За несколько дней до церемонии вручения премий американской Киноакадемии симптомы предоскаровской лихорадки становятся все очевиднее. Традиционная подковерная борьба и лоббирование интересов основных претендентов на главные "Оскары" дошли до стадии открытых скандалов. Однако при всей кажущейся серьезности никакого влияния на результат оказать они уже не смогут, разве что подогреют интерес потенциальных телезрителей к очередной раздаче золотых статуэток.
Начало большой PR-кампании оскаровской церемонии было положено в середине февраля, когда продюсер фильма "Повелитель бури", претендующего на девять наград, совершил весьма странный поступок для человека, хоть сколько-нибудь разбирающегося в процедуре голосования Киноакадемии, да и в правилах хорошего тона вообще.
Господин Николя Шартье (Nicolas Chartier) направил киноакадемикам электронное послание, в котором призвал их отдать победу "Повелителю бури", а не "фильму, на создание которого было потрачено около 500 миллионов долларов". Никаких сомнений в том, какой именно проект имел в виду продюсер, и быть не могло, так как задолго до этого демарша в СМИ обсуждался астрономический бюджет "Аватара" Джеймса Кэмерона, к слову, так официально и не подтвержденный.
Чтобы уж совсем не осталось никаких сомнений, в некоторых посланиях Шартье открыто советовал выборщикам присудить его картине первое место, а за фильмом Кэмерона зарезервировать десятое, имея в виду, что, согласно новым правилам, на приз в категории "лучший фильм года" будут претендовать 10 картин.
Закончилось все это безобразие, как и следовало ожидать, публичным осуждением ретивого продюсера, публичным его покаянием и отлучением от самой церемонии.
Совершенно очевидно, что, помимо невероятной для человека его круга наивности, Николя Шартье продемонстрировал еще и полное незнание истории организации, на премию которой он был номинирован. Ведь нечто подобное уже случалось, и не раз. Последний аналогичный скандал произошел в 2003 году, когда на 10 статуэток претендовала картина Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка".
Тогда руководство студии Miramax, представлявшей новый фильм мэтра, наняло бывшего президента киноакадемии режиссера Роберта Уайза (Robert Wise) для написания хвалебной статьи с комментариями, призывающими вручить "Оскар" именно Скорсезе. Возмущение киноакадемиков было столь велико, что многие из них даже возжелали отозвать уже заполненные бюллетени для голосования. Но и тогда все закончилось лишь дружным осуждением и столь же искренним покаянием.
Следующим актом "вирусного маркетинга" стало не менее странное судебное разбирательство, устроенное аккурат перед вручением премии сержантом американской армии Джеффри С. Сарвером (Jeffrey S. Sarver), обвинившим создателей "Повелителя бури" в краже истории его жизни и службы в Ираке. Истец настаивает на том, что именно он был прототипом главного героя картины - сапера Уилла Джеймса, а следовательно, ему полагается приличная компенсация.
Некоторая доля справедливости в заявлениях сержанта наверняка есть, так как в 2005 году сценарист "Повелителя бури" Марк Боал написал для журнала Playboy статью о саперских буднях Сарвера, и, вероятно, именно эта заметка и легла в основу будущего сценария. Адвокаты истца настаивают на большом сходстве настоящего и кинематографического героев войны, вплоть до идентичности их позывных. Студия Summit Entertainment, выпустившая фильм, убеждает в случайности всех совпадений.
Но самое интересное это, конечно, не справедливость притязаний сержанта, а время, выбранное для подачи иска. Что мешало бравому саперу заявить о своих претензиях еще в сентябре 2008 года, когда состоялась премьера картины в Венеции? Или, скажем, в июне 2009, когда "Повелитель бури" вышел в американский прокат, где благополучно провалился?
Не обошлась без скандала и рекламная кампания второго фаворита гонки - "Аватара"; правда, скандала иного рода. Виновником его стал британский комик Саша Барон Коэн, который ранее в образе казахского журналиста Бората Сагдиева умудрился раздразнить не только зрителей, но и солидных политиков самого высокого ранга.
Лишенный возможности стать хозяином церемонии, Коэн должен был представлять номинантов в одной из категорий. Сделать это он решил весьма оригинально: представ перед участниками и гостями шоу в образе синекожей жительницы планеты Пандора и продемонстрировав живот, образовавшийся в результате отнюдь не платонической любви к Джеймсу Кэмерону.
Продюсер церемонии Билл Меканик, некогда сокрушавшийся по поводу вето, наложенного руководством Киноакадемии на идею сделать Коэна ведущим, решил, что Кэмерон может не оценить шутку и, не дай бог, покинет зал на глазах у всего мира. Сашу Барона Коэна спешно вычеркнули из списков участников церемонии.
Словом, на "оскаровской кухне", как говорил герой Евгения Леонова из фильма "Обыкновенное чудо", идет "повседневная, будничная жизнь". Что за блюдо получится в итоге, мы узнаем уже 7 марта. Во всяком случае Джеймс Кэмерон уже настроился на поражение в категории "лучший режиссер" и при всем уважении к своей бывшей супруге считает, что Киноакадемия просто не сможет отказаться от соблазна впервые вручить "Оскар" женщине-режиссеру.
Андрей Воронцов