Догнать Японию

Экономика Китая стала второй по величине в мире. Надолго ли?

В середине августа, после выхода статистики по ВВП Японии за второй квартал, стало ясно: теперь второй по величине экономикой в мире является Китай. На протяжении последних 30 лет ВВП Китая растет в среднем на 10 процентов в год, и остановить китайцев не смог даже всемирный финансовый кризис. Экономисты, впрочем, предупреждают: Китай вполне может постигнуть судьба Японии, которая к началу XXI века оказалась в стагнации.

16 августа в Японии выпустили официальный отчет, согласно которому рост японской экономики во втором квартале составил всего 0,1 процента по сравнению с первым и 0,4 процента – по сравнению с тем же периодом годом ранее. Суммарный объем ВВП за квартал в Японии оказался на уровне 1,286 триллиона долларов США. Именно эта цифра сразу же попала на полосы центральных газет: у Китая, экономика которого считается третьей по величине в мире, ВВП за тот же период составил 1,335 триллиона долларов.

По итогам полугодия Япония все еще вторая, но Китай уступает своему соседу "всего" около 50 миллиардов долларов: 2,5871 триллиона получилось у Японии, 2,5325 триллиона – у Китая. Учитывая, что у Китая по итогам года ВВП опять вырастет на близкую к 10 процентам величину, а в Японии – хорошо если на один процент, сомнений нет: по итогам года Китай будет вторым.

Таким образом, за последние годы Китай последовательно обогнал все крупнейшие экономики Европы, а также Азии. Впереди только один рубеж – США. И вряд ли Китай собирается останавливаться на достигнутом: в местном издании People's Daily после победы над Японией открыто пишут: для достижения уровня США нужно 15-25 лет. Верится в такую перспективу больше, чем в обещания "догнать и перегнать Америку", которые давало руководство Советского Союза в середине прошлого века. Уж слишком последовательно Китай идет к своей цели.

Если быть, то быть первым

В статье "Экономика Китая", размещенной в Википедии, перечисление отраслей хозяйства, в которых Китай занимает первое место в мире, занимает шесть-семь строчек. Тут и уголь, и пшеница, и рис, и мясо, и табак, и мобильные телефоны с фотоаппаратами, и велосипеды с мотоциклами – чего только нет. В Европе китайские товары знают в основном по ширпотребу, посуде, дешевой электронике, но при этом как бы забывается, что Китай еще и обеспечивает огромный внутренний спрос и производит большое количество товаров, которые не идут на экспорт. Вы пили когда-нибудь китайское пиво? А между тем, главный производитель пива в мире – именно Китай.

Такие примеры можно приводить десятками, если не сотнями. Внутренний спрос в стране обеспечивается не только за счет 1,3 миллиарда человек, которые живут в стране, но и за счет того, что они постепенно становятся все богаче и богаче. В 1981 году уровень бедности в стране был на уровне 53 процентов. В 2005 году этот показатель, согласно официальной статистике, составил всего 2,5 процента.

И даже несмотря на это Китай остается экспортноориентированной страной. В начале 2010 года сообщалось, что эта страна официально стала крупнейшим продавцом товаров за рубеж, обойдя Германию. То, что за лидирующие позиции не борется США, не должно смущать: у Соединенных Штатов во многом более ориентированная на внутренний спрос экономика.

Китайцы переживают, что, несмотря на такой объем экономики, в решении мировых проблем страна занимает далеко не самое первое место. Она все еще считается развивающейся и не входит даже в "большую восьмерку" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония). Инструмент влияния Китая – это "большая двадцатка", которая в ближайшем будущем вполне может заменить "восьмерку".

"Экономическая мощь Китая все еще находится на уровне развивающейся нации. Таким образом, вторая по величине экономика не равна второй по величине экономической силе", - с такими словами, как передает AFP, вышла 17 августа местная газета People's Daily, официальная газета Коммунистической партии Китая.

Мощь мощью, но мир без китайских товаров представить себе уже невозможно. Азиатский гигант вывозит за рубеж сотни тысяч наименований товаров, в основном в США и соседние Гонконг, Японию, Корею. Покупает у соседних стран Китай по большей части сырье или высокотехнологичные материалы. Так было не всегда: до 1993 года Китай сам обеспечивал другие страны региона нефтью.

Однако нефтяная промышленность не успела за экономическим бумом: нефть и другое сырье Китаю пришлось покупать за рубежом. В 2009 году Китай впервые обошел США по импорту нефти из Саудовской Аравии. Россия тоже в стороне не осталась: с 2011 года "Роснефть" должна поставлять Китаю 15 миллионов тонн нефти ежегодно. Контракт действует в течение 20 лет.

Если экономика Китая и дальше будет расти такими же темпами, то критикам российской экономики впору будет говорить, что Россия – не сырьевой придаток Европы, а сырьевой придаток Китая. Впрочем, для этого России надо еще и переориентировать большую часть экспортных потоков на восток, а Китаю – не сбавлять оборотов. А вот с этим могут возникнуть серьезные сложности.

Критика

Любителей критиковать экономическую модель Китая очень много, особенно среди западных экспертов. Начать хотя бы с того, что страна по-прежнему является во многом закрытой, что в ряде случаев не позволяет проверить адекватность представленной китайскими властями статистики.

Уязвимость экономики заключается и в большом количестве экспорта. Кризис показал, что потребление иностранных товаров во время экономического спада может значительно сокращаться. Следовательно, Китай во многом зависит от мировой экономики, в гораздо большей степени, чем США, которые, наоборот, сами способны вызвать глобальный кризис.

Не стоит забывать, что Китай занимает сейчас второе место в мире лишь по суммарному объему ВВП. Если же пересчитать объем экономики на душу населения, то результат получится далеко не таким впечатляющим: 97 место в мире, даже с учетом паритета покупательной способности. Для сравнения, у России - 52 место.

Власти Китая во время кризиса доказали, что накопили достаточно знаний, чтобы управлять экономикой даже во время чрезвычайных ситуаций. Так, по просьбе правительства местные банки выдали в 2009 году компаниям кредиты на 1,4 триллиона долларов. Однако даже несмотря на разумные действия властей, понятно, что рекордный рост экономики не может длиться вечно. Тем более он не может длиться вечно за счет увеличения экспорта и привлечения зарубежных инвестиций.

Китаю прежде всего нужно развивать внутренний рынок, советуют практически все эксперты, опрошенные агентством Bloomberg. Они же указывают, что японская экономическая модель, которой все восхищались в середине века, тоже была экспортноориентированной, но догнать США Стране восходящего солнца оказалось не под силу. Кроме того, Японию, как показала практика, после резкого роста ожидали десятилетия стагнации.

Однако не стоит забывать, что эксперты Bloomberg работают на западные компании, а на их советы Китай привык смотреть со скептицизмом. В конце концов, и Великобритания, и Франция, и Германия для Китая - уже пройденный этап.