Россия
19:36, 20 июля 2010

Выключили из процесса Российский суд отправил Тариэла Ониани в колонию

Андрей Кузнецов

Хамовнический суд Москвы отправил в колонию строгого режима одного из самых известных в криминальной сфере людей - 51-летнего уроженца Грузии Тариэла Ониани (по кличке Таро). Его признали виновным в похищении человека и вымогательстве. Между тем поближе познакомиться с Ониани жаждут и испанские власти, которые имеют к нему ряд претензий.

Обвинение просило для Ониани 15 лет лишения свободы, однако суд ограничился 10 годами. На скамье подсудимых находились еще два сообщника "авторитета". Его охраннику Алексею Зубареву дали шесть лет колонии, а гендиректору некоего ООО "Русстройсервис" Сергею Абутидзе - девять лет. В преступлении, по версии следствия, были замешаны еще несколько человек, однако их поймать не удалось, и дело в их отношении выделено в отдельное производство.

Потерпевшего зовут Джонни Манагадзе. Он занимается продажей недвижимости в престижных районах Москвы и Подмосковья, в частности на Рублевке. 18 марта 2009 года он приехал на встречу с Абутидзе к гостинице "Золотое кольцо", расположенной напротив МИДа на Смоленской площади в центре столицы. Его насильно затолкали в микроавтобус и отвезли в кафе, расположенное в обширной промзоне на западе Москвы. Там его избили и потребовали полмиллиона долларов.

Затем потерпевшего три дня держали взаперти, пока его жена собирала деньги на выкуп. Найти удалось только 218 тысяч долларов, но похитители все же отпустили Манагадзе. Вскоре ему напомнили про долг, и тогда предприниматель решил обратиться в милицию.

Потерпевший рассказал следователям, что в кафе на Рябиновой улице, где его избивали, приезжал Ониани в сопровождении охраны и отдавал некие указания похитителям. Затем, как сказано в материалах дела, с повинной пришли два охранника Ониани, Зубарев и Лагутин, которые подтвердили, что их начальник был организатором похищения и давал распоряжения соучастникам на грузинском языке.

10 июня 2009 года Ониани был задержан в собственном доме в элитном поселке Горки-2. При этом выяснилось, что у него имеется российский паспорт на имя Давида Мулухова, который он якобы получил официально, взяв фамилию жены.

Судебные заседания проходили под усиленной охраной, причем потерпевшие так и не появились лично на процессе, а давали показания по громкой связи из соседнего помещения. На суде Лагутин и Зубарев отказались от своих показаний, заявив, что оговорили Ониани под давлением. Также отказался от показаний брат одного из обвиняемых Каха Абутидзе. По его словам, он не подписывал приобщенный к делу протокол.

Ониани на суде практически не давал показаний. Он лишь назвал процесс сфабрикованным. Абутидзе пояснил, что деньги, которые он требовал у Манагадзе, были долгом. Следствие же считает, что деньги вымогались за покровительство со стороны структур, связанных с Ониани.

По данным агентства "Росбалт", в СИЗО с обвиняемым авторитетом беседовали сотрудники спецслужб, интересовавшиеся его обширными связями, в том числе с Борисом Березовским. Например, Ониани попросили рассказать об обстоятельствах смерти грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, который умер в Лондоне в 2008 году от сердечного приступа, и бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, который в 2006 году был смертельно отравлен предположительно радиоактивным веществом.

Кроме того, выяснилось, что Ониани проходит свидетелем по делу Дмитрия Барановского, обвиняемого в вымогательстве путем шантажа. В числе его жертв называли бывшего директора одного из управлений Сбербанка Александра Алтунина и министра транспорта Московской области Петра Кацыву.

Впрочем, возможно, что Ониани и не придется отсиживать весь срок в российской тюрьме. Желание с ним познакомиться снова выразили испанские следователи. В этой стране Ониани подозревается в создании преступного сообщества и отмывании капиталов.

Для отправки в Испанию теперь есть все основания. На суде вдруг выяснилось, что российского гражданства у Ониани нет, а его паспорт недействителен, что было установлено проверкой.

Обращают на себя внимание непростые обстоятельства, при которых Ониани оказался за решеткой. Его считают одним из основных участников противостояния с криминальным "авторитетом" Асланом Усояном, также известным как Дед Хасан. Кофликт между ними был связан со спором за контроль над российским бизнесом Захария Калашова (по кличке Шакро-молодой), осужденного в Испании.

Сам Ониани после распада СССР долгое время жил в Европе. В конце концов он обосновался в Испании, где занимался недвижимостью. В 2005 году местные власти провели масштабную операцию против преступников из бывшего Советского Союза, в ходе которой Калашов был задержан. Ониани удалось уехать в Россию, которая не стала выдавать его испанцам, так как на тот момент сомнений в его российском гражданстве не было.

В Москве Ониани стал претендовать на рынки, казино и прочий бизнес, который раньше контролировали структуры Калашова. Однако такие же намерения были и у Усояна, который обосновал свои претензии тем, что долгое время сотрудничал с Калашовым.

В результате ссоры Ониани и Усояна практически весь российский преступный мир разделился на два противоборствующих лагеря. До поры до времени соперничество проходило бескровно. Однако в ноябре 2008 было совершено покушение на одного из сподвижников Ониани Гелу Церцвадзе. Он получил тяжелые ранения, но выжил.

28 июля 2009 года жертвой неизвестного киллера стал влиятельный бизнесмен Вячеслав Иваньков, известный в криминальных кругах как Япончик. Он поддерживал Усояна, поэтому сторонники последнего заподозрили Ониани в организации убийства и фактически призвали к расправе над ним. Сам же Ониани категорически отвергал подобные упреки и выражал сожаление по поводу гибели Иванькова.

Насколько справедливы эти подозрения, сложно сказать. Во всяком случае правоохранительные органы эту тему не комментируют.

< Назад в рубрику