18 февраля в кабинет почти законного президента западноафриканской республики Нигер ворвались вооруженные люди. Спустя несколько часов стало ясно, что в одной из самых жарких стран мира произошел военный переворот - событие, которое в Нигере случается в среднем раз в десять лет. Организаторами захвата власти оказались тоже не чужие люди, уже боровшиеся за демократическое будущее в 1999 году.
Политическое устройство бывшей французской колонии Нигер за последние 50 лет менялось стремительно, если не сказать хаотически. Примерный ход событий обычно был таков: на относительно честных выборах выбирался очередной президент, горевший желанием построить в Нигере правовое общество, к истечению срока правления он плавно превращался в диктатора, группа недовольных с оружием в руках руководителя свергала, и все начиналось заново. Ровно по такому сценарию развивались события и сейчас.
Последний законный президент Нигера Танджа Мамаду пришел к власти в 1999 году после убийства предыдущего правителя Ибрагима Маинассары. Покушение на Маинассару, которого застрелили собственные телохранители, было организовано военной хунтой, которая затем подготовила в стране почву для демократических выборов и отошла от власти.
Режим Мамаду ознаменовался более-менее спокойным десятилетием в жизни страны и конституционными реформами, приблизившими Нигер к гордому званию страны, соблюдающей принципы демократии. В частности, были отменены запреты Маинассары на многопартийность и любую политическую деятельность, также был проведен ряд экономических реформ. Все это позволило Мамаду с успехом переизбраться в 2004 году и утвердиться во мнении, что стране он необходим.
Убеждение было настолько сильным, что президент решил поменять утвержденную предыдущей хунтой конституцию и отменить ограничение на два срока правления. В августе 2009 года на всенародном референдуме (решать такие вопросы привычным для республики силовым путем Мамаду не решился) инициатива лидера страны была поддержана населением.
По идее, в конце года должны были состояться очередные президентские выборы, участие в которых благодаря поправкам к конституции смог бы принять действующий глава республики, но в дело вмешался Конституционный суд страны. Судьи, стоящие на страже главного документа государства, аннулировали результаты референдума как антиконституционные и отказали Мамаду в праве избираться на третий срок подряд. Закаленный политической борьбой еще в начале семидесятых (Мамаду был в то время членом военной хунты и участвовал в свержении первого президента независимого Нигера Хамани Диори) президент не испугался запрета Конституционного суда, а просто разогнал его и не стал сдавать полномочия. То есть, по сути, превратился в диктатора и перечеркнул тем самым все реформы начала 2000-х годов.
Такой резкий поворот в мрачное прошлое вызвал достаточно бурную реакцию в международном сообществе. В частности, США осудили отказ Мамаду оставить власть, прекратили оказывать Нигеру экономическую помощь и объявили руководителей государства персонами нон грата. Также было приостановлено членство страны в Экономическом сообществе стран Западной Африки. В самом Нигере перспективу долгие годы видеть у руля одного и того же человека восприняли без энтузиазма, что в итоге вылилось в многочисленные митинги протеста и антиправительственные акции.
Долго править Мамаду не пришлось. Уже 18 февраля 2010 года в дворец президента в столице Нигера Ниамей прямо во время заседания правительства "постучались" вооруженные люди. Оппозиционеры встретили сопротивление охраны, но после двухчасовой перестрелки, в которой пострадали не менее десяти военных, захватили президента и перевезли его в секретное убежище на окраине Ниамея. Затем организаторы переворота, назвавшиеся себя "Верховным советом по восстановлению демократии", по телевидению объявили о приостановлении действия конституции страны, свержении президента и введении правления военной хунты и пообещали превратить Нигер в нормальное демократическое государство.
В настоящее время Нигер фактически находится на осадном положении - в стране действует комендантский час, все въезды и выезды закрыты. Правительство страны находится под строгим контролем оппозиционеров.
Лидером хунты был назван местный военный, командир артиллерийской роты Салу Джибо. Как долго он будет руководить страной, неизвестно. Крайне примечателен один из соратников Джибо - полковник Абдулаи Адаму Харуна (его называют истинным идеологом переворота). Он сыграл немалую роль в восстании 1999 года и косвенно поспособствовал приходу нынешнего президента к власти. Тогда он тоже боролся против тоталитаризма, за демократию и, как казалось, сумел победить. Несколько других участников хунты также были задействованы в революции десятилетней давности.
Учитывая опыт хунты 1999 года, можно ожидать, что после организации всенародных выборов военное правительство уйдет в тень. Такие заявления часто звучат из уст идеологов военных переворотов, но иногда они не доживают до даты выборов, как это было, к примеру, в Гвинее.
Что характерно, как и в случае с отказом Мамаду уходить со своего поста, реакция заинтересованных в судьбе Нигера стран и международных организаций на военный переворот оказалась негативной. В США, правда, вместе с осуждением действий хунты как нарушения конституционного порядка в Нигере отметили, что виноватым в сложившейся ситуации является уже практически бывший президент страны.
Причины ожесточенной борьбы за пост главы Нигера вполне понятны - одно из беднейших государств мира богато месторождениями урана, и контроль над ними приносит хороший доход. Также в Нигере есть месторождения газа и нефти, но нет одного - стабильности и желания властей направлять доходы и международную помощь на развитие страны, а не себе в карман. И далеко не факт, что полковнику Харуна не нужно будет вмешиваться в дела очередного президента, вознамерившегося подольше задержаться во власти.
Павел Борисов