинорежиссера Джеймса Кэмерона "Аватар", российская премьера которого состоится 17 декабря. Журнал "Итоги" в статье "Кино не тонет" делает предположение, что режиссер "совершил очередную революцию в кинематографе", причем речь идет не только о технической части, но и о смысловом наполнении. По мнению издания, "именно с 'Аватаром' связывают надежды на ренессанс научной фантастики в кино". Предположение о том, что картина Кэмерона - "первый фильм новой эры", высказывает и "Русский Newsweek". "'Аватар' так ждут, как будто это не просто фильм, а Новый год: как только он выйдет на экраны, так сразу можно будет пить шампанское, дарить себе домашний 3D-экран, смотреть, как киноиндустрия расцветает разноцветными пандорскими цветами и начинается отсчет новой киноэры", – пишет автор статьи "Быстрее, выше, синее". The New Times, отдав должное техническому исполнению картины, на первый план выдвинул политический аспект. Сравнив сюжет фильма с историей завоевания индейцев и войнами во Вьетнаме и Ираке, а также вспомнив схожую по подтексту картину - "Район номер девять" - автор заключает: "если уж массовое кино раз за разом стало выносить приговор человечеству, значит… человечество самому себе осточертело".