Включите свет

Петербург почти на час остался без электричества

Обесточенная станция метро в Санкт-Петербурге, 20 августа. Фото "Балтинфо"

Вечером в пятницу на короткие 40 минут Петербург почти что погрузился в средневековье, а жители города полезли на антресоли за давно позабытыми свечами. Из-за аварии на подстанции "Восточная" почти половина северной столицы осталась без электричества. Косвенной причиной веерного отключения света, которое, к счастью, не повторило масштабов московского "блэкаута" пятилетней давности, стала небывалая жара.

По дороге домой в конце рабочей недели многие петербуржцы были неприятно удивлены хаосом на дорогах и еще более длинными, чем обычно, пробками на Невском. Во многих домах внезапно погас свет и перестала поступать вода, а у тех счастливцев, кто остался при свете, пропал сигнал из теле- и радиоприемников. Начались перебои с мобильной связью и, понятное дело, доступом в интернет. В 18:37 в пятницу, 20 августа, в Санкт-Петербурге произошло веерное отключение электроэнергии.

Причина была озвучена в течение пары часов - авария на подстанции "Федеральной сетевой компании ЕЭС" "Восточная" во Всеволожском районе Ленинградской области. Позднее стали известны и детали. На подстанции нарушилась изоляция контрольного кабеля, отвечающего за работу компрессорных устройств на распределительном аппарате станции. Как выяснил "Коммерсант", кабель инспектировали пару лет назад и должны были заменить в 2011 году, однако в силу ряда причин он вышел из строя раньше, чем планировалось. Одной из таких причин, вероятно, стала аномальная жара.

Сама подстанция "Восточная" была построена в 1964 году и является одной из старейших в регионе. На тот же самый 2011 год было намечено окончание ее реконструкции; по всей видимости, теперь работы по переоборудованию станции существенно ускорят. Реконструкция ведется с 2008 года, за это время на подстанции уже успели поменять часть оборудования на современное, но, как видно, от сбоя это не спасло.

Впрочем, дело не только в самой "Восточной". Вслед за ней отключились девять подстанций, что привело к срабатыванию аварийной защиты и последующему отключению четырех ТЭЦ. По идее, энергосистема должна была справиться с увеличившейся из-за "вылета" одной подстанции нагрузкой. Но не справилась, и причины этого еще предстоит выяснить.

Перебои с электричеством наблюдались в Приморском, Невском, Адмиралтейском, Петроградском, Выборгском, Калининском и Центральном районах Санкт-Петербурга и в Приозерском, Всеволожском и Выборгском районах Ленинградской области. Где-то обесточило целые дома и даже больницы, в том числе Боткинскую, где-то просто помигал свет - картина отключения была неравномерной. По оценкам правительства Санкт-Петербурга, в общей сложности было обесточено около 40 процентов города. В некоторых домах пропало водоснабжение из-за обесточивания объектов инфраструктуры. Как сообщили в питерском "Водоканале", электричество перестало поступать на водопроводные станции "Волковская", "Северная" и "Главная". Самую большую, "Южную", энергокризис не затронул.

Если без электричества в жилых домах в семь вечера еще можно как-то обойтись, то на улицах города без него было неуютно. Во-первых, на многих улицах перестали работать светофоры, и водителям пришлось срочно вспоминать правила движения на нерегулируемых перекрестках. Остановились троллейбусы и трамваи (некоторые СМИ сообщали, что из-за перебоев с электричеством не ходят автобусы, но разумных объяснений этому факту, за исключением пробок, найти не получается).

Не избежал остановки и метрополитен. В той или иной степени последствия были заметны на всех пяти линиях. Буквально через полчаса после аварии на подстанции движение начало приходить в норму, поезда следовали с увеличенными интервалами только по первой линии. Тем не менее, в первые минуты многим пассажирам застрявших в туннелях поездов пришлось пройтись по шпалам, а ряд станций закрыли на вход.

Аналогичным образом сложилась ситуация на железной дороге. Пресс-служба Октябрьской железной дороги сообщает, что были задержаны 68 пригородных электричек и 6 поездов дальнего следования. Причем в ОЖД отмечают, что отключений было два - около семи вечера и в 20:10. Задержка поездов составила от нескольких минут до трех часов, также пришлось из-за нехватки электроэнергии отключить Финляндский, Московский, Ладожский вокзалы и даже вокзал Выборга. В общей сложности железные дороги простояли без электричества 1 час 10 минут.

Единственным видом транспорта, который "блэкаут" никак не затронул, стали самолеты. Аэропорт "Пулково" бодро отрапортовал, что у него все хорошо, а пассажиры в залах ожидания могли наблюдать за энергокризисом в городе по единственному оставшемуся на плаву каналу "Россия".

К слову о каналах. Веерное отключение отметилось в Петербурге практически полным отказом средств массовой информации. Примерно на час выпали из эфира все телеканалы, за исключением упомянутой "России" и, вроде бы, Euronews; исчез сигнал в радиоприемниках. Интернет-СМИ работали с перебоями: "Фонтанка.ру" периодически падала от наплыва посетителей, а "Росбалт" и питерское "Эхо Москвы" не открывались вовсе.

С перебоями работала и сотовая связь, однако дело было не столько в отсутствии электричества, сколько в желании питерцев убедиться, что с их родными и близкими все в порядке. Из-за нагрузки дозвониться до кого-либо было сложно, но волнения были напрасными: о пострадавших в результате неожиданного отключения электроэнергии не сообщалось.

В 19:35 все неполадки в сети электропередач были устранены, и электричество начало поступать к потребителям в полном объеме, а к восьми часам отключенных объектов уже не было. Остановленные ТЭЦ запустили только в четыре часа ночи, но за счет перераспределения мощностей справились и без них. Таким образом, острая фаза "блэкаута" длилась менее часа.

Вечером того же дня в петербургском управлении МЧС сообщили, что жизнь в городе нормализовалась, а большинство последствий отключения электроэнергии устранены. По состоянию на 22:00 пятницы не работала только станция метро "Чкаловская", но вскоре и эта проблема разрешилась.

Глава управления МЧС Леонид Беляев заявил на брифинге, что ничего сложного для Петербурга в отключении электричества на час нет. Также он отметил, что "все социально значимые объекты работали в плановом режиме, все действовали совершенно грамотно и правильно, все было организовано достойно и красиво". Насколько Беляев прав, судить сложно: в конце концов, "блэкаут" произошел не по вине его ведомства и не усилиями МЧС был преодолен. Впрочем, питерцы отмечают, что поначалу было совершенно непонятно, что вообще происходит и сколько это все продлится.

В конечном итоге из-за отключения электричества в Санкт-Петербурге никто серьезно не пострадал. ЧП пришлось на светлое, но уже послерабочее время суток, и самые большие неудобства вылились в слишком долгую дорогу домой. Экономические потери оцениваются в 100 миллионов рублей для бизнеса за вынужденного простоя вечером в пятницу и в несколько десятков миллионов рублей для самих энергетиков.

"Восточная" дает сбой уже не в первый раз. В последнюю пятницу мая 2006 года произошел ровно такой же "блэкаут", только лишь с поправкой на время. Электричество отключилось около четырех часов дня, а к концу рабочего дня свет восстановили. Тогда, что характерно, тоже сетовали на устарелость оборудования подстанции и обещали скоро все починить.

Павел Борисов

Обсудить
Повесть о настоящем дрессировщике
Даже потеряв ноги, он не смог оставить манеж и своих больших кошек
Как это будет по-русски?..
Чему российские пенсионеры учат иностранцев в сети
Протоиерей Павел Хондзинский«Это что-то вроде саморефлексии Церкви»
Первый кандидат теологии о том, почему эта дисциплина достойна называться наукой
«Важны даже маленькие победы»
О чем Путин рассказал одаренным школьникам
Дотыкались
Зачем отправляли на смерть чернокожих коммунистов
Клубенек рукоделия
Картошку с тостером превратили в источник удовольствия и боли
Расходимся
Что скрывается за слухами об iPhone 8
Планета Х (в представлении художника)Сколько их
В Солнечной системе обнаружили новую планету
Ему нужны ваши деньги
Длительный тест VW Amarok: итоги, конкуренты и стоимость владения
Mercedes против Volkswagen
Сравниваем пикап Mercedes-Benz X-класса с VW Amarok
Mercedes E-класса, который уделает любой «Гелик»
Как инженеры Mercedes-Benz для развлечения сделали из E-класса суровый внедорожник
Тест Mercedes S-класса, который стал еще роскошнее
За рулем обновленного Mercedes-Benz S-класса: главное
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве