Мир
19:53, 20 августа 2010

За казенный счет Виктора Бута экстрадируют в США в течение трех месяцев

Алексей Пономарев

Апелляционный суд Таиланда 20 августа 2010 года принял решение об экстрадиции россиянина Виктора Бута в США. Бут подозревается в нелегальной торговле оружием - ему в вину вменяют поставки вооружений террористическим организациям в разных странах мира. Россиянин ждал решения тайского суда с марта 2008 года, однако рассчитывал совсем на другой исход дела, с самого начала настаивая на своей невиновности. Теперь же по совокупности обвинений Буту грозит пожизненное заключение.

Чаши весов в деле Виктора Бута несколько раз кренились в разные стороны. Связано это было прежде всего с тем, что судебные органы Таиланда оказались между двух довольно жарких огней - с одной стороны на них давили американцы, с другой не давал особенно развернуться российский МИД. Вскоре после ареста Бута посол Таиланда в России был вызван в МИД, где получил представление по факту нарушения прав арестованного российского гражданина.

Правда, дальше этого со стороны России дело не пошло. Почти сразу после ареста российские правоохранительные органы объявили, что экстрадиции согражданина требовать не намерены, так как у них претензий к Буту нет, хотя ранее сообщалось, что он проходит в качестве обвиняемого по ряду уголовных дел. В свете этих сообщений акция МИД РФ представлялась скорее дежурной - российские дипломаты напомнили тайским партнерам о себе, хотя сражаться за Бута всерьез вряд ли собирались.

Довольно имиджевый характер носило и выступление Владимира Жириновского, по инициативе которого осенью 2009 года Госдума приняла заявление с требованием активизировать усилия по возвращению Бута на родину.

Американцы оказались значительно настойчивее в своих требованиях, и их можно понять. Именно сотрудники спецслужб США арестовали Бута на территории Таиланда под видом колумбийских повстанцев, которые договорились с россиянином о поставке Революционным вооруженным силам Колумбии (РВСК, FARC) ни много ни мало 100 ракет типа "земля-воздух". Согласно некоторым источникам, это были ПЗРК "Игла" российского производства.

Чтобы как-то объяснить всю эту весьма неловкую ситуацию, Бут в интервью российским СМИ рассказал длинную и запутанную историю, суть которой сводилась к тому, что власти США преследуют его, чтобы скрыть свои прошлые прегрешения. Россиянин, в частности, предположил, что дело о нелегальных поставках оружия может являться попыткой оправдать некогда совершенную американскими властями распродажу активов фирмы его друга, американского бизнесмена Ричарда Чичакли.

В марте 2009-го, спустя год с момента своего ареста, Бут выдвинул еще одно объяснение действиям американцев, заявив, что "кому-то выгодно в свете последней ситуации, того, что произошло за последний год в Южной Осетии, других конфликтов, которые есть, иметь вот такую точку напряженности и как-то ее подогревать". Прозвучало это весьма драматично, но справедливости ради напомним: конфликт в Южной Осетии начался 8 августа 2008 года - к этому времени Бут уже провел в камере предварительного заключения около пяти месяцев.

Несколько более правдоподобно выглядела версия, которую озвучил американец Ричард Чичакли - тот самый, о котором Бут рассказывал российским СМИ. Бизнесмен, которого в 2005 году власти США назвали "финансовым директором империи Бута, торговца смертью", вынужден был бросить свой бизнес и бежать в Россию. В апреле 2009 года суд Таиланда приобщил к делу Бута показания Чичакли, в которых тот высказал мнение, что причиной преследования Бута стало нарушение монополии американцев на ресурсы Африки.

По словам Чичакли, развивая свой транспортный бизнес, Бут предоставил жителям Африки возможность пользоваться самолетами, не находящимися под контролем США. Кроме того, по мнению Чичакли, преследование россиянина как "крупнейшего нелегального торговца оружием в мире" связано с желанием США ухудшить международную репутацию РФ.

Несколько раз за время предварительного заключения защита и родственники Бута предлагали внести за него залог. Впрочем, тайский суд предусмотрительно отказывал им в этом, настаивая на том, что такой потенциально опасный преступник сможет покинуть страну, если будет выпущен из-под стражи.

Тем не менее, дело Бута оказалось близко к позитивному для россиянина завершению, когда 11 августа 2009 года арбитражный суд Таиланда отказал властям США в его экстрадиции. Впрочем, американцы подали апелляцию на это решение, и приговор был обжалован - Бут остался за решеткой до рассмотрения апелляции. Его родственникам в очередной раз было отказано в освобождении россиянина под залог. Не выпускать Бута из-под стражи тайскую сторону попросил также МИД Колумбии, заявив, что тот является "опасным для всего мира нелегальным торговцем оружием". Впрочем, это обращение колумбийских дипломатов было оставлено без рассмотрения апелляционным судом, который в будущем должен был принять окончательное решение по делу.

20 августа 2010 года, в день когда апелляционный суд Таиланда должен был озвучить свое решение, события начали развиваться достаточно стремительно. Группа американских законодателей обратилась к властям Таиланда с обращением не отпускать на свободу человека, который "несет ответственность за гибель множества невинных людей в Африке и других странах мира". Кроме того, американские власти повторно потребовали экстрадиции Бута на основании новой порции обвинений, которые были выдвинуты против него в феврале 2010 года. В вину россиянину на этот раз вменялось нарушение международных санкций, запрещавших поставку оружия в очаги вооруженных конфликтов в Африке, а также отмывание денег и мошенничество.

Выступление американской стороны произвело нужный эффект, и апелляционный суд постановил экстрадировать Бута в США в течение трех месяцев. Этот приговор окончательный и обжалованию уже не подлежит. Правда, тайский адвокат Бута уповает на то, что самое-самое окончательное решение по этому вопросу должно принимать правительство страны. Но, с другой стороны, никаких специальных предпосылок к тому, чтобы в данном случае исполнительная власть Таиланда вмешалась в действия судебной, нет. Да и система разграничения полномочий между ними достаточно запутанная, если вспомнить недавнюю историю с несостоявшейся экстрадицией экипажа Ил-76, который был задержан в Бангкоке с грузом оружия на борту.

Весьма запоздалым выглядит и заявление главы МИД РФ касательно экстрадиции Бута. Фактически, основной посыл слов Сергея Лаврова заключался в том, что МИД "сожалеет" о таком исходе дела, решение по которому "было принято под сильным давлением извне". "Это печально", - констатировал Лавров. Глава МИД РФ также отметил, что будет продолжать делать все возможное для возвращения Бута на родину, назвав решение о его экстрадиции "неправовым" и "политическим".

Отметим еще раз - все это озвучивалось в тот момент, когда окончательное решение по делу уже было принято. Возможно, если бы российские дипломаты попытались надавить на Таиланд до заседания суда, как это сделали американцы, результат был бы иным. А, может быть, и нет - слишком уж убедительно звучали аргументы американских властей. Так или иначе, теперь судьба "торговца смертью" Виктора Бута полностью в их руках.

< Назад в рубрику